Перечень вопросов к экзамену

1. Особенности греческих дорического и ионического ордеров.

2. Особенности применения ордерной системы в архитектуре Древнего Рима. Роль колонн и римская ячейка (Амфитеатр Колизей). Характеристика римской строительной техники.

3. Становление эстетической концепции христианства. Характеристика раннехристианского изобразительного искусства. Распространение монументальной живописи – мозаики.

4. Конструктивные и декоративные начала раннехристианской архитектуры. Художественный синтез искусств и архитектуры. (Базилика императора Константина, базилика св. Петра в Риме, базилика св. Павла вне стен, базилика Сан Клименте в Риме).

5. Культовая архитектура Византии YI - YII века. Архитектура как инструмент

утверждения идеи иерархии светской и духовной власти. Символическая связь архитектурного образа с образом Вселенной. Основные типы культового здания. (церковь Сергия и Вакха, собор св. Софии, церковь Двенадцати апостолов в Константинополе и церковь Сан Витале в Равенне).

6. Крестово-купольная система в культовой архитектуре Византии. Конструктивные и художественно-образные особенности этой системы. Единство архитектуры и изобразительных форм.

7. Живопись – ведущий вид искусства в Византии. Византийская икона.

Назначение иконы, техника, сюжеты. Композиционные построения византийской иконы, условность и реальность, символика цвета.

8. Архитектура раннего средневековья. Освоение варварами приёмов каменного строительства. Заимствование типов культовой архитектуры из римского зодчества. (Мавзолей Теодориха в Равенне, капелла Карла Великого в Ахене, «Надвратный зал» в Лорше).

9. Романская архитектура. Романская базилика. Поиски функциональных, конструктивных, объемно-пластических решений. Архитектурные детали, конструкции и образная специфика романского храма.

10. Романская архитектура Франции. Региональные архитектурные школы. Специфика функционального и пространственного решений (храм «Клюни-3», аббатство Паре-ле-Мониаль, церковь Нотр-дам-ла-гранд в Пуатье, церковь Сен Фрон в Перигё»).

11. Романская архитектура Германии. Развитие традиций архитектуры Каролиингов – Имперские соборы в Майнце, Шпеере и Вормсе.

12. Романская архитектура Италии. Особенности архитектуры главных центров культуры Италии. Культовая архитектура Тосканы – продолжение позднеантичных традиций (Сан Миньято аль Монте во Флоренции, соборный ансамбль в Пизе, церковь сан Дзено в Вероне).

13. Изобразительное искусство романского периода. Стилистические особенности. Синтез изобразительных искусств и архитектуры.

14. Готическая архитектура. Синтетический характер готического искусства, ведущая роль архитектуры. Художественное осмысление элементов конструкции – опоры, арки, своды.

15. Готика Франции – архитектура собора Парижской богоматери и часовни Сент-шапель в Париже..

16. Достижения архитектуры и художественный синтез в период зрелой готики Франции – соборы в Шартре, Амьене и Реймсе,

18. Специфические черты архитектуры периода зрелой готики Германии, (соборы в Кельне, Фрайбурге и Ульме).

19. Особенности Итальянской готической архитектуры. Соборы Сиены, Милана, Дворец Дожей, палаццо Ка’ д Оро и фасад собора св. Марка в Венеции.

20. Жилище феодала, замки, дворцовые сооружения, (донжоны, замок Тауэр в Лондоне, замок Лувр в Париже). Массовая фахверковая застройка.

21. Характер готического искусства и роль архитектуры. Тематика и место скульптуры в системе церковного здания. Фигуры северного портала собора в Шартре. Скульптура Реймского собора – «Встреча Марии с Елизаветой», «Разумные и неразумные девы» собора в Стразбурге.