рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины - раздел Науковедение, ...

 

Цели освоения дисциплины

Формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в процессе получения знаний в области истории архитектуры и родственных ей пространственных искусств в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров 270100 «Архитектура»

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «История пространственных искусств» входит в блок дисциплин базовой части профессионального цикла основной образовательной программы по… Данной дисциплине должна предшествовать подготовка по дисциплинам полного…  

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Из образовательного стандарта следует, что в ходе изучения студент должен приобрести следующие знания и умения: Знать:историю архитектуры и родственных пространственных искусств в контексте… Уметь:логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); использовать исторические и…

Структура и содержание дисциплины

Виды и объем учебных занятий по дисциплине

  Виды учебных занятий Всего часов   Часов в семестре*     …

Образовательные технологии

Все разделы программы осваиваются в традиционной форме, предполагающей проведение лекционных занятий, организацию практической работы под руководством преподавателя на занятиях в аудиториях и внеаудиторную самостоятельную работу студента на основе домашних заданий и методических материалов преподавателя.

 

Содержание учебной дисциплины

Разделы курса:

I. Искусство Древнего мира.

II. Искусство средних веков.

III. Искусство эпохи Возрождения

IV. Искусство Западной Европы 17-19 вв.

V. Русская архитектура.

 

Раздел. I. Искусство Древнего мира.

 

Тема 4.4.1. Искусство первобытного общества.

Архитектура. Истоки строительной деятельности человека. Утилитарно-практический характер древнейших построек и сооружений. Культовые сооружения –… Изобразительное искусство. Духовное освоение мира в формах и средствами…

Тема 4.4.2. Искусство Древнего Египта.

Архитектура. Развитие архитектурной типологии – гробницы, заупокойные и культовые храмы. Архитектурный ансамбль, синтез искусств. Эволюция… Реальное и условное в портрете. Приёмы обобщения и индивидуализации в… Искусство Древнего Египта. Среднее царство (XXI-XVIII вв. до н.э.).

Тема 4.4.3. Античное искусство.

Эгейский мир.

Периодизация Эгейского искусства. Место архитектуры в искусстве Крита. Царские дворцы Кносса. Монументальная живопись и рельеф. Синтез искусств. Жизнерадостность и декоративность искусства Крита. Архитектура Микен и Тиринфа, её крепостной суровый характер. Мегароны Тиринфа и Микен.

Искусство Древней Греции.

Искусство.Древней Греции архаического периода (VII-VI вв. до н.э.) Архитектура.Архитектура как искусство, её ведущая роль в эпоху архаики.… Изобразительное искусство. Периодизация искусства Древней Греции. «Гомеровский» период – становление греческого…

Искусство Древнего Рима (VI в. до н.э. - Vв. н.э.).

Искусство Рима периода Республики (VI-I вв. до н. э.) Архитектура. Утилитарно-практический характер архитектуры. Типология… Изобразительное искусство. Развитие натуралистических черт в римском скульптурном портрете. Эллинистическое влияние на…

Распределение часов раздела I по темам и видам учебных занятий.

Неделя семестра Раздел дисциплины, тема ВСЕГО Аудиторные занятия (час.) Самост. работа (час.) Формы текуго контля
Лекции Практ. занятия
  Раздел I. Искусство Древнего мира. зачет
Тема1. Искусство первобытного общества.   ДЗ-1 реферат
Тема 2. Искусство рабовладель-ческого общества. 2.1. Искусство Древнего Египта. Древнее царство.   ДЗ-2 реферат
2.2. Искусство Древнего Египта. Среднее и Новое царство.   ДЗ-3 реферат
Искусство и архитектура Древнего Египта.   Контроль-ная работа
Тема3. Искусство Древней Греции. 3.1. Эгейский мир.   ДЗ- реферат 4
6-7 3.2 Искусство Древней Греции периода архаики.   ДЗ-5 реферат
3.3. Искусство Древней Греции периода Ранней классики   ДЗ-6 реферат
3.4. Искусство Древней Греции периода Высокой классики   ДЗ-7 реферат
3.5. Искусство Древней Греции периода Поздней классики   ДЗ-8 реферат
3.6. Искусство Древней Греции периода эллинизма.   ДЗ-8 реферат
Архитектура Афинского Акрополя   Контрольная работа
13-14 Тема 4. Искусство Древнего Рима. 4.1. Искусство Период Республики   ДЗ-9 реферат
15-16 4.2.Искусство периода Империи   ДЗ-10
Архитектура Древнего Рима   Контрольная работа
Зачет      

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости в I семестре.

Темы домашних заданий: ДЗ 1 – Зарождение искусства. Зарисовки орнаментов периода неолита и… ДЗ 2 - 4 – Искусство Древнего Египта. Зарисовать: храмы с глубинно-осевой композицией (фасады, планы, разрезы), типы…

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

- Развитие архитектурной типологии –гробницы, заупокойные и культовые храмы. - Достижения в создании архитектурного ансамбля в период Древнего царства.… - Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

- Становление греческого ордера и отработка типа древнегреческого храма. - Особенности композиции и образного решения Афинского аерополя. - Приёмы и средства создания архитектурно-художественного образа Парфенона.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА

- Особенности применения ордерной системы в архитектуре Древнего Рима.

- Императорские форумы – особенности композиционного и пространственного

решения.

- Архитектура культовых зданий Древнего Рима.

- Зрелищные сооружения Древнего Рима – планировочные и объёмно

пространственные композиции. Конструкции и декоративные решения.

 

Вопросы к зачету.

2. Архитектура египетских храмов с глубинно-осевой композицией. Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. 3. Архитектурная типология древнегреческих храмов. Греческая ордерная… 4. Особенности композиции и образного решения ансамбля Афинского акрополя.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

РАЗДЕЛ I. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Основная литература:

1. Всеобщая история архитектуры : в 12 т./ под ред. О.Х.Халпахчьяна(и др.).-2-е изд.,испр.и доп.Т. 1:Архитектура Древнего мира.-М.: Архитектура-С, 2008.

2. История искусства зарубежных стран: первобытное общество, Древний Восток, античность: учебник для вузов/ Рос. Акад. Художеств; С.-петерб. гос. Акад. Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры; под ред. М.В.Доброклонского, А.П.Чубовой.-5-е изд. Перераб.-М.: Сварог и К, 2008.

