На формирование политической мысли в Беларуси вместе с социально-экономическими факторами оказывала влияние ее историческая судьба, в частности пребывание в составе Древнерусского государства (IX -XI вв.), Великого княжества Литовского (XIII -XVIII вв.) и Российской империи.
Первые письменные памятники политического характера в Беларуси были посвящены укреплению феодальной власти и утверждению христианской религии. В частности, это было характерно для произведений таких древне-белорусских мыслителей, просветителей и общественных деятелей, как Ефросинья Полоцкая (1120-1173) и Кирилл Туровский (1130-1182).
В процессе укрепления феодально-крепостнических порядков в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемойтском, в состав которого входили и белорусские земли, появляются опубликованные на древнебелорусском языке правовые акты. Наибольший интерес представляют Первый (1529), Второй (1566) и Третий (1588) Статуты ВКЛ (кодексы государственных законов), создавшиеся в противовес церковному каноническому праву, которым до 16 в. Руководствовались и светские суды.
У истоков гуманистического движения в Беларуси стоял белорусский первопечатник и просветитель Франциск (Георгий) Скорина (около 1490-1541).Политические воззрения Скорины были направлены на утверждение в народе правосознания, а в государстве — правосудия и справедливости. Закон, по мнению Скорины, должен быть основой, на которой существует общество. Отсутствие законности ведет к хаосу и разрушению единства общества, его гармонического развития. Вместе с тем закон должен базироваться на морали и в первую очередь на таких нравственных ценностях, как человеколюбие и справедливость. В стране необходимо установить культ законов. Они везде и всеми должны трактоваться адекватно. Важнейшее условие действия законов — пользование всеобщим уважением. Как и Аристотель, он считал, что законы должны служить общему добру.
К сторонникам эволюционного направления, помимо Ф.Скорины, относились Микола Гусовский, Сымон Будный, Михалон Литвин, Андрей Волан, Лев Сапега и др.
Различные подходы к феодальным порядкам нашли свое отражение в произведениях Симона Будного (1530—1593) "Катехизис" и "О светской власти". Он остро критиковал и опровергал взгляды гуманистов-радикалов. Основываясь на положениях "Библии" и по-своему трактуя их, он категорически отвергал предложения гуманистов-радикалов об отказе богатых от своих богатств, о продаже ими своей собственности и использовании выручки для улучшения положения бедных, о введении всеобщего равенства. Одним из доводов, выдвигаемых им против идей ликвидации слоя богатых собственников, было то, что если этот слой исчезнет, то кто же тогда будет помогать бедным, давать милостыню нищим, ибо после избавления от собственности бывшим богатым людям придется самим побираться.
Широко известный в свое время своим произведением "Песнь о зубре" белорусский гуманист Микола Гусовский (около 1480 — после 1533) наряду с проблемой взаимоотношений человека и общества с природой в своих опубликованных работах излагал и политические взгляды. Особое место в суждениях о политике им отводилось чертам идеального правителя государства.
Следует отметить, что идеи Возрождения и Реформации в Беларуси выражались и поддерживались не только учеными и литераторами, но и некоторыми представителями правящей верхушки Великого княжества Литовского. В их числе был и Лев Сапега (1557 — 1633), занимавший посты подканцлера, канцлера государства, виленского воеводы, гетмана. Это был прогрессивный и здравомыслящий политик, выражавший прежде всего интересы шляхетского сословия. Он выступал за единое, централизованное, независимое и правовое государство, законы в котором защищают не только управляющих, но и управляемых. Суверенитет Великого княжества Литовского он отстаивал от посягательств как Польши, так и Московии. Свои взгляды он выразил, в частности, в предисловии и статьях Статута Великого княжества Литовского 1588 г., главным редактором которого являлся.
В среде феодалов было немало и противников идей Реформации и Возрождения. Одним из активных защитников католицизма, феодализма и монархизма был церковно-религиозный и политический деятель Речи Посполитои, первый ректор Виленской академии Петр Скарга (1536—1612). Являясь сторонником идей Ф.Аквинского, он требовал подчинения светской власти церковной, а короля — папе римскому. Очень резко выступал против шляхетского сословия, обвиняя его в распространении идей Реформации.
Основной политической темой в трудах белорусских мыслителей XVI — XVIII вв. была борьба с польскими феодалами и защищавшей их интересы католической церковью. Одним из таких борцов был брестский судья Казимир Лыщинский (около 1634 — 1689). Его политический идеал — крепкое государство с просвещенным монархом.
Особое место в общественно-политической мысли XVII —XVIII вв. занимала проблема освобождения Беларуси от Польши и воссоединения ее с Россией. Виднейшими представителями этого движения были Симеон Полоцкий, Афанасий Филипович и другие общественно-политические деятели этого периода.
Развитие капиталистических отношений в экономике, оживление общественного движения в первой половине XIX в. активизировали развитие просветительства в Беларуси. Центром науки и культуры Северо-Западного края в это время был Виленский университет, в котором учились белорусы, литовцы и поляки.
