В зависимости от того, кто имеет приоритет среди источников власти (индивид, социальная группа или в целом народ), теории и реальные модели демократии делятся на индивидуалистические, плюралистические (групповые) и коллективистские.
Индивидуалистические, или либеральные, демократии базируются на приоритете личности, индивида над обществом, над государством. Личность первична, она составляет основу гражданского общества и государства, является в конечном счете источником власти.
Существенная черта классической либеральной теории — представительная демократия. Сторонники либеральной демократии особую роль отводят представительным органам. Воля народа, по их мнению, выражается не прямо, а через представителей, избираемых народом. В такой интерпретации демократия представляет собой конкуренцию равноправных по отношению к власти политических сил с неопределенными заранее результатами. Массам, как подчеркивал М.Вебер, предоставляется возможность выбирать между конкурирующими элитами, оказывать им поддержку. Что касается государства, то его деятельность заключается в охране общественного порядка, обеспечении безопасности и юридической защите прав граждан. Еще одна главная идея этой концепции — разделение властей, создание сдержек и противовесов как условие эффективного контроля граждан над государством, способ исключения злоупотреблений власти. Особое место в либеральной демократии отведено ограничению власти большинства над меньшинством, которое вправе иметь свое мнение и отстаивать его в рамках закона.
Исходная идея плюралистической концепции — главная движущая сила политики в современном демократическом государстве не личность, не народ, а группа. Только в группе (семейной, профессиональной, этнической,религиозной и т.д.), а также в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. С помощью группы личность может выразить и политически защитить свои интересы. Народ же рассматривается как сложное, внутренне противоречивое образование, и поэтому он не может выступать главным субъектом политики. Плюралистическая демократия представляет собой в некотором роде механизм урегулирования возникающих в обществе конфликтов. В плюралистической модели политическая система — сложный механизм, в котором участвуют группы, взаимно сдерживающие и уравновешивающие друг друга в процессе реализации своих интересов. Она предполагает наличие в обществе множества центров власти, вступающих в конфликты, соглашения, компромиссы, которые ведут к принятию взаимоприемлемых решений.
Существует несколько вариантов концепции плюралистической демократии, но все они при всей их специфичности обладают следующими общими чертами:
1) центральным элементом демократической политической системы признаются интересы группы, которая гарантирует их реализацию, а также права и свобода личности. Сама личность оттесняется на второй план, хотя и не отрицается ее статус как первичного субъекта власти;
2) социальной основой демократической власти, ее динамики является соперничество и баланс интересов различных групп;
3) значительное расширение сферы деятельности государства, рассмотрение его как арбитра, сохраняющего равновесие соперничающих интересов и обеспечивающего саморегулирование всего общества;
4) забота о формировании демократической политической культуры, которая рассматривается как условие цивилизованного характера борьбы интересов и относительно безболезненного разрешения конфликтов;
5) поддержка государством социально ущемленных групп и индивидов с целью повышения их жизненных шансов и укрепления социальной справедливости.
Плюралистическая демократия весьма популярна в мире, но и она имеет ряд недостатков, мешающих ей вплотную приблизиться к идеалу прямого народовластия. Скажем, в западных странах с плюралистической демократией политическое управление все больше зависит от лоббистских объединений и бюрократии и все меньше — от парламентов и партий.
Сторонники коллективистских демократий, или идентитарных (идентичность, тождество), основой политической власти считают народ в целом или его часть — большие социальные группы. Идентитарная демократия характеризуется господством единой, общенародной государственной воли над волей отдельных граждан. При этом исключается соревновательность интересов и ценностей, отвергается легитимность конфликта интересов, отрицается автономность личности. В итоге подрывается свобода выбора и политического самоопределения личности, а стало быть, основная предпосылка демократии.
Наиболее характерным выражением коллективистской демократии явилась теория "социалистической демократии", реализация которой не увенчалась успехом. В действительности "социалистическое народовластие" с его политическими институтами оказалось ширмой для прикрытия тоталитарных структур общества, появления нового господствующего класса — номенклатуры. Абсолютизация общей воли народа и вытекающее отсюда подавление индивидуальных воль — прямой путь к "тирании" большинства, к диктатуре политических сил, которые практически узурпируют общую волю и подменяют ее своей бюрократической. Все известные диктаторы XX в. выступали от имени народа и как бы по его поручению. И все же, несмотря на неудачность своих практических попыток, социалистическая концепция сделала шаг вперед, увязав политическую демократию с социальной. Речь идет о популярной в 90-е гг. идее демократического социального государства.