Дополнительная литература:

Общие работы:

1. Всеобщая история искусств (в 6-и томах). Т. 1, 1956.

2. Алексеев Ю.В. История архитектуры, градостроительства и дизайна: курс лекций:

Учебное пособие для вузов./Ю.В.Алексеев.-М.:АСВ, 2004.

3. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. 1, М-Л, 1948.

4. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительства (в 2-х томах) – М., 1979.

Искусство доклассового общества:

1.Абрамова З.И. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М. 1966.

2.Мириманов В.Б.Первобытное и традиционное искусство. – Л., 1973.

3.Окладников А.П. Утро искусства. – Л., 1967.

4.Ранние формы искусства. Сб. – М., 1972.

5. История искусства. Первые цивилизации //Издательская группа ОСЭАНО, ЗАО «Бета-Сервис, 1998 г.

Искусство Древнего Востока:

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. – М., 1979.

2. Всемирная история. Т.-1. – М.,1955.

3. Замаровский В. Их величества пирамиды. – М., 1986.

4. Пунин А. Л. Искусство Древнего Египта. Раннее царство. Древнее царство./А.Л.

5. Пунин.- СПб.:Азбука –классика,2008.

6. Керам В. Боги, грбницы, учёные. – М., 1960.

7. Кинк Х.А. Как строились египетские пирамиды. – М., 1967.

8. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1961.

9. Матье М.Э. Во времена Нифертити. – М., 1965.

10. Перминов П.В. Улыбка сфинкса. – М., 1985.

11. Искусство Древнего Востока – Памятники мирового искусства. –М., 1968.

Искусство Эгейского мира и Древней Греции:

1. Брунов Н.И. Памятники Афинского акрополя. – М., 1973.

2. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.

4. Вощинина А.И. Античное искусство. – М., 1962.

5. Полевой В.М. Искусство Древней Греции. М., 1960.

6. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. – М.,1980.

 

Искусство Древнего Рима:

7. Блаватский В.Д. Архитектура Древнего Рима. – М., 1938.

8. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Т.1. – М., 1936.

9. Вощина А.И. Очерки по искусству Древнего Рима. – М.-Л., 1947.

10. Кобылина М.М. Искусство Древнего Рима. – М., 1939.

11. Искусство Древнего Рима. – Памятники мирового искусства. – М., 1984.

12. СоколовГ.И. Искусство Древнего Рима. – М., 1971.

13. Либерати А. М., Бурбон Ф. Древний Рим. История цивилизации, которая правила миром. АСТ. Астрель 2004 г.

 

Раздел II. Искусство средних веков.

Тема 1. Раннехристианское искусство. Возникновение христианской религии. Становление эстетической концепции христианства. Отработка типа христианского храма – базилики. Конструктивные и декоративные начала христианской архитектуры. Распространение монументальной живописи – мозаики.

 

Тема 2. Искусство Византии.

Архитектура. IV–V века – поиски типа церковного здания, отвечающего требованиям христианского культа. Новые конструктивные решения. Использование свободностоящих опор и парусов в купольных сооружениях.VI-VII века – период расцвета византийской архитектуры. Архитектура как инструмент утверждения идеи иерархии светской и духовной власти. Основные типы многокупольный храм. Собор св. Софии – центральный памятник этого времени.IX–X вв. – окончательное формирование крестово-купольной системы в культовой Особенности монастырской церкви.XI-XII вв. Стабилизация зрелого средневекового стиля в архитектуре Византии. Многообразие форм в границах единой крестово-купольной системы.

Изобразительное искусство. Живопись – ведущий вид в искусстве Византии.

Выработка христианской иконографии и нового художественного языка, соответствующего требованиям религиозного культа. Особенности византийской изобразительной системы. Отход от чувственного восприятия мира. Условный язык, образная символика. Синтез монументальной живописи и архитектуры. Назначение иконы. Типы икон, техника, сюжеты.

Композиционное построение иконы, условность, символика цвета.

 

Тема 3. Искусство раннего средневековья У - Х вв.

Архитектура.Освоение варварами принципов каменного строительства. Заимствование типов культовой архитектуры (базилика, крещальня) из римского зодчества. Упрощение композиционных решений, огрубление техники. Становление средневекового облика здания. Возникновение монастырей. Монастырская культура. Сложение типа монастырской церкви. Базиликальные и центрические культовые постройки. Появление сводчатых каменных перекрытий, крипты. Церкви с двусторонней ориентацией, изменение пространственной структуры. Жилище феодала.

Изобразительное искусство.Народные традиции в искусстве раннего

средневековья, его прикладной характер. Язык и средства искусства. Приспособление народного искусства к выражению религиозных идей, ассимиляция античных традиций с варварскими.

Тема 4. Романское искусство Х-ХП вв.

Формирование общеевропейского художественного стиля на основе относительно целостных художественных представлений, многообразие форм искусства в рамках одного стиля. Романская базилика. Поиски функциональных, конструктивных, объемно-пластических решений. Тектоника здания. Опоры, арки, своды, романская связанная система. Синтез искусств, художественные поиски. Образная специфика романского храма.

4.1. Архитектура Франции.Фортификационное и замковое строительство.

Паломнические церкви. Региональные архитектурные школы.

4.2. Архитектура Германии.Феодальная раздробленность Германии, отражение этого состояния в архитектуре. Развитие традиций архитектуры Каролингов. Величие и пышность имперских соборов в Майнце, Шпейере и Вормсе.

4.3. Архитектура Италии.Традиции античного и византийского зодчества.

Монастырские комплексы и замки. Главные центры архитектуры: Ломбардия, Тоскана, Венеция. Своеобразие скульптурного декора итальянских храмов.

4.4. Изобразительное искусство романского периода.Стилистические особенности романского искусства: динамичность образов, резкость моделировки, грубоватая обыденность, сочетающаяся с отвлеченностью, подлинный реализм и утрирование природных форм. Общность основных черт романского стиля для всех стран Западной Европы. Скульптура- основной вид романского искусства. Скульптура в интерьере и снаружи храма, синтез искусств.

Тема 5. Готическое искусство ХII-ХV вв.

5.1. Архитектура Франции.Ранняя готика. Культовая архитектура, совершенствование ее планировочной структуры, пространственной структуры интерьера, выразительности западного (главного) фасада. Собор Парижской Богоматери- центральный памятник ранней готической архитектуры. Отражение достижений архитектуры и художественного синтеза в храмах зрелой готики- соборы в Шартре, Реймсе, Амьене, капелла Сент-Шапель в Париже (ХШ в.). Утрата гармонического равновесия конструктивной и художественной форм в поздней готике.

