ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФРЕЙДА ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Объединяющая идея этой книги состоит в том, что все теоретики личности придер­живаются определенных исходных (основных) положений о природе человека. К тому же эти положения, которые невозможно подтвердить или опровергнуть, по­могают устанавливать основные черты различия и сходства между существующи­ми теоретическими направлениями. Теперь, когда мы рассмотрели ключевые кон­цепции психоаналитической теории, проанализируем позицию Фрейда по этим девяти положениям, перечисленным в главе 1. Его позиция по соответствующим положениям выглядит следующим образом (рис. 3-2).

Свобода—детерминизм.Фрейд был убежденным биологическим детермини­стом [Kline, 1984]. Он полагал, что все проявления человеческой активности (дей­ствия, мысли, чувства, стремления) подчиняются определенным законам и детер­минированы мощными инстинктивными силами, в особенности сексуальным и агрессивным инстинктами. Это означает, что Фрейд рассматривал людей преиму­щественно механистически, по его мнению, ими управляют те же самые законы

 

Рис. 3-2. Позиция Фрейда по девяти основным положениям относительно природы человека. (Затемненные области обозначают степень предпочтения одною из двух полярных положений.)

 

природы, которые применимы к поведению других организмов. Если бы это было не так, психология как строгая наука не могла бы существовать.

В подобной теоретической системе нет места для таких понятий, как свобода выбора, личная ответственность, воля, спонтанность и самоопределение. Фрейд отчетливо понимал, что у человека над всем главенствует иллюзия свободы, но все же он настаивал, что люди в действительности не способны «выбирать» между альтернативными направлениями в поведении и действиях и что их поведение обусловлено неосознаваемыми силами, сути которых они никогда не смогут пол­ностью узнать. Фрейд полагал, что простейшими проявлениями детерминизма являются случаи, когда человек забывает, куда положил ту или иную вещь, забы­вает хорошо знакомое имя или адрес, а также описки и оговорки (так называемый "парапракснс"). Он интерпретировал подобные явления как признаки присут­ствия неосознаваемых мотивов.

Рациональность—иррациональность.С точки зрения Фрейда, люди побуж­даемы иррациональными, почти неконтролируемыми инстинктами, которые в зна­чительной степени находятся вне сферы осознания.

Являясь в определенной степени рациональным, эго как компонент структуры личности в конце концов служит средством для реализации требований ид. Един­ственный реальный проблеск рациональности обнаруживается во фрейдовской концепции психоаналитической терапии как средстве достижения стабильных личностных изменений. Доступ в сферу бессознательной мотивации с помощью психоанализа подготавливает почву для самоконтроля и саморегуляции. Кредо Фрейда — где было ид, там будет эго — выражает его оптимизм в отношении того, что силы разума смогут приручить примитивные и иррациональные побуж­дения. Несмотря на наличие тезиса о том, что посредством психоанализа можно достичь высокой степени рациональности, теория личности Фрейда прочно цемен­тирована представлениями о важности иррациональных элементов в поведении человека. С позиций этой теории идея о том, что разумный человек держит под контролем ход событий своей жизни — не больше, чем миф.

Холизм—элементализм.Фрейд опирался на холистическое представление о человеке. Он был убежден в том, что понимание человека возможно на основе изу­чения его как единого целого. Центральным в его теории является описание инди­вида на языке соотношения ид, эго и суперэго. Поведение человека невозможно понять полностью вне контекста динамического взаимодействия этих трех струк­тур психической жизни. Хотя Фрейд полагал, что данные структуры в конце концов должны быть сведены к более элементарному уровню анализа (возможно, био­логическому или неврологическому), сам он никогда не пытался решать эту задачу. Наконец, в построении своей теории он полагался почти исключительно на клини­ческий метод, в котором основной упор делается на целостность личности.

Конституционализм—инвайронментализм.Многие из ранних концепций Фрейда (например, психическая энергия, инстинкты, принцип удовольствия) взя­ты из области нейроанатомии и нейрофизиологии и развиты далее [Weinstem, 1968]. Психоаналитическая теория никогда не меняла своего основного направле­ния, и в целом следует считать, что Фрейд придерживался позиции конституцио­нализма. Как упоминалось ранее, всемогущее ид в его теории составляет врожден­ную конституциональную основу личностной структуры и развития. Кроме того, Фрейд рассматривал психосексуальное развитие как биологически обусловлен­ный процесс, характерный для любого человека, независимо от культуральных влияний. В свете этих представлений то, чем являются люди, в значительной степени представляет собой результат врожденных, генетически наследуемых факторов.

В вопросах понимания поведения Фрейд, напротив, подчеркивал значение влияния окружения на особенности развития человека в раннем возрасте. Он под­черкивал абсолютное, непреложное влияние родителей в ранние детские годы на последующее развитие личности. Более того, эго развивается и вступает в дей­ствие только тогда, когда ид не в состоянии справиться с требованиями среды или окружения, а суперэго является исключительно продуктом социального окруже­ния. Тем не менее, связующее значение факторов окружающей среды все-таки вторично по сравнению с первичностью биологически обусловленных инстинктов.

Изменяемость—неизменность.Возможно, Фрейд больше, чем другие, пред­ставленные в этой книге персонологи, был привержен положению неизменности. Вся его теория о развитии человека основана на посылке, что личность взрослого сформирована опытом раннего детства. Как вы помните. Фрейд описывал инди­видуума продвигающимся в процессе развития через ряд самостоятельных психо­сексуальных стадий. Структура личности взрослого может быть описана в терми­нах психосексуальной стадии, которой человек достиг или на которой произошла фиксация. Таким образом, структура характера каждого индивидуума формиру­ется в раннем возрасте и остается неизменной в зрелые годы.

