Обсуждение

В заключительных замечаниях по своей статье 1948 года Толмен сосре­доточил внимание на различии между ограниченными маршрутными и более широкими и подробными картами. Перенося свои идеи на челове­ка, Толмен выдвинул гипотезу: хорошо детализированные карты наше­го социального окружения полезны человеку, в то время как узкие, подоб­ные ленте карты могут привести к негативным состояниям и установкам, таким как душевная болезнь, или предрассудки и дискриминация. Взгля­ды Толмена основывались на результатах исследования, показавших, что когда крысы были излишне мотивированы (то есть слишком голодны) или слишком фрустрированы (много тупиковых ответвлений в лабирин­те), они демонстрировали тенденцию к созданию очень «узких» карт и в меньшей степени проявляли способности к построению сложных по­дробных карт, описанных Толменом в своей работе. Известно, что Тол­мен не был ни клиническим, ни социальным психологом, но именно он предложил возможное объяснение некоторых социальных проблем об­щества Пословам Толмена:

 

«Сноваи снова люди действуютв состоянии«затмения» из-за слишком сильной мотивации и чересчур интенсивной фру­страции, и в этом ослеплении... ненавидят аутсайдеров. Вы­ражение их ненависти распространяется во все стороны — от дискриминации меньшинств до конфликтов мирового мас­штаба.

Что могут Небеса или Психология поделать с этим? Мой от­вет таков: вновь и вновь говорить о силе разума, заключен­ной именно в широких когнитивных картах... Мы не смеем позволить себе или другим стать такими слишком эмоцио­нальными, такими голодными, такими больными, настолько сверхмотивированными, что будем способны создавать толь­ко узкие, ограниченные когнитивные карты. Мы все... долж­ны быть достаточно спокойными и достаточно сытыми, что­бы иметь возможность создавать правдивые подробные кар­ты... Короче говоря, мы должны предоставить нашим детям и самим себе (как добрый экспериментатор сделал бы для сво­их крыс) оптимальные условия умеренной мотивации и отсут­ствия ненужных фрустраций — сейчас и всегда, — пока суще­ствует данный нам Богом огромный лабиринт — мир, в кото­ром мы живем» (с. 208).