5.2. Архитектура Англии.Специфические черты английской готики: общий горизонтальный характер композиции соборов, мощный вертикальный акцент над средокрестием, прямоугольные апсиды, решение интерьеров преимущественно архитектурными средствами. Исключительное разнообразие сводчатых перекрытий.

5.3. Архитектура Германии.Влияние архитектуры Франции на раннюю немецкую

готику. Зрелая готика, храмы базиликального типа собора в Кельне ( ХШ-Х1Увв.). Однобашенные соборы в Фрайбурге (Х1У в.) и Ульме (Х1У-ХУ вв.). Разработка храмов зального типа.

5.4. Архитектура Италии. Неприятие итальянской архитектурной готики как

целостной стилевой системы. Особенности итальянской готической архитектуры: сохранение античных и византийских традиций, постоянное обращение к романике, использование ясных простых форм плоскоперекрытых христианских базилик, светлые просторные интерьеры, легкие конструкции. Чувство пропорций, соразмерность, изящество в проработке деталей. Культовая архитектура. «Инкрустационный стиль». Гражданская архитектура: коммунальные дворцы, городской жилой дом.

5.6. Изобразительное искусство.Синтетический характер готического искусства, ведущая роль архитектуры. Готический собор – «библия для неграмотных». Тематика место скульптуры в системе церковного здания. Символика, аллегория, народные мотивы в скульптурном убранстве храма. Рельеф, круглая скульптура. Готический витраж.

 

Распределение часов раздела II по темам и видам учебных занятий.

Неделя семестра Раздел дисциплины, тема ВСЕГО Аудиторные занятия (час.) Самост. работа (час) Формы текуго контля
Лекции Практич. занятия
  Раздел II. Искусство средних веков.  
Тема1. Раннехристианское искусство   ДЗ-1 реферат
Тема 2. Искусство Византии. 2.1. Изобразительное искусство.   ДЗ-2 реферат
3-4 2.2. Архитектура Византии   ДЗ-2 реферат
  Византийский храм как «модель мира»   семинар
Тема 3. Искусство средневековой Европы. 3.1.Искусство раннего средневековья У - Х вв.   ДЗ-3 реферат
7- 3.2.Романское искусство Х-ХП вв.   ДЗ-4 реферат
3.3. Архитектура Франции.   ДЗ-5 реферат
3.4. Архитектура Германии.   ДЗ-6 реферат
3.4. Архитектура Италии.   ДЗ-7 реферат
3.5. Изобразительное искусство романского периода   ДЗ-8 реферат
Реальность и вымысел в скульптуре романских соборов Франции   семинар
13- Тема 4. Готическое искусство ХII- ХV вв.   ДЗ-9 реферат
4.1. Архитектура Франции.   ДЗ-10 реферат
4.2. Архитектура Германии и Англии   ДЗ-11 реферат  
4.3. Архитектура Италии.   ДЗ-12 реферат
4.5. Изобразительное искусство готического периода   ДЗ-13
Готический собор как образец средневекового художественного синтеза   семинар
  Форма итогового контроля Экзамен

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости во II семестре.

Темы домашних заданий: ДЗ 1 – Раннехристанское искусство. Зарисовать планы, фасады и разрезы базилики… ДЗ 2, 3 – Искусство Византии. Зарисовки: конструкция «купол на парусах», план и разрез храма св. Софии в…

Семинар №2. АРХИТЕКТУРА РОМАНСКИХ СОБОРОВ ФРАНЦИИ

Семинар №3. ГОТИЧЕСКИЙ СОБОР КАК ОБРАЗЕЦ СРЕДНЕВЕКОВОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО
СИНТЕЗА

 

Примерная тематика рефератов

Искусство Византии

1. Развитие основных типов византийского храма.

2. Храм св. Софии в Константинополе – абстрактная «модель» мира.

3. Конструктивные и художественно-образные особенности храмов византийской крестово-купольной системы.

4. Особенности византийской изобразительной системы.

5. Монументальная живопись в интерьере византийского храма.

Искусство романского периода

1. Романская базилика – функциональные, конструктивные, объёмно-пространственные решения.

2. Архитектура замков и фортификационных сооружений.

3. Архитектура бенедиктианских монастырей.

4. Объёмно-пластические решения имперских соборов в Майнце, Шпейере и Вормсе.

5. Культовая архитектура Тосканы – продолжение позднеантичных традиций.

Искусство готического периода

1. Памятники ранней готической архитектуры Франции.

2. Достижения архитектуры и художественного синтеза в храмах зрелой готики.

3. Специфические черты архитектуры храмов английской готики.

4. Особенности итальянской готической архитектуры.

5. Образная специфика, функция и конструкция готических соборов.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Методические материалы и домашние задания размещены в локальной сети академии в сетевой папке преподавателя на диске М. В бумажной версии методические материалы размещены в методическом кабинете и в учебно-методическом комплексе дисциплины на кафедре.

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины

При проведении зачета используется комплекс критериев, включающий следующие аспекты: 1) участие в аудиторной работе (посещение занятий); 2) выполнение домашних заданий в каждом семестре;

Перечень вопросов к экзамену

2. Особенности применения ордерной системы в архитектуре Древнего Рима. Роль колонн и римская ячейка (Амфитеатр Колизей). Характеристика римской… 3. Становление эстетической концепции христианства. Характеристика… 4. Конструктивные и декоративные начала раннехристианской архитектуры. Художественный синтез искусств и архитектуры.…

Экзаменационные билеты содержат два вопроса для устного ответа и один в виде зарисовки планов, фасадов или схем из вышеперечисленного списка.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

РАЗДЕЛ II. ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ.

Основная литература:

1. Алексеев Ю.В.История архитектуры, градостроительства и дизайна: курс лекций: учебное пособие для вузов./Ю.В.Алексеев.- М.:АСВ, 2004.

2. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: учебн./Т.В. Ильина.-Изд.4-е перераб.-М.: Высшая школа, 2007.

3. История искусства зарубежных стран: Средние века, Возрождение:учебн./ под. ред.Ц.Г.Нессельштраус.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.:Сварог и К, 2003.

Дополнительная литература:

1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. 1. –М., 2000.

2. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Т. 2. – М., 1935.

