Своеобразие средневековой политической мысли.Возникновение политических идей на Древнем Востоке (Египет, Вавилония, Индия, Китай, Персия) и на Древнем Западе (Греция, Рим) связано с развитием общественного способа производства, классовой дифференциацией общества, возникновением и функционированием государства. На политические представления людей в этот период сильное влияние продолжает оказывать религиозно-мифологическое мировоззрение, унаследованное от родового строя. Общей особенностью политической мысли античности является обоснование божественной, сверхъестественной природы политической власти, а также объяснение с этих позиций социального, политического и правового неравенства членов различных сословий общества. Политические взгляды мыслителей античности тесно переплетаются также с философскими и моральными представлениями.
Среди источников древневосточной политической мысли следует назвать мифологию различных народов, пятикнижие Моисея и другие
Библии , древневавилонский политико-правовой памятник XVIII в. до н. э. и другие произведения.
Однако наивысшего развития политическая мысль античности достигла в учениях древнегреческих философов Платона и Аристотеля.
В диалоге "Политик" дается определение политики, которая, по Платону, есть царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми.
Платон выступал идеологом афинской рабовладельческой аристократии, что наиболее ярко видно из его проекта идеального общественного устройства, разработанного в трактате "Государство". Согласно этому проекту, свободные эллины должны быть разделены на три сословия: правителей, воинов и трудящихся. Такое устройство общества Платон "выводит" из трех начал человеческой души - разумной, яростной и вожделеющей, которым в государстве аналогичны три схожих начала - совещательное, защитное и деловое. Отсюда и деление граждан на три сословия, каждое из которых призвано выполнять определенные общественные функции.
Власть вручалась философам, так как только они способны руководствоваться разумно понятыми общими интересами. Чтобы оградить философов от всяких низменных страстей, связанных с обладанием собственностью, Платон настаивал на ее ликвидации для данной социальной группы. Одновременно произведения Ветхозаветно он предложил упразднить для философов индивидуальный брак и моногамную семью.
Тем людям, у которых преобладает аффективное, мужественное начало, суждено быть воинами, стратегами. На воинов возлагались задачи проведения в жизнь решений философов и охраны установленного порядка. Это сословие нуждается в оградительных мерах. У стражей не должно быть никакого имущества. Для них вводилась общность жен . Воспитание детей возлагалось на государство.
Что касается третьего сословия - трудящихся, то его составляют те граждане, у которых преобладает вожделеющая часть души, т. е. наиболее элементарная. Поэтому в их обязанность вменяется производительный труд, умножение богатства, забота о материальных нуждах общества. Данное сословие неоднородно, в него входят и землевладельцы, и ремесленники, и купцы. Однако предполагается, что в отношении нравственных черт все эти разряды стоят на одном и том же уровне. Решение всех вопросов регламентации их жизни .Платон оставил на усмотрение двух первых сословий.
В платоновской теории разделения труда и специализации сословий отсутствует, даже не называется, класс рабов. Но в этом нет ничего удивительного. Платон не забыл, не мог забыть о рабстве. Он рассматривает разделение труда в государстве только между его свободными гражданами. Рабство просто вынесено у него "за скобки" как предполагаемая, сама собой разумеющаяся предпосылка, как условие деятельности свободной части общества. Таким образом, философы и воины в идеальном государстве Платона становятся коллективными рабовладельцами, на которых возлагаются функции по управлению и охране существующего строя.
Платоновский проект идеального государства справедливо расценивается как утопия. Однако было бы неправильным полагать, что нарисованное в диалоге общество есть чистый плод воображения философа. Как всякая утопия, она сочетает в себе различные элементы. Прежде всего в ней нашли отражение ряд реальных черт уже существовавших в прошлом общественных и государственных форм. Маркс,
например, усматривал в платоновской утопии идеализацию египетского кастового строя. Одновременно в ней содержатся критика недостатков современных автору диалога греческих полисов, а также его представления о лучшем и совершенном общественном устройстве.
Дальнейшее развитие политическая мысль античности получает в сочинениях Аристотеля, взгляды которого выражали интересы среднего слоя класса рабовладельцев. Его политическое учение изложено главным образом в работе "Политика".
Прежде всего отметим, что Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве. В отличие от Платона он выдвигает на первое место не "абсолютно наилучшую" форму государства, а предпочитает говорить о таком политическом устройстве, которое могут иметь у себя большинство государств. Главный его упрек Платону состоит в том, что тот преступил пределы должного единства, стремясь упразднить всякое многообразие. Считая, что предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приведет к уничтожению государства, Аристотель выступил убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи.