Современные теории демократии различаются в зависимости от того, какая форма демократии преобладает — прямая (плебисцитарная) или представительная (репрезентативная).
Прямая, или непосредственная, демократия — это такая форма организации и управления общественной жизнью, при которой народ непосредственно участвует в осуществлении государственно-властных функций (вече, референдумы, выборы на осйове всеобщего избирательного права). Представительные же органы сводятся к минимуму и являются полностью подконтрольными гражданам. Такими были афинская демократия и народные самоуправления в древних Новгороде и Полоцке.
Достоинство непосредственной демократии заключается главным образом в том, что она обеспечивает наиболее полное участие членов данного сообщества в управлении своей общественной жизнью; сводит к минимуму отчуждение народа от институтов власти, упрочивает легитимность последних, наконец преграждает путь для бюрократизации управления.
Есть, однако, и существенные недостатки прямой демократии. Это ее невысокая эффективность и недостаточная компетентность, поскольку важнейшие решения принимаются широким кругом никем не контролируемых и не несущих за это ответственности непрофессионалов; повышение опасности тоталитаризма или популистского авторитаризма вследствие подверженности масс идеологическому влиянию и их склонности к уравнительности, ущемлению свободы за счет равенства; невозможность привлечь большинство граждан к систематическому участию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы, так как основная масса населения не желает добровольно заниматься политикой.
Представительная (репрезентативная) демократия предполагает компетентное и ответственное перед народом представительное управление и является самой распространенной формой. Представительство, полномочия, образование промежуточных властных структур, конституционность, политические партии, выборы — таковы элементы современной представительной демократии. Еще в конце 20-х гг. известный социалист К.Каутский отмечал: "Пресса, партии и парламент, включая сюда ответственное перед парламентом правительство, — эти три "П" суть основные органы современной демократии".
Главным элементом является ответственность на всех уровнях власти и государственного управления, в то время как принцип Соучастия граждан оттесняется на второй план, хотя в целом и не отвергается, ибо без признания народа источником и высшим контролером власти демократия невозможна уже по своему определению ("народовластие"). Поэтому воля народа не отождествляется здесь с его прямым участием. Она выражается как непосредственно на выборах, так и делегируется депутатам и представительным органам власти, которые в пределах своих полномочий самостоятельно формируют народную волю, а порой действуют вопреки ей под свою ответственность. Интересно в этом отношении определение, данное немецким политологом Р. Дарендорфом: "Демократия — не "правление народа", такого на свете просто не бывает. Демократия — это правительство, избираемое народом, а если необходимо, то народом и смещаемое; кроме того, демократия — это правительство со своим собственным курсом".
Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля, доверия, конституционного ограничения компетенций органов власти, должностных лиц и их полной независимости в пределах закона.
Политическая практика показывает, что абсолютно совершенных форм демократии не бывает, поэтому и представительная демократия имеет ряд недостатков. Самый существенный из них — народ может влиять на политику только во время выборов. В промежутках (несколько лет) между ними он фактически отстранен от власти. Налицо также и неизбежная бюрократизация, отрыв депутатов и чиновников от рядовых граждан, приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп, прежде всего обладающих капиталом, и т.д.
И все же по сравнению с непосредственной представительная демократия обладает более высокой эффективностью, рациональной организацией политической системы, компетентностью и ответственностью лиц, принимающих решения.
Теория представительной демократии близка к концепции элитарной демократии. Сторонники последней утверждают, что в реальности, даже в условиях достижения господства демократического большинства, политические решения принимаются преимущественно меньшинством, демократической элитой. Демократия в этом случае состоит в открытости формирования элит и подконтрольности их деятельности по осуществлению власти и управления.
В мировой политической практике концепции демократии были реализованы в основном в американской и западноевропейской моделях.
В основе американской модели демократии лежат три принципа: 1) равенство людей (все созданы равными); 2) свобода их самовыражения; 3) признание способности индивида и общества в целом к совершенствованию.
