Современные разработки

Сказать, что сотни исследователей использовали теорию локуса конт­роля Роттера с тех пор, как она появилась в 1966 году, это значит сильно недооценить реальные масштабы ее применения. В реальности насчи­тываются тысячи таких исследований! Если вы рассмотрите период с 1997 по 2000 год, время от предыдущего издания этой книги, вы обнару­жите более 600 статей, в которых есть ссылки на ранние исследования Роттера. Это значительно больше, чем ссылки на любое другое исследо­вание, упомянутое в этой книге. То, что так много людей опирается в своих работах на теорию Роттера, говорит в пользу общего согласия с влиянием и обоснованностью интернальности-экстернальности как личностнойхарактеристики. Далее мы рассмотрим несколько примеров подобных исследований из огромного многообразия работ, опирающих­ся на изыскания Роттера Закономерно, что если вы не чувствуете лич­ную, внутреннюю силу и возможность управлять событиями в своей жизни, то, вероятно, чувствуете свою беспомондность и безнадежность, когда у вас что-то не получается. Что ж, беспомощность и безнадеж­ность — это два ключевых симптома депрессии. (Данная проблема бу­дет более детально обсуждаться в этом разделе книги, когда речь пойдет об исследовании Seligman.) Связь между локусом контроля и депресси­ей была подтверждена и расширена в работе Янга и Клама (Yang & Clum, 2000). В этом исследовании было продемонстрировано, как детский стресс, вызванный оскорблениями, нестабильность в семье или общая негативная обстановка в ней создают низкую самооценку, экстерналь-ность, а также являются причиной сильных депрессий и суицидальных тенденций во взрослой жизни.

Очень часто при обсуждении исследований Роттера возникает вопрос религиозной веры. Многие религиозные люди считают, что порой необ­ходимо вложить свою судьбу в руки Бога; в рамках теории Роттера это означает склонность к внешнему локусу контроля с соответствующими негативными последствиями. В Journal of Psychology and Religion описа­но довольно изящное исследование на эту тему (Welton, Adkins, Ingle & Dixon, 1996). Используя различные шкалы и субшкалы теста на локус контроля, исследователи оценивали степень интернальности у испыту­емых, ощущаемый контроль со стороны иных сильных, веру в судьбу и веру во власть Бога. У респондентов, имеющих высокие оценки веры во власть Бога, были, тем не менее, выявлены преимущества, связанные с внутренним локусом контроля. Авторы утверждают, что если человек — экстернал по шкале Роттера, но внешняя власть воспринимается им как исходящая от могучего высшего существа, то такие люди гораздо реже сталкиваются с проблемами, обычно ассоциируемыми с внешним локу­сом контроля (например, бессилие, депрессия, низкие достижения, низ­кая мотивация к изменениям).

Во многих кросс-культурных исследованиях было использовано по­нятие локуса контроля как личностной характеристики. К примеру, рос­сийские ученые изучили локус контроля и приверженность правым по­литическим установкам авторитаризма у студентов колледжей в Рос­сии и Америке (Дьяконова и Юртайкин, 2000). Результаты показали, что у американских студентов больший внутренний локус контроля кор­релировал с более высоким уровнем приверженности авторитаризму; у российских студентов подобной корреляции не наблюдалось. В дру­гом кросс-культурном исследовании, использовавшем шкалу 1-Е Ротте­ра, изучалась психологическая приспособляемость к поставленному ди­агнозу «рак» в глубоко суеверной коллективистской культуре (Sun and Stewart, 2000), Интересно, что результаты этого исследования показа­ли: «даже в культуре, где широко распространены убеждения о суще­ствовании сверхъестественного, он [внутренний локус контроля] поло­жительно связан, а установка на судьбу отрицательно связана с приспо­собляемостью» к таким серьезным диагнозам, как рак (с. 177). Внима­ние исследователей, обращавшихся к работам Роттера, было также направ­лено на следующие проблемы; посттравматические стрессы, проблемы контроля и старение, методики помощи при деторождении, совладание с неожиданным стрессом, зашумленность среды, академическая успевае­мость, преступления в среде «белых воротничков», взрослые дети алко­голиков, домогательства в отношении детей, связь умственного здоро­вья и природных катастроф, использование контрацептивов, а также предотвращение ВИЧ и СПИДа.