Политическая мысль эпохи Возрождения

В социально-экономической жизни Западной Европы на­чиная с XIV в. в Италии и с XV в. в других странах проис­ходит целый ряд изменений , знаменующих начало той исто­рической эпохи, которая получила название Возрождения. Разложение феодализма, появление и развитие капиталис­тических производственных отношений обусловили выход на новые рубежи и политической мысли. Вместо односто­роннего, однозначного религиозного объяснения государст­ва, политики и права выдвинутые.в этот период концепции основывались на положении о естественном характере чело­века, на его земных интересах и потребностях. Систему раз­рабатываемых мыслителями Возрождения идей относитель­но государства, общества и личности можно определить как гражданскую концепцию политики.

Наиболее ярким представителем политической науки в эпоху Возрождения по праву считается флорентиец Никколо Макиавелли Политика, по его мнению, есть лишь автономная сторона че­ловеческой деятельности, она является воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости. Полити­ку определяют не Бог и мораль, а сама практика, естествен­ные законы жизни и человеческая психология.

Здесь необходимо особо подчеркнуть, что главным в по­литических воззрениях Макиавелли является выдвинутый им принцип политического реализма, который предполагает учет в политике подлинных условий действительности, под­чинение политических действий практическим интересам и оставление без внимания того, что должно быть согласно ап­риорным схемам или предписаниям религиозной морали.

Политическая теория Макиавелли имела актуальное зна­чение, она призвана была стать руководством для способно­го и честолюбивого правителя, который, возглавляя сильное государство, объединил бы страну

Следующим видным идеологом централизованного госу­дарства является француз Жан Боден (1530—1596). Свои по­литические воззрения он изложил в работе "Шесть книг о государстве". В ней он выразил потребность в сильной госу­дарственной власти, которая могла бы вывести Францию из хаоса религиозных войн. Государство он определяет как пра­вовую власть над социальными вопросами нескольких семей, власть, которой принадлежит решающая сила. Монарх - единст­венный, абсолютный источник права.

Важную роль в преодолении феодальных распрей, объ­единении государств и укреплении их внутреннего мира сы­грала выдвинутая Боденом одна из самых значительных по­литических идей того времени - идея государственного суве­ренитета. По его мнению, самым существенным признаком государства является суверенитет, под которым он понимал высшую, аб­солютную и постоянную власть над подданными в полити­ческом сообществе. Высший характер государственной влас­ти Боден усматривал в том, что она всегда обладает верхо­венством, стоит выше всех других видов господства. Абсо­лютность власти состоит в том, что она не ограничена каки­ми-либо условиями и, несмотря на свою сложную структу­ру, выступает как единое целое, является неделимой. Посто­янство же означает, что государственная власть не уста­новлена на какой-либо срок, а существует по собственно­му праву.

Бодену принадлежит также идея натуралистической, то есть географической, типологизации государств: тип государства зависит от климатических условий. Для умеренного пояса, по его мнению, типичным является государство разу­ма, ибо живущие здесь народы имеют чувство справедливо­сти, любовь к труду. Южные народы безразличны к труду, поэтому нуждаются в религиозной власти и государстве, тог­да как народы Севера, живущие в суровых условиях, можно заставить подчиняться лишь сильному государству.