3. Бунин А.В. История градостроительного искусства. Т. 1. –М., 1979.

4. Всеобщая история архитектуры в (12-и томах). Т. 3-4, -М., 1966, 1967.

5. Всеобщая история архитектуры (в 6-и томах). Т. 1. -М., 1956.

6. Всеобщая история искусств (в 6-и томах) Т. 2, кн. 1,2. -М., 1960.

7. Дворжак М. Очерки по искусству средневековья. – Л., 1934.

8. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Т. 1. – М., 1968.

9. Дэвид Уоткин История западноевропейской архитектуры. Köneman. 2001 г.

10. История искусств зарубежных стран. Средние века. – М., 1982.

11. Шуази О. История архитектуры. Т.2. М., 1936.

Искусство Византии

2. Византия. Западная Европа. Искусство и культура. – М.. 1973. 4. Византийское искусство в музеях Советского союза. (Альбом на французском… 5. Давид Тальбот Райс Искусство Византии. – М.: слово/slovo, 2002. – 256 с., ил.

Раздел III. Искусство эпохи Возрождения

 

Темы и краткое содержание.

4.6.1. Возрождение в Италии.

Тема 1. Источники культуры Возрождения. Проторенессанс. Возрождение как культура развитых городов Италии в эпоху раннего капитализма. Перестройка сознания у передовой части общества – развитие гуманизма. Увеличение объема знаний о природе и человеке. Борьба против церковной догматики, формирование представлений о свободе. Искусство как важнейший инструмент завоевания свободы, творчество как процесс саморазвития личности. Периодизация итальянского Возрождения. Источники культуры Возрождения: достижения античной греко-римской цивилизации, культуры Византии, итальянской романики. Светский характер искусства Возрождения.

Проторенессанс в Италии XIII – XIV вв. Отход от принципов готического искусства, обращение к античности скульпторов Н. Пизано, Арнольфо ди Камбио. Развитие «инкрустационного стиля» в архитектуре Флоренции XIV века – простота и ясность членений формы. Постройки А. ди Камбио. Византийские (греческие) влияния в живописи. Чимабуэ, П. Каваллини – начало объемно-пространственных и эмоционально-образных завоеваний искусства. Революционное новаторство Джотто в области трехмерной формы и, главное, глубина, разнообразие, правдивость передачи чувств и настроений человека (фрески в Падуе).

 

Тема 2. Раннее Возрождение. Архитектура.Флоренция – родина искусства Возрождения. Преодоление готических традиций в архитектуре, новые методы организации строительства. Ф. Брунеллески – первый архитектор Возрождения. Работа по возведению купола собора Санта Мария дель Фьоре. Воспитательный дом во Флоренции – важнейший памятник эпохи. Ордер в постройках Брунеллески, логика конструктивных построений.

Л. – Б. Альберти – ведущий теоретик архитектуры раннего Возрождения, «Десять книг о зодчестве», учение о перспективе. Введение в практику архитектурных чертежей. Открытие и использование на практике как образец античной римской архитектуры. Палаццо Ручеллаи во Флоренции, церковь Санта Мария Новелла. Крупная самостоятельная работа – церковь Сант Андреа в Мантуе. Последователи Альберти. Б. Росселино – автор первого архите4ктурного ансамбля Возрождения – Соборная Площадь в Пиенце. Тема городского дворца в творчестве Микелоццо ди Бартоломео и Бенедетто да Майано. Палаццо Медичи, палаццо Строцци во Флоренции.

 

Тема 3. Раннее Возрождение. Скульптура.Место скульптуры в новом искусстве. Л. Гиберти – мастер переходного времени, высочайшая техника бронзового литья. «Врата рая» во флорентийском баптистерии. Донателло – великий скульптор раннего Возрождения. Разнообразие техник и жанров в работах Донателло. Монументальные работы. Первый конный памятник эпохи – кондотьеру Гаттамелате, героизированные библейские образы. Острые индивидуальные характеристики «Пророков» для флорентийского Собора – начало реалистической портретной скульптуры. Скульптура Вероккьо – преодоление статики формы, передача в скульптуре реального действия. Памятник кондотьеру Коллеони, «Неверие Фомы».

Тема 4. Живопись раннего Возрождения.Живопись – ведущий вид искусства эпохи. Особенности живописи этого периода – поиск, открытие, общая реалистическая направленность, огромный интерес к личности.

Мазаччо – основоположник живописи Возрождения. Овладение перспективой, глубоким пространством, массой, композиционной ясностью, передачей чувств и эмоций человека. Фрески капеллы Бранкаччи во Флоренции. Пьеро делла Франческо – выдающийся мастер светоносной живописи и колорита. Фрески в Ареццо, посвященные истории животворящего креста.

А. Мантенья – разработка проблем построения композиции, ракурс как основа динамичных композиций, портрет в творчестве художника. Эстетическая функция (гедонистическая) живописи С. Боттичелли – попытка соединить готику и современность: «Весна», «Рождение Венеры», «Магнификат».

Тема 5. Высокое Возрождение. Архитектура.Рим – новый центр искусства Возрождения. Политика римских пап в области искусств, покровительство художникам. Начало масштабной застройки Рима. Д. Браманте – классик архитектуры Возрождения. Постройки в Милане – церковь Санта Мария делла Грацие. Римский период. Темпьетто – архитектурный манифест Браманте, проект собора св. Петра в Ватикане, дворцы Ватикана. Рафаэль – ученик Браманте. Дворцы Видони, дель Аквила в Риме, вилла Мадама. Работы архитекторов Сангалло – младшего и Дж. Романо.

Микеланджело – архитектор. Пластическая проработка архитектурных форм, столкновение и динамическая напряженность во взаимодействии масс. Постройки во Флоренции – сакристия Медичи, библиотека Лауренциана. Римский период, роль крупного масштаба большого ордера в его работах. Собор Св. Петра, ансамбль Капитолийского холма. Элементы барокко в архитектуре Микеланджело.

