И дальнейшие исследования

Чаще всего критикуется утверждение авторов о полной доказанности того, что восприятие глубины является врожденной способностью чело­века. Как уже упоминалось выше, ко времени участия в эксперименте на визуальном обрыве дети уже научились избегать подобных ситуаций. В более позднем исследовании детей в возрасте 2-5 месяцев помешали на стекло над визуальным обрывом. При этом у всех детей происходило замедление сердечного ритма. Такое замедление считается признаком интереса, а не страха, сопровождаемого, как известно, ускорением серд­цебиения (Campos, Hiatt, Ramsay, Henderson & Svejda, 1978). Это свиде­тельствует, что младшие дети еще не научились бояться падения и при­выкнут избегать таких опасных ситуаций позже. Приведенные результа­ты опровергают выводы Гибсон и Уолка.

Нужно, однако, заметить: пока идет дискуссия о том, когда мы при­обретаем способность определять глубину («нативисты против эмпири-стов»), многие исследования, направленные на решение этого вопроса, проводятся с использованием устройства с визуальным обрывом, раз­работанного Гибсон и Уолком. Кроме того, другие исследования с ис­пользованием визуального обрыва дали неожиданные результаты.

Примером может служить работа Сое, Эмде, Кэмпоса и Клиннерта (Sorce, Ernde, Campos & Klinnert, 1985). Они помещали годовалого ребен­ка на визуальный обрыв, где уступ был не глубоким и не мелким, около 75 см. Когда ребенок доползал до обрыва, он останавливался и смотрел вниз. На другой стороне стола его ждала мать, как и в эксперименте у Гиб­сон и Уолка. Иногда мать просили изображать на лице страх, а в другом случае — безмятежность и интерес. Когда ребенок видел выражение стра­ха на лице матери, он отказывался ползти дальше. Однако большинство детей, которые видели, что мать выглядит довольной, проверяли поверх-i юсть на ощупь и отправлялись через обрыв. Когда уступ ликвидировали, дети ползли к матери, не обращая внимания на выражение ее лица. Этот способ невербального общения, использованный детьми для проверки правильности своего поведения, называется (юциальньш обращением.