Убеждение, что поведение носит непреднамеренный характер

После введения в состояние гипнотического транса людей обычно про­сят пройти несколько испытаний для того, чтобы определить, находит­ся ли человек под гипнозом или нет. Спанос утверждает, что в данных испытаниях людям часто предлагают убедить себя, что с ними происхо­дит нечто неординарное. Гипнотические задания предполагают подоб­ные внушения: «ваша рука настолько тяжелая, что вы не можете ее под­нять; ваши руки связаны какой-то силой, и вы не можете разделить их; наша рука такая же жесткая, как стальной брусок, и вы не можете ее со­гнуть; вы чувствуете тяжесть в теле и не можете встать». Спанос полага­ет, что данные внушения содержат два взаимосвязанных предписания. Сначала человека просят сделать что-либо, а затем проинтерпретиро­вать действие как непроизвольно совершенное. Некоторые люди оказы­ваются неспособными отреагировать на данное внушение. Эти люди не понимают, что они должны произвольно сделать какое-то действие, что­бы инициировать внушаемое поведение; вместо этого они просто сидят и ждут, пока их руки или тело не начнут двигаться. Другие реагируют на внушения, но осознают, что они действуют преднамеренно. Также су-Шествуют те, кто соглашается с обоими предписаниями; они реагируют на внушение и интерпретируют свою реакцию как находящуюся за пре­делами их собственного контроля.

Спанос полагает, что интерпретация поведения, как добровольного нлп недобровольного, зависит от того, как сформулировано внушение. ^ одном из твоих исследований Спанос пропел дне группычерез проце-ДУру введения в гипнотическое состояние. Внушения действия для пер­вой группы формулировались следующим образом: «Ваша рука легка, и °на поднимается». Другую группу непосредственно инструктировали в отношении того же действия: «Поднимите вашу руку». Затем испытуе-Мь,х спрашивали, считали ли они свое поведение преднамеренным или наоборот. Испытуемые в группе внушения чаще интерпретировали свое поведение как принудительное, по сравнению с группой, которой дава­лись непосредственные инструкции.

Прямо сейчас, читая эту страницу, вытяните свою левую руку и по­держите ее в таком положении несколько минут. Вы заметите, что она становится тяжелее. Тяжесть в руке — это не результат гипноза; причи­ной является сила тяжести! Так что если вы загипнотизированы и вам внушают, что вытянутая рука тяжелеет, вам будет очень легко припи­сать стремление опустить руку силе принуждения (а вы ведь в любом случае хотите опустить руку!). А если вам внушают, что ваша рука легка и поднимается? Если вы поднимаете свою руку, вам будет гораздо труд­нее проинтерпретировать свои действия как непроизвольные, так как вам придется проигнорировать противоречащую обратную связь со сто­роны силы тяжести. Спанос проверил эту идею и выяснил, что интер­претировать поведение подобным образом было сложнее. Люди, кото­рые верили, что они загипнотизированы, были склонны скорее иденти­фицировать как непреднамеренное именно действие опускания руки, нежели поднятия руки. С традиционной точки зрения, направление дви­жения руки не должно иметь значения; оно в любом случае должно рас­цениваться как принудительное извне.

Внушения в отношении загипнотизированных часто содержат просьбу представить определенные ситуации с целью произвести желаемые дей­ствия. Если вы подвергались гипнозу, вам могли внушать, что ваша рука окостенела и вы не можете ее согнуть. Для подкрепления данного вну­шения вам говорили, что ваша рука в гипсе. Спанос считал, что неко­торые люди смогут погрузиться в воображаемое глубже других. Это приведет их к уверенности, что их реакция непреднамеренная. Спанос утверждал, что если вы глубоко вовлечены в воображаемое, то не смо­жете сфокусироваться на информации, которая предупреждает вас, что фантазия — это не реальность. Чем более живо вы представляете гипс, его текстуру и крепость, как он туда лопал и т. д., тем меньше вероят­ность вспомнить, что это всего лишь плод вашей фантазии. Если глубо­кое погружение произошло, вы будете склонны поверить, что ваше дей­ствие «окостеневшей рукой» было совершено не по вашей воле, тогда как на самом деле все было наоборот. В подтверждение этого Спанос выяснил, что если испытуемых просили оценить степень своего погру­жения во внушаемый сценарий, то чем выше была оценка погружения, тем в большей степени испытуемые интерпретировали свое поведение как совершаемое не по собственной воле. Спанос также отмечает, что чувствительность человека к гипнозу коррелирует с его общей тенден­цией погружения в другие виды деятельности, такие как чтение, музыка или мечтания. Следовательно, такие люди более склонны к внушению в процессе гипнотизирования.