Исследование № 2

Вопрос, заданный в исследовании, звучал так: «Действительно ли люди в коллективистских культурах хотят подчинить свои личные интересы интересам группы?». Участниками были 91 студент из Университета Чикаго, 97 пуэрториканцев и 150 японцев, студентов университета, а также 106 взрослых японцев. Опросник, содержащий 144 вопроса, раз­работанный для оценки коллективистских характеристик, был переве­ден на испанский и японский языки и заполнен всеми участниками, В вопросах теста в первом исследовании прослеживались три коллек­тивистские тенденции: «забота об ингруппе», «близость "я" ингруппе» и «подчинение личных целей целям ингруппы».

Вэтом исследовании результаты представляли собой удивительную смесь из данных, подтверждающих теорию индивидуализма-коллекти­визма и противоречащих ей. Например, японские студенты в гораздо большей степени уделяли внимание взглядам коллег по работе и дру­зей, по сравнению со студентами из Иллинойса, но это отличие не было выявлено в отношении пуэрториканских студентов. Японцы чувствова­ли гордость за себя, когда их ингруппа удостаивалась какой-либо чести, но при этом уделяли внимание взглядам и жертвовали своими личными целями в отношении только некоторых ингрупп. Несмотря на то что конформизм традиционно считается чертой коллективистских культур, у японских участников была выявлен очень низкий уровень конформ­ности; даже ниже, чем у американских студентов. Исследователи также выяснили, что коллективистские культуры постепенно богатеют и ори­ентируются на влияния Запада, что впоследствии может привести к сдвигу в сторону индивидуализма В подтверждение этого зрелые япон­цы больше идентифицировали себя с ингруппой, нежели молодые япон­ские студенты.

Вы можете спросить, каким образом связаны результаты второго ис­следования и теория Триандиса? Триандис интерпретирует их как пре­дупреждение, что не стоит делать слишком решительных выводов отно­сительно коллективистских или индивидуалистических культур; выво­ды должны быть со всей осторожностью примерены к выборочным, конкретным действиям, ситуациям и культурам. Он формулирует эту идею следующим образом:

 

«Данные по этому исследованию указывают нам нанеобхо­димость ограничения и сужения определения коллективиз­ма... на то, что мы должны учитывать каждую сферу социаль­ного поведения в отдельности, и коллективизм, определяе­мый как субординация в соответствии с групповыми нормами, потребностями, взглядами и эмоциональной близостьюв ин-группах, очень специфичендля каждой отдельной сферы и ин­группы. .. Коллективизм принимает различные формы... кото­рые специфичны для каждой культуры» (с.334),