Государственно-конфессиональные отношения в РБ.

Нынешние условия развития белорусской государственности, разрешение злободневных вопросов духовного обновления общества создали ряд довольно непростых проблем. Одна из них – возникновение новой религиозной ситуации. В ней тесно переплетены объективные факторы и субъективные, исторические и современные, теоретические и практические аспекты, сугубо религиозные и сугубо светские, конфессиональные и национальные.
На встрече со священнослужителями Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко подчеркнул: «Есть две ценности, которые должны быть сбалансированы в государстве, – религия и национальность… Ничем и никогда не ущемлять религиозных и национальных чувств граждан Беларуси – этот принцип положен в основу моей политики».

Начало формирования в нашей республике новой модели государственно-конфессиональных отношений связано с принятием в 1996 году на всенародном референдуме Конституции Республики Беларусь. Страна избрала свою особую модель взаимоотношений политической власти и конфессий.
В результате чего, по-иному рассматривается принцип равенства религий перед законом. Он перестал трактоваться упрощенно и включает в себя два характерных для международного законодательства положения, составляющих его юридическое содержание:
а) требования закона равно обязательны для всех религиозных организаций;
б) за его нарушение религиозные организации несут равную ответственность.
В статье 31 Конституции предоставляется право каждому гражданину самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию и не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом. Одновременно следует подчеркнуть, что, согласно действующему законодательству, запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных и семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.
31 октября 2002 года Президентом Республики Беларусь был подписан Закон «О свободе совести и религиозных организациях», который до этого был принят Национальным собранием республики.
Прежний Закон «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях был принят Верховным Советом 17 декабря 1992 года, в условиях, когда государство после длительного периода борьбы с религией положило начало строительству цивилизованных отношений с Церковью. Некоторые изменения и дополнения в него внесены 17 января 1995 года. Однако с тех пор общественная жизнь и религиозная ситуация в республике существенно изменилась.
Этот закон в ряде своих положений стал противоречить Конституции, где по-новому определились принципы государственно-церковных отношений.
В республике вместо ранее имевшихся 8 конфессий, зарегистрировано уже 26. Количество религиозных организаций за указанный период удвоилось и достигло в республике более 2800 общин. По данным социологических исследований, проведенных Институтом социологии НАН, около 50 процентов населения в той или иной мере ощущают на себе влияние религии, около 80 процентов из числа верующих относят себя к православию, 14 процентов – к католицизму, 2 процента – к протестантизму. Некоторая часть граждан исповедует иудаизм, ислам и другие восточные религии.

 

Внесение в преамбулу закона определяющей роли Православной церкви, признание духовной, культурной и исторической роли Римско-католической церкви на территории Беларуси, неотделимости от общей истории республики Евангелическо-лютеранской церкви, ислама и иудаизма обеспечивает выполнение ст.15-й Конституции: «Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия». Православие представлено на территории Беларуси более 1000 лет, католицизм – свыше 700, ислам и иудаизм – более 600, лютеранство – свыше 400 лет.
В Законе «О свободе совести и религиозных организациях» заложены концептуальные изменения, касающиеся равенства прав верующих и неверующих граждан, создания религиозных организаций, их государственной регистрации и ликвидации, прав и условий деятельности религиозных организаций, расширения полномочий и повышения роли органа государственного управления по делам религий и др.
В статью 8 Закона включено конституционное положение о том, что взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Это означает, что государство вправе выбирать для сотрудничества те конфессии, которые представляют большинство верующих граждан. Как известно, Конституцией Республики Беларусь установлено равенство религий и вероисповеданий перед законом. Это равенство предполагает, прежде всего, право на равную защиту законом, в то время как между самими религиозными объединениями, конфессиями не может быть поставлен знак равенства в силу многих объективных исторических причин. Государство может строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними соглашений.
В числе важнейших особенностей закона необходимо отметить увеличение до 20 человек числа верующих, необходимых для создания религиозной общины, так как действующая ранее норма (10 человек) упрощала появление в республике псевдорелигиозных организаций, позволяла малым числом верующих откалываться от зарегистрированных общин и создавать радикальные, наиболее фанатичные организации.
Кроме того, новым законом предусматривается возможность создания религиозного объединения при наличии не менее 10 религиозных общин единого вероисповедания и действующих в республике не менее 20 лет. Это справедливо, поскольку на территории республики должны действовать религиозные организации, которые признаются обществом, а признание обществом приходит только по прошествии определенного срока, то есть они должны доказать свою лояльность к обществу, отсутствие антизаконных и антигуманных идей и целей в своей деятельности.
В 2008 году в конфессиональной сфере прошли крупные мероприятия, в которых нашли отражение государственные приоритеты конфессиональной политики, внимание к вопросам взаимодействия с религиозными организациями республиканских и местных исполнительных органов власти. Особенное внимание уделяется вопросам соблюдения законодательства о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, обеспечения прав граждан на свободу совести и вероисповедания, предупреждению распространения псевдорелигиозных, деструктивных организаций в республике.

Религиозные организации активно уделяли внимание продвижению межконфессионального диалога, развитию социальных форм служения. Данные инициативы находят понимание у органов государственной власти. Социологические исследования показали возросший уровень религиозности населения, толерантности белорусского общества и исключительно высокий уровень доверия граждан к Белорусской православной церкви, независимо от собственной конфессиональной принадлежности опрошенных. В связи с этим следует отметить возросшую роль Белорусской православной церкви в организации межконфессионального диалога.

В 2008 году не было зарегистрировано новых религиозных направлений. Действует 25 религиозных конфессий и направлений. Общая численность религиозных организаций - 3218, в том числе 156 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения). В 2008 году были зарегистрированы 61 религиозная и 3 монашеские общины. Продолжилось укрепление материальной базы религиозных организаций, возрос их кадровый потенциал. Роль религии в обществе постоянно возрастает. Усиливается ее влияние на сознание людей.В то же время не прекращаются попытки распространения в республике ранее неизвестных неокультов, оккультизма, тоталитарных сект. Такие деструктивные секты, как «Белое братство», «Богородичный центр», «Дети бога», «Церковь Муна» и многие другие не зарегистрированы, однако продолжают действовать.

На смену политике изоляции церкви не должна прийти просто политика пассивного нейтралитета, за которым скрывается равнодушие к церкви и религии. Взаимоотношения должны строиться на плодотворном сотрудничестве, цивилизованно, в рамках действующего законодательства. Прежде всего, речь идет о принципе взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела друг друга. Это означает, что государство не вмешивается в административные, вероучительные и богослужебные дела церкви, как и церковь не должна вмешиваться в политическую борьбу, в предвыборные кампании, деятельность политических партий и т.п. Но это нисколько не должно мешать их плодотворному сотрудничеству.