Тема 6. Высокое Возрождение. Живопись.Утверждение в искусстве идеала гармонически развитой, совершенной личности. Взгляд на «совершенное» - прекрасное у Леонардо да Винчи. Роль науки в развитии искусства, искусство как часть научного познания, роль эксперимента в искусстве. Рациональные основы живописи Леонардо. Новизна композиции и глубины психологического решения темы в фреске «Тайная вечеря». Разработка принципа гармонии в живописи – ключ к пониманию творчества Рафаэля. Прием идеализации – главный как в станковой, так и монументальной живописи Рафаэля. «Сикстинская мадонна», фрески в Ватикане «Диетута», «Афинская школа»; «Триумф Галатеи» на вилле «Фарнезина». Живопись Микеланджело. Героическое, возвышенное, трагическое – высшие точки проявления воли и характера человека. Раздумья о человеческих судьбах – центральные темы монументальной живописи великого художника. Фрески Сикстинской капеллы. Отражение кризиса искусства в поздних работах Микеланджело – «Страшный суд».

Тема 7. Высокое Возрождение. Скульптура.Микеланджело – великий скульптор Возрождения. Освоение античного наследия и его «исправление» - «Битва кентавров», «Вакх», «Давид». Героическая личность в скульптуре Микеланджело – «Скованный пленник», «Брут». Философское осмысление действительности, глубинный смысл жизни – одна из центральных тем его творчества – скульптура гробницы Медичи, «Моисей». Последние работы, отразившие крушение гуманистических идеалов художника - «Пьета Рондонини».

Тема 8. Возрождение в Венеции. Архитектура, изобразительное искусство.

Архитектура. Свободное обращение с формой, соединение разностилевых форм, пышный декор, нарядная цветовая палитра, использование в отделке мрамора –… Живопись. Творчество Дж. Беллини как наиболее полное отражение гуманистических…

Тема 9. Позднее Возрождение. Архитектура.

  Тема 10. Позднее Возрождение. Живопись.Живопись. П. Веронезе – блестящий…  

Северное Возрождение.

Особенности реализма Гуго ван дер Гуса – люди из простонародья становятся героями его картин – «Алтарь Портинари». Творчество И. Босха: реальность и…   Тема 2. Возрождение в Германии. Живопись.Расцвет немецкого искусства в начале XVI в. Немецкий гуманизм – основа…

Тема 3. Возрождение во Франции и Испании. Архитектура. Живопись.

Искусство Испании XVI в. Медленное развитие ренессансных форм в архитектуре, стойкость средневековых традиций. Творчество Х. Эрреры. Строгий стиль…

Распределение часов раздела III по темам и видам работ.

№ п/п Наименование тем и разделов Всего (часов) Аудиторные занятия (час.) В том числе Самостоя-тельная работа   Форма текущего контроля
Лекции Практические занятия
  Раздел I. Возрождение в Италии.  
1. Тема 1. Источники культуры Возрождения. Проторенессанс.   самоконтроль
2. Тема 2. Раннее Возрождение. Архитектура.   самоконтроль
3. Тема 3. Раннее Возрождение. Скульптура.   самоконтроль
4. Тема 4. Раннее Возрождение. Живопись. семинар
5. Тема 5. Высокое Возрождение. Архитектура.   самоконтроль
6. Тема 6. Высокое Возрождение. Живопись. семинар
7. Тема 7. Высокое Возрождение. Скульптура.   самоконтроль
8. Тема 8. Возрождение в Венеции. Архитектура, изобразительное искусство.   самоконтроль
9. Тема 9. Позднее Возрождение. Архитектура.   самоконтроль
10. Тема 10. Позднее Возрождение. Изобразительное искусство.   самоконтроль
  Раздел II. Северное Возрождение.  
11. Тема 1. Возрождение в Нидерландах. Живопись.   самоконтроль
12. Тема 2. Возрождение в Германии. Живопись. семинар
13. Тема 3. Возрождение во Франции и Испании. Архитектура, живопись.   самоконтроль
  ИТОГО  
  Форма итогового контроля зачет

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости в III семестре.

Аудиторные занятия по дисциплине предусматривают участие в трех семинарах в часы, отведенные для практических занятий. Результаты освоения учебной дисциплины оцениваются по результатам трех семинаров. В случае неудовлетворительной оценки за семинар или желании студента повысить оценку выполняется реферат по теме семинара.

 

 

Примерная тематика рефератов.

 

Не предусмотрено учебным планом.

 

Примерный перечень вопросов к зачету по курсу.

 

Архитектура.

1. Архитектура проторенессанса.

2. Ф. Брунеллески.

3. Л.-Б. Альберти.

4. Архитектура палаццо в период раннего Возрождения.

5. Зарождение в Италии теории архитектуры.

6. А. Браманте.

7. Рафаэль как архитектор.

8. Раннее Возрождение в архитектуре Венеции.

9. Я. Сансовино.

10. Микеланджело – архитектор.

11. Городские дворцы Высокого Возрождения.

12. Д. Виньола.

13. А. Палладио.

14. Маньеризм в архитектуре Италии 16 в.

15. Архитектурный декор эпохи Возрождения.

16. Виллы в архитектуре итальянского Возрождения.

17. Архитектура Возрождения в Испании.

18. Архитектура замков Франции 16 в.

19. Архитекторы Франции 16 в.

20. Градостроительные проблемы эпохи Возрождения.

Изобразительно искусство.

1. Творчество Джотто.

Конструктивные и декоративные направления в живописи проторенессанса.

2. Мазаччо.

3. В. Верроккьо.

4. Донателло.

5. Творчество Пьеро делла Франческо.

6. Мантенья.

7. С. Боттичелли.

8. Леонардо да Винчи.

9. Рафаэль. Монументальная живопись.

10. Живопись Микеланджело.

11. Скульптура Микеланджело.

12. Тициан.

13. П. Веронезе.

14. Я. Тинторетто.

15. Ян ван Эйк.

16. И. Босх.

17. П. Брейгель.

18. А. Дюрер.

19. Г. Гольбейн.

 

Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

 

1. Тема купольного здания в творчестве Ф. Брунеллески. Привести графические примеры.

2. Л.-Б. Альберти как теоретик архитектуры раннего Возрождения.

3. Развитие типа городского дворца в архитектуре раннего Возрождения. Нарисовать фасады дворцов.

4. Специфика архитектуры Возрождения в Венеции. Объемная композиция, материалы, конструкции, цвет.

5. Проблема научной перспективы в архитектуре и живописи раннего Возрождения в Италии.

6. Сравнительный анализ творческого метода скульпторов Л. Гиберти и Донателло.

7. Принцип гармонии в живописи С. Боттичелли.

8. Эксперимент и научный поиск в живописи Леонардо да Винчи.