Американская демократия плюралистична. Она связана с многообразием групп интересов, пестрой мозаикой религиозных, профессиональных, семейных и локальных ассоциаций гражданского общества и обусловленной этим обстоятельством необходимостью компромиссов. Она носит и элитарный характер. Правящий слой состоит из нескольких элит: промышленной, бюрократической, военной. Политическая элита в Америке в большинстве своем состоит из представителей делового мира, профессиональные политики составляют меньшинство. В эту ограниченную элиту входят представители различных доминирующих в американском обществе групп интересов. Такую модель американский политолог Р.Даль называет полиархией.
Особое место в американской модели отведено системе сдержек и противовесов, включающей следующие элементы:
1) различные пути формирования высших органов государственной власти, в частности Конгресс избирается путем прямых выборов по избирательным округам, а президент — косвенным путем, коллегией выборщиков, которых избирают на всеобщих выборах;
2) различные сроки полномочий у каждого органа государственной власти: у членов нижней палаты — 2 года, у сенаторов — 5 лет, у президента — 4 года, членов Верховного суда назначают пожизненно;
3) ограничение каждой ветви власти при всей своей независимости полномочиями других властей. Президент при принятии законодательных актов использует право "вето"; Конгресс выполняет исполнительную функцию, поскольку назначает ряд высокопоставленных чиновников и ратифицирует договоры. Кроме того, он выполняет судебную функцию — за Конгрессом закреплено право на импичмент. И наконец, американская система демократии жестко ограничена двухпартийностью.
В Европе современная демократия представлена., британской и французской моделями. Британская демократия носит плюралистическо-элитистский характер. Правящие элиты, как правило, формируются из родовых кланов, высших чиновников и финансовой олигархии, а также профессиональных политиков. В этой модели особое место отведено институту парламентаризма и его верховенству над правительством. В полномочия парламента входят: а) легитимация существующей политической системы и деятельности правительства; б) контроль за политикой правительства; в) политическая интеграция граждан.
Особенностью британской демократии является высокая легитимность политических институтов, политической власти, признание большинством населения обязанности подчиняться правительству, закону. Господство права — существенная сторона демократических отношений и институтов в Англии. И это при отсутствии писанной конституции. В Англии доминирует гражданская политическая культура (антиэтатистское сознание, постепенный характер развития общественной жизни, терпимость к различным взглядам и позициям, признание роли традиций и т.д.).
В отличие от англосаксонской демократии французскую модель можно охарактеризовать как популярную демократию, которая предполагает не только выборы всех институтов политической власти, но и референдумы по важнейшим проблемам, включая внесение изменений в Конституцию. Прежде всего необходимо подчеркнуть высокую легитимность и президента и парламента, ибо они избираются всенародно. Президент является гарантом стабильности государственных институтов. Он обладает правом роспуска парламента и назначения внеочередных выборов. В свою очередь парламент, кроме законотворчества, имеет право отправить в отставку правительство. Правительство же, являясь коллегиальным и солидарным органом, назначается президентом и вместе с ним составляет исполнительную власть в республике. Конституция гарантирует основные социальные и политические права.
Из множества коллективистских теорий и моделей современной демократии следует выделить социал-демократическую, которая под воздействием современных реалий эволюционировала в либеральную демократию, сохранив в себе и элементы коллективизма. Отсюда совмещение в ней либеральной ценности — свободы, и социалистических ценностей — справедливости и солидарности. О комплексном характере этой модели свидетельствуют следующие ее составляющие: 1) свобода во всех ее формах (индивидуальная и коллективная), защита прав и свобод человека; 2) распространение демократии на политическую, социальную и экономическую сферы; 3) солидарность, означающая, что индивид связан с судьбой человечества; 4) самостоятельность в сочетании с ответственностью; 5) приоритет права;
6) социальная защита граждан со стороны государства;
7) деятельность, направленная на защиту мира и окружающей среды.
Кроме основных ценностей социал-демократической модели нельзя не отметить и ряд важных признаков:
1) признание гражданского общества в качестве основы демократии, упор на роль государства в осуществлении и защите демократических прав и свобод;
2) признание идеологического и политического плюрализма, отрицание государственной идеологии;
3) использование фундаментальных принципов и институтов демократии таких, как всеобщее и равное избирательное право, парламентаризм, разделение властей, федерализм, социальное, правовое государство, сочетание государственного управления с самоуправлением граждан.
