Современные разработки

Изобретение Гибсон и Уолком визуального обрыва до сих пор оказыва­ет сильное влияние на исследования человеческого поведения, воспри­ятия, эмоций и даже психического здоровья.

Эдольф и Эпплер (Adolf & Eppler, 1998) цитируют Гибсон и Уолка в своей работе по изучению того, как дети приобретают способность ори­ентироваться на местности при переходе от ползания к ходьбе. Вы, навер­ное, замечали, что дети, начинающие ходить, склонны к исследованию новых поверхностей, камней, песка или (скорее всего) грязи. Эдольф и Эпплер утверждают, что именно таким образом наша визуальная система обучается тому, какое влияние оказывает неровность поверхности на равновесие тела и как компенсировать всяческие изменения под нога­ми. Благодаря этому мы в конце концов перестаем так часто падать!

В другом недавнем исследовании рассматривается возможность ис­пользования виртуальной реальности для того, чтобы помочь детям с по­роками развития приспособиться к физическим условиям окружающей среды. Стрикленд (Strickland, 1996) разработал систему, включающую виртуальную реальность, которая позволяет детям, страдающим аутиз­мом, безопасно исследовать окружающий мир и взаимодействовать с ним. Аутизм — это серьезное умственное расстройство, при котором у ребенка отмечается отсутствие взаимодействия с окружающими, нару­шение развития речи, различной степени умственная отсталость, иногда с проблесками гениальности, и сильное стремление избежать каких-либо изменений в окружающей среде (помните Раймонда Бэббита в прекрас­ном исполнении Дастина Хоффмана в фильме « Человек дождя»'?). Час­то такие дети подвергают себя опасности, потому что их восприятие или нарушено, или не развито. Они не в состоянии оценить высоту ступень­ки, как, например, в случае с визуальным обрывом, и обречены на паде-

ния и травмы. По мнению Стрикленда, использование виртуальной ре­альности позволяет создать обучающие программы, которые дают ре­бенку возможность приобрести ценный опыт, не подвергаясь истинной опасности физической травмы.