И КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ

Важным этапом в истории психодинамического направле­ния стало появление не очень связанных между собой тео­рий, авторы которых стремились либо расширить подход Фрейда к личности, либо пересмотреть его. Фрейд при­влекал и воодушевлял многих интеллектуалов, разделяв­ших его взгляды [Gay, 1989]. Некоторые из этих ученых остались верны психоанализу как теоретической системе; они просто отшлифовали его и приблизили к современно­сти. Другие пошли в ином направлении и заняли собствен­ные, часто антагонистические позиции.

Два наиболее выдающихся теоретика, разошедшиеся с Фрейдом и избравшие путь создания своих собственных оригинальных теоретических систем, — Альфред Адлер и Карл Густав Юнг. Оба они с самого начала были участ­никами психоаналитического движения и горячо поддер­живали широту и новизну системы Фрейда. Однако со временем они заявили о своем несогласии с тем. что учи­тель придавал чрезмерно большое значение сексуальнос­ти и агрессии, считая их средоточием человеческой жиз­ни. У других теоретиков также имелись разногласия с Фрейдом по многим позициям, и они продолжали созда­вать конкурирующие между собой школы. Однако, за ис­ключением Адлера и Юнга, ни один из этих ревизиони­стов не создал совершенно самостоятельной теории, кото­рая могла бы соперничать с фрейдовской по масштабу охвата главных аспектов человеческого поведения.

Объем книги не позволяет детально обсуждать теоре­тические подходы обоих ученых к личности. Поэтому мы сосредоточим внимание на Адлере, а после обсуждения его основных концепций уже не так детально рассмотрим стержневые идеи теории Юнга. Разумеется, оба они внесли значительный вклад в наше понимание личности, и некоторые из их идей вписались в основное русло современной психологии. Краеугольным камнем в системе взглядов Адлера является положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума. Как и представители, социально-когнитивного направле­ния, взгляды которых мы рассмотрим в главе 8, Адлер подчеркивал социальные детерминанты личности. Другие значимые темы, поднятые венским психиатром, сфокусированы на способности людей:

■ творить свою судьбу;

■ преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борь­бе за более удовлетворительную жизнь;

■ совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания.

Как и Адлер, Юнг критиковал Фрейда за то непомерное значение, которое он придавал инстинктивным сексуальным побуждениям. Центральная тема, подня­тая Юнгом, отражает идею о том, что на людей оказывают влияние как их устрем­ленность в будущее, так и прошлый опыт. Юнг первым из теоретиков личности доказывал, что для достижения психического здоровья личности ее разнонаправ­ленные тенденции должны быть интегрированы в согласованное целое. Акцент на личностном росте, наряду с другими основными идеями переработанной Юнгом версии классического психоанализа, будет обсуждаться в конце главы.