Хотя Фрейд был убежден в том, что тип характера человека складывается в раннем детстве, он считал психоаналитическую терапию полезной для тех людей, которые стремятся понять истоки своих настоящих проблем. «Соприкасаясь» со своим прошлым опытом н узнавая о нем нечто новое, эти люди учатся более адекватно справляться с настоящими и будущими проблемами. В то же время Фрейд признавал, что аналитические терапевты имеют дело с личностью и пове­денческими моделями, которые повторяются и упрочиваются на протяжении жиз­ни пациентов Пациенты, избравшие для себя психоанализ, должны не только оставить своп несостоятельные стили поведения, но также выработать новые, что само по себе похоже на освоение новых навыков, таких как игра в теннис или изучение иностранного языка. Достижение этих целей если не невозможно вооб­ще, то чрезвычайно трудно и болезненно, особенно если пациенты, по причинам, которые они сами почти не понимают, сопротивляются на каждом этапе данного пути. При этом они используют то же оружие, что и в детстве, когда сопротивля­лись родителям, пытавшимся их социализировать (например, негативизм, доми­нирование, беспомощность, враждебность и отчаяние). Поэтому даже в аналити­ческой терапии очень мало оптимизма по поводу достижения реальных и устойчи­вых личностных изменений в зрелости. Для Фрейда наблюдаемые изменения в поведении являются более часто и едва ли не всегда неглубокими модификация­ми, не затрагивающими глубинной структуры личности.

Субъективность—объективность.Согласно Фрейду, люди живут в субъектив­ном мире чувств, эмоции, ощущений и смыслов. Рассматривая «внутренний мир» индивидуума как важную часть личности, он считал его также и причиной других явлений — объективных состояний типа психических травм, случаев подавления или вытеснения, а также универсальных человеческих побуждении. Таким обра­зом, психоаналитическая теория утверждает, что уникальность индивидуума час­тично обусловлена внешними реалиями (например, родительскими установками и поведением, отношениями с братьями и сестрами, социальными нормами). Появив­шись однажды, эти объективные условия упорно продолжают и далее формировать уникальный внутренний мир человека, имеющий для него исключительно субъек­тивный смысл. В заключение надо сказать, что, хотя Фрейд склоняется к субъектив­ности, это положение не является стержневым в его теории.

Проактивность—реактивность.Изучая вопрос о причинности в объяснении человеческого поведения, Б. Ф. Скиннер [Skinner, 1954] заметил, что Фрейд в объяснении причин поведения следовал традиционной модели изучения внутрен­него мира человека. Следовательно, только в этом смысле Фрейд может быть понят как теоретик личности, придерживающийся проактивного взгляда на при­роду человека. Как будет видно из следующих глав, проактивность у Фрейда совершенно не похожа на проактивность сторонников гуманистического или феноменологического направлений. Суть проактивной позиции Фрейда четко отражена в его концепции мотивации: причинность в отношении всех форм поведения заключается в потоке энергии, поступающей от ид и его инстинктов. Люди не выстраивают свое поведение осознанно; скорее психическую энергию генерируют сексуальные и агрессивные инстинкты, что и определяет разнообра­зие человеческих поступков. Однако индивидуумы не являются проактивными в полном смысле этого слова. Они реактивны в той степени, в какой их инстинкты направляются на внешние объекты, — последние действуют в качестве стимулов окружающей среды, вызывающих то или иное поведение. Например, сексуальные «объекты» в окружении человека инициируют проявление сексуального инстин­кта, и это наводит на мысль об оттенке реактивности в теории Фрейда. Взвесив все аргументы, можно сказать, что позиция Фрейда относительно данного исход­ного положения может быть лучше всего охарактеризована как умеренный ук­лон в сторону проактивности.

Гомеостазгетеростаз.Фрейд был убежден в том. что все человеческое пове­дение регулируется стремлением уменьшать возбуждение, вызываемое неприят­ными напряжениями на уровне организма. Инстинкты ид постоянно требуют внешнего выражения, и люди организуют свое поведение таким образом, чтобы снизить уровень этого напряжения, сформированного энергией инстинктов. Та­ким образом, индивидуумы, вместо того, чтобы стремиться к напряжению или возбуждению, испытывают желание найти состояние, свободное от всякого напря­жения. Данный взгляд Фрейда на мотивацию определенно выражает гомеопати­ческую позицию. С точки зрения психодинамической теории, человек в основе своей предстает побуждаемым ид «удовлетворителем инстинктов», никогда не ищущим условий, которые могли бы нарушить гомеостатический баланс.

Познаваемость—непознаваемость.Есть много указаний на то, что Фрейд при­держивался убеждения о научной познаваемости сущности человека. Например, он настаивал на том, что люди подчиняются тем же самым законам природы, что и любой живой организм. Он также рассматривал людей как биологически детер­минированные организмы, глубинная мотивация которых может быть раскрыта с помощью научно обоснованных методов психоанализа. Разумеется, он никогда не рассматривал психоанализ как исчерпывающую теорию личности [Nuttin, 1956]: Фрейд трактовал его как часть науки психологии и такую систему понятий, кото­рая может во многом пролить свет на природу человека. Вероятно, благодаря изучению естественных наук, он вынес вместе с полученным образованием и отри­цание обоснованности мистицизма, религии и других ненаучных взглядов и веро­ваний вместе с убежденностью и том, что разгадка природы человека доступна только научному знанию.

Итак, мы завершили оценку позиции Фрейда по девяти исходным положени­ям относительно сущности человека. Теперь давайте рассмотрим некоторые эмпи­рические исследования, толчком для проведения которых послужила теория Фрейда.