Методом политики как науки у Аристотеля является анализ, ибо "исследование каждого объекта должно начинать прежде всего с рассмотрения мельчайших частей, его составляющих" Применительно к политике это означает анализ государства, выяснение, из каких элементов оно состоит. Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную. Но главное в государстве - это гражданин, которого Аристотель определяет как того, кто участвует в суде и управлении.
В зависимости от целей, которые ставят правители государства, Аристотель различает правильные и неправильные государственные устройства. Правильнымон считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или большинство. Неправильным- такой, при котором преследуются частные цели правителей. К правильным он относил следующие государственные формы:
1) монархию (правление одного); 2) аристократию (правление немногих); 3) политию (правление многих). Столько же у него неправильных государственных форм: 1) тирания;
2) олигархия; 3) демократия. Последние развиваются из соответствующих правильных форм, когда цель общего блага подменяется частными целями одного, немногих или многих правителей.
Среди правильных форм государства наилучшей Аристотель считает политию. Это такая форма политического устройства, при которой "народная масса, будучи в состоянии иподчиняться и властвовать на основании закона, распределяет должности среди состоятельных людей в соответствии с их заслугами". Именно в политии правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма государства, по убеждению мыслителя, соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Из неправильных форм государства Аристотель отдает предпочтение демократии, наиболее умеренной из отклоняющихся форм.
Рассматривая политические взгляды Аристотеля, нельзя не обратить внимание и на то, что он находился фактически у истоков теории разделения властей в государстве. Он сформулировал мысль о том, что основу каждого из видов государственного устройства составляют три части: первая- законосовещательный орган, рассматривающий дела государства; вторая - должности (именно какие государственные должности должны быть вообще, чем они должны ведать, каков должен быть способ их замещения); третья - судебные органы. Не без влияния, конечно, этих положений Аристотеля многие мыслители в последующие эпохи обращались к теоретическому обоснованию идеи разделения властей, которая ныне составляет одно из фундаментальных положений политической и правовой науки.
Таким образом, если Платон конструировал "идеальное" государство, то Аристотель был более реалистичен, соглашаясь принять одну из существующих форм. Он был убежден в том, что человек - это "существо государственное", а политика имеет своей задачей выработку законов, основанных на справедливости, соответствующих правильным формам государственного устройства.
История древнеримской политической мысли охватывает период с VIII в. до н. э. по V в. н. э. В своих теоретических построениях римские авторы опирались на политико-правовые идеи греческих мыслителей, их представления о наилучшем государственном устройстве .
Из произведений мыслителей Древнего Рима, в которых развиваются оригинальные идеи политики, прежде всего следует отметить поэму "О природе вещей" Тита Лукреция Кара (99—55 гг. до н. э.), работы "О государстве" и "О законах" Марка Туллия Цицерона (106—43 гг. до н. э.). Первый автор развивал мысли о договорном характере государства, второй - стоит у истоков того понимания государства, которое впоследствии развилось в понятие "правового государства
Заслуживают внимания космополитические идеи и естественно-правовые положения, выдвинутые представителями римского стоицизма, видными представителями которого являлись Луций Анней Сенека (3—65), Эпиктет (50—138) и Марк Аврелий Антонин (121—180). Сенека, например, считал, что неминуемый и божественный по своему характеру "закон судьбы" играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство и законы. Вселенная, по его мнению, - естественное государство, членами которого по закону природы являются все люди. Поэтому он призывал признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими. У Эпиктета призывы к надлежащему исполнению той роли, которая ниспослана каждому судьбой, дополняются резкой критикой богатства и осуждением рабства. Марк Аврелий Антонин развивал представление о государстве с равным для всех законом, о царстве, превыше всего чтущем свободу подданных. Общественно-политические устремления социальных низов Римской империи выражало христианство, которое возникло в I в. н. э..
Социально-политический смысл идей раннего христианства состоит в том, что через понятие "Царство Божие" осуждались и отвергались существовавшие в Римской империи порядки, прежде всего, политическая власть рабовладельцев. Ей противопоставлялся идеал справедливого государства. Данная идеология имеет большой революционный заряд, в ней ярко выражено настроение освободительного бунтарства, которое было характерно для социальных низов, особенно в отдаленных провинциях империи.