Обсуждение

Чк.

Экман и Фризен не испытывали каких-либо сомнений, делая выводы из первых полученных ими данных: «Результаты, как у взрослых, так и у детей, подтверждают нашу гипотезу, что специфические выражения лица ассоциированы со специфическими эмоциями» (с. 128). Этот вывод ос­новывался на том 4>акте, что представители племени Южный Фор не имели возможности научения чему-либо, касающемуся эмоциональной экспрессии у лиц западной культуры, и, следовательно, не были бы спо­собны идентифицировать их, если бы эти выражения не оказались уни­версальными.

В целях осуществления двойной проверки своих данных исследовате­ли сделали видеозаписи представителей изолированной культуры Фор, изображавших те же самые шесть эмоциональных выражений лица. Ко­гда затем видеозаписи были показаны студентам колледжа в США, сту­денты правильно идентифицировали выражения, соответствующие каж­дой из этих эмоций.

 

«Данные обоих исследований противоречат взгляду, соглас­но которому все выражения лица, ассоциированные с эмо­циями, являются специфическими для различных культур и лицевая эмоциональная экспрессия является уникальным пат­терном культурно обусловленных реакций, не понятных членам другой культуры» (с. 128).

 

Из полученных исследователями данных был один факт, не соответ­ствующий всем остальным результатам, — это то, что испытуемые гаю­хо различали выражения страха и удивления. Обсуждая этот факт, Эк­ман и Фризен признавали, что определенные культурно обусловленные различия в эмоциональной экспрессии существуют, но настаивали на том, что это нисколько не умаляет ценность свидетельств того, что по­чти все другие эмоциональные выражения одинаково верно интерпре­тировались представителями различных культур. Единственное исклю­чение, о котором идет речь, они объясняли следующим образом. Страх и удивление, возможно, смешиваются «потому, что в этой культуре собы­тия, вызывающие страх, почти всегда оказываются также и неожидан­ными; таковы, например, внезапное появление жителя соседней враж­дебной деревни, неожиданная встреча с привидениями или колдуном и т. д.» (с. 129).