Теоретические положения

Когда Колберг утверждал, что моральное развитие стадийно, он исполь­зовал понятие «стадия» в прямом и строгом смысле. Легко рассуждать о какой-либо способности как имеющей стадии развития, но в психоло­гии принято четко разграничивать различия между изменениями, про­исходящими постепенно с течением времени (например, изменения ро­ста человека), и изменениями от стадии к стадии. Так что, когда Колберг ссылается на «определенную структуру стадий морального развития вдетстве и отрочестве», он имеет в виду, что (1) каждая стадия характери­зуется уникальными качественными различиями морального мышле­ния, а не просто все улучшающимся пониманием того, что принято у взрослых в отношении морали; (2) стадии всегда идут в определенной последовательности, так что ни одна стадия не может быть пропущена, и не существует обратного движения; и (3) качественные особенности стадии — это доминирующая характеристика моратьного развития ре­бенка в данный период, при этом ребенок может демонстрировать пони­мание морали соответственно уже пройденным стадиям и порой пере­ходить всвоем понимании на следующую, более высокую стадию (но не дальше). Переход ребенка на более высокую стадию невозможен без поощрения, обучения или практики. Более того, дети склонны задей­ствовать высшую из достигнутых к настоящему времени стадий. Говоря о стадиях морального развития, также важно подчеркнуть, что эти ста­дии универсальны, они возникают в одном и том же порядке, вне зави­симости от индиввдуальньгх различий вопыте и культуре.

Колберг полагал, что его теоретические положения могут быть про­верены на опыте посредством предоставления детям разного возраста возможности делать нравственные суждения. Если объяснения, исполь­зуемые детьми при принятии моральных решений, будут предсказуемо развиваться по мере увеличения возраста, то это станет подтверждени­ем принципиальной истинности теории стадий.