Теоретические основания

Н. Спанос полагал, что все действия, обычно приписываемые состоя­нию гипнотического транса, находятся в рамках нормальных человечес­ких возможностей произвольного характера. Он считает, что единствен­ной причиной, по которой люди считают себя загипнотизированными, является интерпретация их собственного поведения как нахождения под гипнозом, что соответствует их ожиданиям в отношении гипноза. Спа­нос считает процесс гипнотизирования ритуалом, который в западных культурах имеет большое значение. Люди ждут того, что они потеряют контроль над своим телом, и когда процесс введения в гипнотическое состояние начинается, они, в свою очередь, начинают верить, что их доб­ровольные действия становятся автоматическими и направляемыми. В качестве примера Спанос приводит то, что на раннем этапе введения человека в гипнотическое состояние ему даются определенные указа­ния для произвольного выполнения, такие как «расслабьте ноги», при этом последующие указания носят уже характер внушения — «ваши ноги становятся мягкими и тяжелыми».

До 1982 года, когда была написана указанная статья Спаноса, его ра­боты, в сотрудничестве с коллегами, в течение почти десяти лет демон­стрировали, сколько эффектов, приписываемых состоянию гипнотичес­кого транса, могут быть объяснены так же просто (или же еще проще) и не столь мистически.