В мировой политической мысли существуют ценностное и рационально-утилитарное обоснования демократии. В первом случае демократия рассматривается как ценность сама по себе, как реализация в государственном устройстве важнейших общечеловеческих ценностей: свободы, равенства, социальной справедливости, народовластия. При этом следует иметь в виду, что демократические ценности часто трактуются различными слоями населения по-разному. Например, свобода многими воспринимается как тяжелое бремя, связанное с риском, ответственностью, психологическим дискомфортом. Ей предпочитаются покой, порядок и материальное благосостояние. В недемократических политических системах многие люди, не раздумывая, променяют и личную и политическую свободу на безопасность и вкусную "чечевичную похлебку". Весьма неоднозначно истолковываются и другие ценности демократии. Все это свидетельствует о несовершенстве ценностных обоснований демократии. На практике их навязывание без учета особенностей политической культуры и исторического наследия приводит к экономическим и политическим кризисам.
Во втором случае демократия рассматривается как наиболее полезная и рациональная для общества и граждан форма организации, повышающая вероятность нахождения оптимальных решений. Демократия вместе с конкурентными рыночными структурами делает общество открытым для любой идеи и варианта развития, обеспечивает политической системе лучшую приспосабливае-мость к изменяющимся условиям.
Предпосылки и пути переходак демократии.Для утверждения и нормального функционирования демократии необходимы определенные условия: каждый народ должен созреть для организации соответствующих форм и механизмов демократии. Важно, чтобы он осознал не только пределы своих прав, но и ответственность, обладая способностью к самоограничению, что приобретается в результате длительного исторического опыта. Речь идет о совокупности экономических, социальных, политических, внешнеполитических предпосылок демократии.
Экономические предпосылки демократии предполагают высокий уровень развития экономики в целом, причем экономики, базирующейся на многообразных формах собственности и конкуренции товаропроизводителей. Благодаря этому создаются препятствия для концентрации экономической и, как следствие, политической власти в руках какой-либо социальной общности. Более того, рыночная экономика гарантирует автономию личности, создает среду, которая предохраняет ее от тотального государственного контроля, воспитывает у индивида стремление к свободе, ответственность, инициативность. Исходя из этого вполне логично сделать вывод, что без рынка невозможно гражданское общество, являющееся основой демократии. В то же время, отдавая приоритет конкуренции, демократия вполне приемлет государственный сектор и социальное обеспечение. Необходимо отметить также, что индустриальное развитие предполагает высокую степень урбанизации, а городское население легче и быстрее воспринимает демократические ценности, чем жители сельской местности, отличающиеся консерватизмом, склонностью к традиционным формам правления.
Социальные предпосылки демократии тесно связаны с экономическими и являются как бы их следствием. В первую очередь это относительно высокий уровень благосостояния граждан, что способствует сглаживанию социального неравенства, ибо вопиющая поляризация общества на богатых и бедных порождает неразрешимые политические конфликты, несовместимые с демократией.
Существенной предпосылкой демократии является развитое гражданское общество, представленное множеством групп со своими специфическими интересами (профессиональные, региональные, религиозные, культурные, этнические и др.). Все это препятствует концентрации государственной власти, создает возможность установления эффективного контроля над ней и создания механизма обратной связи между властью и обществом.
Невозможна демократия и без многочисленного и влиятельного среднего класса' Так, по западным стандартам средний класс (с доходом от 25 до 60 тыс. дол. в год) составляет 2/3 всех граждан в этих странах Он разнороден по своим политическим и идеологическом пристрастиям, но при этом отвергает радикальные позиции и точки зрения, всегда выступает за политическую стабильность.
Важнейшей предпосылкой демократии является грамотность населения, его высокий образовательный уровень. Вне всякого сомнения, что необразованный человек далек от демократических ценностей и является объектом бессовестного манипулирования политиками.
