Особенности политической культуры в РБ.

Политическая культура каждого народа имеет свои особенности уходящие корнями в социально-историческую и религиозную почву. Особенности политической культуры РБ – формирование на стыке двух цивилизаций – восточнославянской и западноевропейской. И было стремление взять лучшее от этих культурно-исторических типов. Вследствие этого, белорусский народ стал многоконфессиональным. Большое влияние на белорусские земли оказали русские, украинские, польские традиции. В этих условиях формировался национальный характер белорусов. Национальный характер включает глубинные базовые социально-психологические черты. Считается, что национальный характер складывается на ранних стадиях формирования общества.Национальный характер белорусов сложился под влиянием географического положения. Беларусь – пересечение европейских дорог, раньше она не была самостоятельным государством, а являлась объектом завоевания более сильных соседей.

В национальном характере белорусов исследователи отмечают такие черты, как трудолюбие и выносливость, рассудительность и неторопливость, мягкость характера и добродушие. Вместе с тем для значительной части белорусов характерны пассивность и нерешительность, отсутствие настойчивости и рисковости, малоразговорчивость. Белорусы, как правило, отличаются послушностью и даже покорностью представителям власти, им свойственно стремление к мирным отношениям с другими народами. Многие исследователи отмечают такую черту как невмешательство в политику и упорный труд на благо семьи. Белорусы привыкли из всего извлекать реальную выгоду, отсюда следует распространенное мнение о политических акциях разного рода, деятельности политических партий, как бесполезной.

Белорусы мыслят не абсолютными, а более относительными категориями, не говорят сразу "да" или "нет", они скрытные, менее предсказуемы, чем, например, русские. Они зачастую говорят одно, а действуют по-другому. Постоянные нашествия и войны, а в последние годы и экономический кризис, чернобыльская катастрофа обуславливают ориентацию белорусов на заботу и защиту со стороны государства. И если эту заботу не может обеспечить собственное правительство, то пусть это сделает российское в рамках союзного государства. При этом белорусы боятся российской нестабильности, крови и поддерживают экономическое, а не политическое объединение с Россией. По сформировавшейся в советское время традиции белорусы зачастую не хотят высказывать своё мнение публично, если оно идёт вразрез с официально высказанным. Люди уверены в том, что они не могут повлиять на ход политических событий. Терпимость, общий компромиссный характер политической культуры белорусов обуславливает мягкость требований к власти. Много люди не требуют. Вместе с тем, принято преувеличивать возможности властных структур. Власть рассматривается прагматично: если человек занимает ту или иную должность, он обязан делать всё для народа. Иждивенческие настроения части населения предопределяют желание видеть у руководства тех, кто обещает больше дать народу. Поэтому политикам, уже находившимся у власти, следовательно, имевшим возможности делать что-то полезное для людей, вернуться в активную политику после ухода из неё очень сложно. Отсюда и перекладывание ответственности принятия решений на вышестоящих, следовательно, ориентации на сильных, решительных политиков, которые обещают быстро улучшить жизнь народа, программы которых содержат конкретные, реальные шаги по повышению жизненного уровня населения в ближайшее время.

Важнейшим фактором, влияющим на характер политической культуры масс, является самооценка общества. Понижение национальной самооценки в силу экономических или политических причин может привести к депрессии, подавленности, безразличию, ощущению "жертвы". Чувство "жертвы" является чертой национального характера белорусов прежде всего в силу исторических причин – завоеваний, зависимостей. Потому объяснима ориентация на поддержку, понимание со стороны правительства, а также на стабильность политической жизни.

Все это предопределяет эволюционный характер развития политической жизни РБ, отсутствие здесь почвы для радикальных политических движений.