Наиболее ярким представителем революционно-демократического движения в Беларуси был Кастусь (Константин, Викентий) Калиновский (1838—1864). Еще будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, он попал под влияние революционно-демократических идей Герцена, Чернышевского, Огарева, Белинского. Приехав в Беларусь, занялся революционной деятельностью, создал нелегальную революционную организацию, участвовал в подготовке издания революционно-демократической газеты "Мужицкая правда". В 1863 г. возглавил восстание в Беларуси и Литве, направленное против крепостничества и царского самодержавия. Конечная цель восстания — искоренение имущественного и сословного неравенства и установление демократического строя, при котором земля должна принадлежать крестьянам, а все государственные дела будет решать сам народ. После разгрома восстания в 1864 г. Калиновский был казнен.
Калиновский положил начало народническому движению в Беларуси. В 70 — 80-е гг. идеи народничества поддерживали и пропагандировали С.Ковалик, Н.Судзиловский, И.Гриневицкий, Ф.Богушевич, С.Лучина, А.Богдановичи другие известные белорусские ученые и литераторы. Многие из них были связаны с организацией "Народная воля" и разделяли взгляды русских народовольцев.
Затем, уже в 20 в., насущные социальные и национальные потребности трудового белорусского народа в духе революционно-демократической традиции выражали Алоиза Пашкевич (Тётка), М. Багданович, Я. Купала, Я. Колас. (1906—1915 гг. газетА"Наша нива").
Революционно-демократическая традиция была преобладающим, но не единственным направлением политической мысли Беларуси в XIX - начале XX в. Ей противостояло главным образом идейно-политическое течение, получившее название западноруссизма. Впервые оно обозначилось в эпоху царствования Николая 2, однако как идейное направление окончательно оформилось после восстания 1863,ж. В ходе эволюции западный руссизм, имея в целом устойчивую систему взглядов, приобрел несколько оттенков и разновидностей, вобрал в себя значительное число сторонников. Среди наиболее видных западноруссистов в разное время были Иосиф Семашко (1799—1868), Ксенофонт Говорений (ок. 1811—1871), Михаил Коялович (1828-1891), Лукьян Солоневич (1868-?) и др. В чем же суть их идейно-политических взглядов?
Если представители первого, революционно-демократического, течения политической мысли в целом выступали с национально-белорусских позиций, рассматривали Беларусь как самобытную страну, в той или иной мере отстаивали возможность ее независимого от Польши и России развития, то сторонники западнорусской традиции считали, что Беларусь не является отдельной страной и что, следовательно, она не в состоянии самостоятельно ультурно и политически развиваться.
С падением самодержавия и распадом Российской империи на первое место в общественно-политической жизни Беларуси выдвигается становление белорусской национальной государственности.
Одна часть революционных сил, главным образом в лице партии Белорусская социалистическая громада, заняла национально-демократические позиции. Она стала осуществлять идею национального самоопределения белорусов в форме образования ими своего независимого демократического государства. Активными проводниками этой политической линии были такие деятели БСГ, как А. И. Луцкевич, И. И. Луцкевич, В. Ю. Ластовский, А. И. Цвикевич, А. В. Прушинский (Алесь Гарун), И. Я. Воронко, А. А. Смолич и др. В результате их усилий 25 марта 1918 г. в условиях оккупации белорусских земель немецкими войсками была провозглашена Белорусская Народная Республика. И хотя БНР не нашла поддержки со стороны широких народных масс и не получила международно-правового признания, ее провозглашение объективно явилось одним из факторов последующего становления белорусской государственности.
Другая часть революционных сил, представленная преимущественно их большевистским крылом, поначалу не имела достаточно ясного представления о форме будущей государственности белорусского народа. В итоге была сформулирована идея образования федерации равноправных советских национальных республик. Практическое ее осуществление в Беларуси возглавляли Д. Ф. Жилунович (Тишка Гартный), О. Л. Дыло, В. С. Фальский, А. Г. Червяков, Д. С. Чернушевич, Ф. Г. Шантырьи •другие деятели большевистской партии. После изгнания из Беларуси германских войск 1 января 1919 г. была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика. В 1922 г. она вошла в состав СССР.
Образование Белорусской ССР и ее развитие в союзе с другими народами бывшей Российской империи явилось новым, исторически обусловленным, закономерным этапом в становлении государственности и развитии самосознания белорусского народа. В рамках БССР белорусы получили хорошую возможность приобретения столь необходимого им в нынешних условиях опыта самостоятельной государственной жизни. Здесь уместно будет заметить, что это понимало и большинство политических деятелей БНР, которые в последующем признали БССР и, вернувшись в 20-е годы из эмиграции на родину, включились в созидательную работу на пользу своего народа.
Но также следует заметить, что в советское время в Беларуси, России и других республиках СССР идеологический плюрализм был подавлен. Господствующее положение в политической науке и практике заняла марксистско-ленинская идеология.
С начала 90-х годов открылся новый этап развития государственности Беларуси. В начале XX в. в Беларуси имел место широкий спектр идеологических доктрин и политических течений: либерально-буржуазное, социал-демократическое, большевистское (коммунистическое) и др.