Экономические и социальные предпосылки только тогда результативны, когда их связывает соответствующая политическая культура. Демократии более всего соответствует гражданская культура, основанная на активном политическом участии и общественном плюрализме и высоко ценящая права человека, его свободу и ответственность, способность к самоограничению и компромиссам. Чтобы стать действительным демократом, необходимо, чтобы человек социализировался в демократической социокультурной среде.
Безусловно, что для становления и развития демократии важны в первую очередь внутренние предпосылки. Однако в современном мире растущее влияние оказывают и внешнеполитические факторы: политический, экономический, информационный, не исключен и военный. Примером могут служить демократические процессы в ряде бывших колониальных стран (Латинская Америка, Африка и даже ФРГ после второй мировой войны). Однако насильно привнесенная извне демократия без естественных внутренних предпосылок обречена на поражение.
Переход к демократии — не разовый акт, а достаточно долговременный процесс. В различных странах он имеет свою специфику,.хотя можно выделить и некоторые его общие черты и закономерности.
Демократические процессы, как правило, начинаются с обширного политического кризиса. Так было в Испании, Чили, Греции, СССР. В ситуации кризиса формируется желание большинства к политическим переменам, выкристаллизовывается воля большинства к изменениям в направлении к демократии. Одновременно формируется новая политическая элита, приобретающая весомую поддержку общества. Теряют свое значение и роль старые политические и идеологические ценности, и развертывается поиск иных опорных ценностей — гражданских и политических.
Следующая закономерность — это способность большинства общества, его элит к социально-политическим изменениям в направлении демократии, их стремление к компромиссам, которые необходимы для демократических преобразований.
Переход общества к демократии несовместим с революционным насилием. Жизнеспособная демократия формируется только эволюционным путем. Данная закономерность исходит из преобразований через соглашение элит. При этом успех возможен только в случае, если народные массы не слишком идеологизированы и радикализированы. Весь переходный процесс должен проходить в рамках политических институтов и под контролем элит. В противном случае спонтанные выступления масс приведут к разрушениям и анархии.
Становлению демократии способствует развитие партийного плюрализма. И вне всякого сомнения, важнейшим общим условием успеха демократизации является политическая стабильность, основанная на уважении к законам.
Все проанализированные закономерности перехода к демократии определяются особенностями общественно-политической ситуации, характерной для той или иной страны. В этом отношении страны СНГ существенно отличаются от других государств, перешедших к демократии. Следует подчеркнуть, что первая попытка такого перехода, длящаяся более 10 лет, оказалась неудачной. Причин тому множество. Выделим некоторые из них. Прежде всего это фактическое отсутствие в большинстве стран СНГ самих предпосылок перехода к демократии. Поэтому стремление внедрить западные модели путем либерализации привело эти страны к тяжелым, разрушительным последствиям и сильно скомпрометировало демократические ценности в массовом сознании. Преграды на пути становления демократии на просторах бывшего СССР связаны с низким уровнем политической культуры, в частности с отсутствием у большинства населения реакции отторжения авторитаризма и тоталитаризма, осознанной необходимости и потребности постоянно защищать свои права и свободы и не допускать попрания конституционных основ государства. Авторитаризм всегда был доминирующим фактором в политической жизни этого региона.
Следующая немаловажная причина заключается в радикализации идеологической и экономической деятельности элит, в их неумении, а главное, в нежелании найти срединный путь преобразований, пойти на согласие, на уступки ради всеобщего блага.
Опыт истории учит, что переход к демократии — не самоцель, а путь создания цивилизованной современной системы, стабильной, способной к саморазвитию и создающей все необходимые условия для нормальной жизни человека. Проблема демократии для наших стран — это проблема формирования такой политической системы, которая бы обеспечивала управляемость обществом при участии народа, предполагала бы возможность смены элит без насилия, гарантировала бы соблюдение и защиту прав и свобод человека.
Проблема демократии — это проблема формы государственного и социального устройства общества, базирующегося на экономических и политических реалиях.
Демократия должна быть реальной. То, что провозглашено в Конституции Республики Беларусь, предстоит осуществлять в политической практике: принципы правового государства, его демократические основы, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и обязанностью государства, их соблюдение и защита; утверждение о народе Беларуси как о носителе и единственном источнике власти; принцип действительного (и не на словах) разделения властей, а также другие конституционные нормы, без которых общество не может обрести свободу и ощутить преимущество демократии.