Теория умственного усилия наметила новые пути решения проблемы локуса селекции в системе переработки информации. Уже говорилось, что автор этой теории, Д. Канеман считал ее дополнением, а не альтернативой теориям бутылочного горлышка. Однако вскоре были предприняты попытки объединить оба аспекта (интенсивности и избирательности) в рамках единого подхода. Одна линия развития стала утверждать примат представления об ограниченных ресурсах мощности системы переработки. Здесь селекция рассматривается как неизбежный результат распределения ограниченных ресурсов. Подвижным и гибким образом они размещаются по всей линии переработки. Проблема локуса селекции оттесняется поэтому на второй план комплексом вопросов относительно видов и природы ресурсов, закономерностей и механизмов их распределения.
Дж. Ризон пишет:
"Взгляд на внимание как на ограниченные, но весьма подвижные ресурсы управления устраняет необходимость постулирования с целью объяснения селекции, какого-то, подобного фильтру, механизма. В теории ресурсов селекция имплицитно задана природой внимания как ограниченного предмета потребления, распределяемого на ограниченную группу сущностей, хотя число предположений относительно этой группы очень велико. Следовательно, глубоких уровней переработки достигнут лишь те элементы задачи, идеи и события, которые получили определенный, критический вклад этих ресурсов" (Reason, 1990, с. 29).
гадочных и фантастических произведений в мировом искусстве. Авторы не сомневаются, что ключ к разумному объяснению этой картины все-таки будет найден. Некоторые психологи нашли этот ключ в работе Д. Канемана. За разнообразием проявлений ограниченности системы переработки информации они вновь увидели единую причину, теперь лежащую не в какой-то определенной части системы, а в резервуаре умственного усилия, используемого всеми ее компонентами. Основные постулаты и положения модели внимания как умственного усилия и представление о единых, ограниченных ресурсах переработки информации остаются предметом острых дискуссий вплоть до настоящего времени. Дальнейшее развитие идей Д. Канемана осуществлялось как на материале эмпирических исследований, так и по линиям их теоретической разработки и включения в более широкий контекст.