9. Д. Браманте. Представление об идеальной архитектуре. Выполнить зарисовки.

10. Живопись Рафаэля как общественный идеал Возрождения.

11. Трагическая тематика в скульптуре Микеланджело.

12. История строительства собора Св. Петра в Ватикане.

13. Архитектура Микеланджело. Борьба стилей.

14. Развитие ансамбля площади Сан Марко и Пьяцетты в Венеции в эпоху Возрождения. Выполнить зарисовки основных построек.

15. Роль цвета в живописи венецианских мастеров. Тициан, П. Веронезе. Содержание термина «венецианский колорит».

16. Синтез архитектуры и изобразительных искусств в период Высокого Возрождения.

17. Архитектура римских палаццо в период Высокого Возрождения. Примеры – выполнить зарисовки.

18. Виллы в творчестве А. Палладио.

19. Д. Виньола. Архитектура на рубеже двух эпох – Ренессанс и барокко.

20. Религиозная живопись Я. Тинторетто.

21. Архитектура позднего маньеризма в Италии.

22. Специфические особенности Возрождения в Нидерландах. На примере творчества Яна ван Эйка.

23. Форма и содержание «сюрреалистических» картин И. Босха.

24. А. Дюрер как теоретик искусства и художник.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства в 2 томах. М., 1979. 2. Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения: Италия. – СПб.: 2007. 3.

Раздел IV. Искусство Западной Европы 17-19 вв.

Темы и краткое содержание раздела

Тема 1. Стилевое многообразие искусства 17-18 вв.

Характеристика эпохи. Кризис искусства Возрождения. Формирование новых стилей: барокко, классицизм, рококо. Особенности основных стилей. Внестилевые направления. Углубление представлений о природе и человеке, отражение этих представлений в искусстве. Развитие новых жанров искусства. Научное знание и искусство, теоретическое обоснование искусства. Развитие национальных художественных школ в Италии, Франции, Фландрии, Голландии, Испании, Англии.

Тема 2. Архитектура Италии 17 в. Раннее барокко.

Тема 3. Архитектура Высокого барокко в Италии 17 в.

Расцвет стиля барокко. Сочетание принципов монументальности и декоративности. Особое внимание к вопросам синтеза искусств. Масштаб и динамичная форма – эмоциональное содержание стиля. Ведущие архитекторы зрелого барокко – Л. Бернини, Ф. Барромини, К. Райнальди, их основные постройки. Интерьер собора Св. Петра и площадь Св. Петра – центральный объект зрелого барокко. Тенденция к усложнению объемно-пространственных решений в работах Ф. Барромини. Барокко вне Рима – Г. Гварини, Б. Лонгена.

Тема 4. Архитектура Италии 18 века. Позднее барокко.

Особенности стиля позднего барокко. Архитектура Турина и Неаполя. Архитектура позднего барокко Ювара и Ванвителли. Активное включение природы в архитектурные композиции – замок Ступиниджи, дворец в Казерте. Использование театрально-сценических приемов. Испанская лестница в Риме, фонтан Треви. Постепенное врастание в барочную архитектуру элементов и приемов классицизма.

Тема 5. Изобразительное искусство Италии 17-18 вв.

Тема 6. Искусство Испании 17 века.

Тема 7. Искусство Фландрии 17 века.

Тема 8. Искусство Голландии 17 века.

Тема 9. Архитектура Франции первой половины 17 века.

Тема 10. Архитектура Франции второй половины 17 века.

Тема 11. Архитектура Франции 18 века.

Тема 12.Изобразительное искусство Франции 17 – 18 века. Живопись 17 века. Официальная линия – С. Вуэ, Ш. Лебрен. Классицистическая… Живопись 18 века. Рококо, пасторали Ф. Буше, галантный жанр в творчестве Ватто. Высокая профессиональная живописная…

Тема 13. Архитектура Австрии 17-18 вв.

Городские дворцы (Евгения Савойского в Вене), общественные здания. Купольные храмы: церковь Св. Карла Борромея, церковь Св. Петра в Вене.…

Тема 14. Архитектура Германии 17-18 вв.

Архитектор и скульптор А. Шлютер – основатель берлинской школы (прусской). Королевская площадь и Королевский дворец в Берлине, градостроительные… Тема 15. Архитектура Англии 17 – 18 вв. Буржуазная революция в Англии, ее значение для развития культуры и искусства. И. Джонс – градостроительная практика.…

Тема 16. Английская живопись 18 века.

Тема 17. Архитектура Западной Европы на рубеже 18-19 вв.

Зарождение в архитектуре Германии в конце 18 века нового стиля – классицизма (прусский вариант). Ясность, строгость и сдержанность архитектуры этого…  

Распределение часов раздела IV по темам и видам работ.

№ п/п Наименование тем и разделов Всего (часов) Аудиторные занятия (час.) В том числе Самостоя-тельная работа Форма текущего контроля
Лекции Семинары
1. Тема 1. Стилевое многообразие искусства 17-18 вв.   самоконтроль
2. Тема 2. Архитектура Италии 17 в. Раннее барокко.   самоконтроль
3. Тема 3. Архитектура Италии 17 в. Зрелое барокко.   самоконтроль
4. Тема 4. Архитектура Италии 18 в. Позднее барокко.   самоконтроль
5. Тема 5. Изобразительное искусство Италии 17-18 вв. семинар
6. Тема 6. Искусство Испании 17 в.   самоконтроль
7. Тема 7. Искусство Фландрии 17 в.   самоконтроль
8. Тема 8. Искусство Голландии 17 в.   самоконтроль
9. Тема 9.Архитектура Франции первой половины 17 в. Барокко.   семинар
10. Архитектура Франции второй половины 17 в. Классицизм.   самоконтроль
11. Архитектура Франции 18 в. Рококо, классицизм. самоконтроль
12. Тема 12. Изобразительное искусство Франции 17 - 18 вв.   самоконтроль
13. Тема 13. Архитектура Австрии 17 –18 вв.   самоконтроль
14. Тема 14. Архитектура Германии 17 - 18 вв.   самоконтроль
15. Тема 16. Архитектура Англии 18 в. Семинар  
16. Английская живопись 18 в.   самоконтроль
17. Тема 18. Архитектура Западной Европы на рубеже 18 – 19 вв.   самоконтроль
  ИТОГО  
  Форма итогового контроля экзамен

 

Примерная тематика рефератов.

1. Развитие типа церковного здания в архитектуре итальянского барокко.

