Современные разработки

Степень влияния работы Милграма по подчинению на современные ис­следования лучше всего может быть оценена по тем ссылкам в текущих работах, которые делаются на раннюю методику и открытия этого авто­ра. Начиная с 1960-х годов, когда проводились ранние исследования Милграма, работы сосредоточились на решении двух проблем: склон­ности людей к подчинению авторитетному лицу и этичности обмана в исследованиях с использованием людей в качестве испытуемых.

В статье, написанной Блассом, авторитетным специалистом по рабо­там и деятельности Стэнли Милграма, сделан обзор всех, последовав­ших за его ранними исследованиями, работ по подчинению (Blass, 1999). В общем, Бласс нашел универсальное подтверждение оригинальным открытиям Милграма. Оказывается, за последние почти 40 лет после первого опубликования научных находок Милграма уровень подчине­ния не изменился значительно. А это противоречит многим интуитив­ным ггредставлениям, что, в общем, Америка стала менее почтительной к авторитетам и более охотно высказывает протесты и противодейству­ет приказам, которые не требуют согласия. Другой вопрос, который час­то обсуждается по поводу ранних работ Милграма, касается роли тенде­ра и того факта, что сначала все испытуемые были мужчинами. Давайте задумаемся! Как вы думаете, кто — мужчины или женщины — более склонны к подчинению авторитетной персоне? Бласс выполнил обзор более поздних исследований Милграма и еще ряда других работ на эту тему и выяснил: нет разницы в уровне подчинения между мужчинами и женщинами. Более детально с историей влияния работ Милграма мож­но познакомиться на созданном Блассом великолепном веб-сайте. Его адрес: http://wu'w.stonleymilgraffl.com.

Интересный взгляд на дискуссию, касающуюся обмана в работе Мил­грама, выражен в статье Херреры (Неггега, 1997). Херрера пишет, что исторически сложилось использование обмана в психологических экс­периментах как необходимого условия в определенного рода исследо­ваниях. Он утверждает, что в действительности такой обман в значи­тельной степени обусловлен сознательным выбором исследователей. Они шли на него не столько из научного интереса, сколько из-за обще­ственной значимости проблемы. Херрера идет дальше, высказывая про­вокационную мысль: «Комментаторы часто цитируют работу Стенли Милграма 1960-х годов как предшествующую новому взгляду в отно­шении обмана, и это наводит на мысль, что современные-то психологи твердо придерживаются более просвещенной этической практики. Труд­но найти доказательство для подтверждения этого положения вещей» (с. 23).

С другой стороны, никто не соглашается с тем, что обман необходим сам по себе. Статью для социальных работников Кагел начинает прово­кационной формулировкой уже в ее игривом названии:« Разве мы лжем сами себе об обмане?» (Kagel, 1998):

«Обман обычно считается отклонением от нормы инаруше­нием правды. Однако обман — это общий ипризнанный путь государственных особ держать в рамках иумудряться улажи­вать межличностные отношения... Обман обычно использует­ся в улаживании переговоров, повышении чувства собствен­ного достоинства, защите секретности ивозмещении отсут­ствия силы" (с. 234).

 

Нужно заметить, что Кагел полагает возможным использовать об­ман не только в межличностных отношениях вообще, но также между социальными работниками и их клиентами. Как вам нравится подобное заявление? По жизни ясно; большинство людей несколько обеспокоены идеей, что обман повсеместен. В то же самое время они признают обо­снованность заявления Кагел.

Что же нужно предпринять, чтобы защитить людей от практики без­ответственного обмана в психологических исследованиях, хотя в то же самое время некоторый обман абсолютно необходим и допустим для научного прогресса? Уэндлер (Wendler, 1996) старается найти ответ на этот вопрос, внося предложение, чтобы испытуемым, занятым в таких исследованиях с элементами обмана, была предоставлена возможность «согласия со знанием дела». (См. дискуссию на эту тему в предисловии к данной книге,) Это будет означать, что перед тем как вы согласитесь стать испытуемым в эксперименте, в котором используется обман, вы будете информированы о намерении исследователя предоставить вам ложную информацию о целях. «Это "согласие второго порядка" как под­ход к разрешенному обману, — заявляет Уэндлер, — и представляет наш лучший шанс согласования уважения к испытуемому с нечасто встреча­ющейся научной необходимостью для исследования с обманом» (с, 87).

Другая работа, тоже выполненная Блассом (Blass, 1993), возвращает нас к тому, что стало отправной точкой для работ Милграма: Холокост (геноцид, массовое истребление людей. — Примеч. ред.). Бласс отмечает, что мощное по своему влиянию исследование Милграма оставляет впе­чатление, будто давление ситуации, заставляющей подчиняться, полно­стью перевешивает личностные факторы. Но это впечатление не вполне правильно. Бласс полагает, что характерные различия, такие как лично­стные особенности и система убеждений, могут также предсказывать, будет ли человек подчиняться. Бласс высказывает мнение, что для по­лучения точной картины процесса подчинения авторитету должны учи­тываться взаимодействия внешних и внутренних влияний.