2. Дворцы в архитектуре Италии эпохи барокко.

3. Приемы и средства динамизации формы в архитектуре барокко.

4. Роль декора в формировании образа в итальянской архитектуре 17-18 вв.

5. Скульптура и живопись как важнейшие средства архитектуры барокко.

6. Организация пространственной композиции площадей в градостроительстве Италии времени барокко.

7. Французский классицизм первой половины 17 в. Особенности стиля.

8. Дворцовая архитектура Франции 17 в. (ее роль в развитии классицизма).

9. Тема купольного здания в архитектуре Франции 17-18 вв.

10. Дворцово-парковые ансамбли 17 в. – вершина в развитии архитектуры «большого стиля» во Франции.

11. Дворцово-парковый ансамбль в Версале как синтезированный художественный образ.

12. Стиль рококо в архитектуре парижских отелей.

13. Ордер в архитектуре классицизма и барокко. Различия целей и задач.

14. Французский классицизм второй половины 18 в. Особенности развития стиля.

15. Новый классицизм архитектора К. Леду.

16. Ансамбли в архитектуре Австрии 18 в.

17. Дворцовая архитектура в творчестве Б. Неймана.

18. Особенности немецкого барокко в церковной архитектуре 18 в.

19. Дворцово-парковые ансамбли в архитектуре Германии 18 в.

20. Палладианство в английской архитектуре 18 в.

21. Французский ампир как архитектурный стиль.

 

Примерный перечень вопросов к экзамену по разделу IV курса.

 

I. Архитектура.

1. Стиль барокко в архитектуре.

2. Классицизм в архитектуре.

3. Рококо в архитектуре 18 в.

4. Раннее барокко в архитектуре Италии.

5. Л. Бернини – архитектор.

6. Ф. Барромини, Г. Гварини.

7. Позднее барокко в архитектуре Италии. Ювора, Ванвителли.

8. Архитектура Франции 17 в. Архитекторы Ж.Лемерсье. и Ф. Мансар.

9. Купольные здания в архитектуре Франции 17-18 вв.

10. Дворцово-парковые ансамбли в архитектуре Франции 17-18 вв.

11. Творчество Ж.А. Мансара.

12. Синтез архитектуры и изобразительных искусств во Франции 17-18 вв.

13. Творчество Ж.А. Габриэля.

14. Городские площади Франции 17-18 вв.

15. Творчество К. Леду.

16. Творчество английских архитекторов И. Джонса и К. Рена.

17. Творчество австрийских архитекторов И. Фишера и И.Л. Хильдебрандта.

18. Творчество немецких архитекторов Б. Неймана и Кнобельсдорфа.

19. Архитектор Пёппельман. Цвингер.

20. Специфика немецкого барокко и рококо.

21. Формирование архитектуры классицизма в Германии.

22. Английская архитектура. Д. Ванбру, Д. Гиббс, У. Чемберс.

 

II. Изобразительное искусство.

1. Особенности барокко в изобразительном искусстве.

2. Особенности классицизма в изобразительном искусстве.

3. Бернини – скульптор.

4. Караваджо и караваджизм.

5. Монументальная живопись Италии 17-18 вв.

6. Веласкес.

7. Сурборан и Рибера.

8. Н. Пуссен.

9. Ш. Лебрен.

10. А. Ватто.

11. Живопись французского рококо.

12. Шарден.

13. Скульптура Франции 17 века. Жирардон, А. Куазевокс.

14. Ж.А. Гудон.

15. П. Рубенс.

16. А. ван Дейк.

17. Ф. Хальс.

18. Рембрандт.

19. Бытовой жанр в голландской живописи 17 в.

20. Вермер Делфтский.

21. Ж. Латур.

22. Голландский натюрморт 17 века.

23. У. Хогарт.

24. Д. Рейнольдс.

25. Т. Гейнсборо.

 

Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

1. Объективные причины стилевого многообразия европейского искусства 17-18 вв.

2. Особенности стиля барокко в градостроительстве Италии 17 в.

3. Начертить планы площадей, характерных для итальянского барокко.

4. Нарисовать несколько фасадов церковных зданий типа «Иль Джезу».

5. Развитие типа городского дворца в архитектуре Италии 17 в.

6. Приемы стенографии в архитектуре барокко.

7. Синтез искусств в интерьере церковных зданий в период зрелого барокко в Италии.

8. Черты барокко и классицизма в архитектуре Франции первой половины 17 в.

9. Купольные здания в архитектуре Франции 17-18 вв.

10. Дворцово-парковые ансамбли в архитектуре Франции 17-18 вв. Особенности образных решений.

11. Дать графические примеры барочных и классицистических фасадов во французской архитектуре 17-18 вв.

12. Развитие типа отеля в архитектуре Франции. Примеры решений композиции планов.

13. Классицизм Ж. Габриэля. Особенности стиля.

14. Приемы организации пространства площадей открытого типа.

15. В чем проявилось принципиальное новаторство К.Н. Леду?

16. Содержание термина «романтический классицизм».

17. Характеристика ампира как архитектурного стиля. Графические примеры (нарисовать фасады ампирных сооружений).

18. Портрет в творчестве Веласкеса, особенности авторской характеристики личности.

19. Барокко во фламандской живописи (на примерах картин П. Рубенса).

20. Психологический портрет в творчестве Рембрандта.

21. Бытовой жанр в голландской живописи 17 века как отражение особенностей социального развития Голландии.

22. Специфика содержания живописи французского рококо. Сопоставить работы А. Ватто и Буше.

23. Влияние идей французского просвещения на развитие искусства.

24. Сентиментальный романтизм в творчестве Т. Гейнсборо.

25. Австрийская дворцово-парковая архитектура 18 века (использовать графические изображения).

26. Показать в графике многообразие композиционных решений архитектуры церковных построек в Германии 18 века.

27. Дать анализ особенностей архитектуры немецкого барокко и немецкого рококо (на примерах Цвингера и Сансуси).

28. Примеры художественного синтеза в дворцовой архитектуре Б. Неймана.

29. Влияние архитектурных идей А. Палладио на развитие английской архитектуры 18 века (палладианство).

 

Форма итогового контроля -экзамен.

Учебно-методическое обеспечение IV –го раздела курса.

Рекомендуемая литература (основная):

1. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т. 7. М., 1969.

2. Всеобщая история искусств в 6 томах. Т. 4. М., 1963.

3. Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. Т. 1-5. М., 1962-1981.

4. История искусства зарубежных стран. XVII – XVIII вв. М., 1988.

5. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 в. Искусство 17 века, в 2 томах. М., 1988, 1995.

6. Малая история искусств. Искусство XVII в. М., 1974.

7. Малая история искусств. Искусство XVIII в. М., 1977.

8. Бунин А.В. Саваренская Ф.И. История градостроительного искусства в 2 томах. М., 1979.

9. Свидовская М.И. Пространственные искусства в западно-европейской художественной культуре XIII – XIX веков (в двух томах) М 2010.

Рекомендуемая литература (дополнительная):

1. Алпатов М.В. Этюды по истории Западноевропейского искусства. М., 1963.

2. Алпатов М.В. Архитектура ансамблей Версаля. М., 1940.

3. Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990.

4. Аркин Д.Е. Париж. Архитектурные ансамбли города. М., 1937.

5. Барокко. Архитектура, скульптура, живопись. Кёнеманн, 2000.

6. Брунов Н.И. Рим. Архитектура эпохи барокко. М., 1937.

7. Брунов Н.И. Дворцы Франции XVII – XVIII веков. М., 1938.

8. Быков В.Н. Архитектура Италии и Франции XVII в. М., 1959.

9. Бонсанти Дж. Караваджо. М., 1995.

10. Версаль. Путеводитель. Арт., 1997.

11. Герман М. У. Хогарт и его время. М., 1977.

12. Егорова К.С. Портрет в творчестве Рембрандта. М., 1975.

13. Знамеровская Т.П. Веласкес. М., 1978.

14. Знамеровская Т.П. Хусепе Рибера. М., 1981.

15. Золотов Ю.К. Жорж де Латур. Л., 1979.

16. Золотов Ю.К. Пуссен. Л., 1988.

17. Золотов Ю.К. Вермер Делфтский. М., 1995.

18. Кеменов В.С. Картины Веласкеса. М., 1969.

19. Лазарев В.Н. Старые европейские мастера. М., 1974.

20. Леонердо Дж. Мир Гейнсборо. М., 1998.

21. Линник И.В. Голландская живопись 17 века и проблема атрибуции картин. Л., 1980.

22. Линник И.В. Франс Хальс. Л., 1967.

23. Лоренцо Бернини. Воспоминания современников. М., 1965.

24. Лившиц Н.А., Зернов Б., Воронихина А. Искусство XVIII в. Исторические очерки. М., 1966.

25. Михаловский. Архитектор Иниго Джонс. М., 1939.

26. Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись 17 века. М., 1989.

27. Смольская Н.Ф. Антонис ван Дейк. М.-Л., 1963.

28. Уэджвуд К. Мир Рубенса. М., 1998.

29. Фромантен Э. Старые мастера. М., 1966.

30. Якимович А.К. Бернини и Барромими. В кн.: Искусство Западной Европы и Византии. М., 1978.

31. Якимович А.К. Художник и дворец. Диего Веласкес. М., 1989.

 

Раздел V. Древнерусское зодчество и архитектура России.

Содержание раздела.

Тема 1. Архитектура Киевской Руси.

Тема 2. Архитектура Новгорода и Пскова. Общественный строй Новгорода. Планировочная структура и топография, основные… Планировка и топография Пскова, система укреплений. Церковное зодчество: своеобразие материала, пропорции,…

Тема 3. Архитектура Владимиро-Суздальской Руси.

Владимиро-Суздальское княжество. Особенности местной школы зодчества. Связь с романской архитектурой Запада. Спасо-Преображенский собор в Переяславле Залесском. Храм Покрова на Нерли. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире. Резиденция – замок Андрея Боголюбского. Город Владимир, его планировка и топография.

 

Тема 4. Древнерусское деревянное зодчество.

Техника сооружения и конструктивные особенности. Основные типы деревянных храмов. Клетские храмы, их происхождение и эволюция. Шатровые храмы, разновидности. Кубоватые храмы. Многоглавые храмы (ансамбль Кижского Погоста). Проблема влияния деревянного зодчества на каменное. Деревянные жилые постройки.

 

Тема 5. Строительство Московского Кремля при Иване III.

Тема 6. Архитектура XVI века. Русское централизованное государство при Иване IV. Градостроительство Москвы…

Тема 7. Архитектура XVII века.

Русское государство при первых Романовых. Градостроительство и крепостное зодчество. Каменные гражданские постройки (Теремной дворец в Кремле). Церковное зодчество. Распространение «узорочья». Храмы Троицы в Никитниках. Рождества в Путинках, Ярославские церкви.

«Московское барокко» и его национальная самобытность. Центрические ярусные храмы (Покрова в Филях, Спаса в Уборах, Новодевичий монастырь).

 

Тема 8. Архитектура первой половины XVIII века.

Новый подъем государственности и культуры в царствование Елизаветы Петровны. Кульминация стиля барокко в России. В.В. Растрелли. Большой…  

Тема 9. Архитектура второй половины XVIII века.

Архитектура Москвы. В.И. Баженов, проект Кремлевского дворца. Применение псевдоготических и древнерусских мотивов (Усадьба Царицыно). Дом Пашкова.…   Тема 10. Архитектура первой половины XIX века.

Тема 11. Архитектура второй половины XIX века.

Использование форм исторических стилей в принципиально новых типах зданий (в пассаже, вокзалы, доходные дома и т.д.). Эклектизм в архитектуре Урала,…  

Тема 12. Архитектура начала XX века.

   

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

К разделу 1. Древнерусское зодчество и становление русской архитектуры на Урале.

Специфика отдельных школ (владимиро-суздальская, новгородская, псковская, раннемосковская и т.д.). Анализ композиции и пропорционального строя важнейших памятников (храм Покрова на Нерли, Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском и др.). Сравнительная характеристика уральских и московских памятников XVII века.

 

К разделу 2. Архитектура России и Урала XVIII – нач. XX веков.

Особенности основных этапов развития барокко и классицизма в России. Анализ пространственной композиции важнейших ансамблей Петербурга. Сравнительная характеристика однотипных и одностильных зданий в столицах и на Урале.

 

 

Примерная тематика рефератов и курсовых работ.

1. Древнерусские архитектурные ансамбли и природное окружение.

2. Силуэт кремлей и монастырей Древней Руси.

3. Пластичность в архитектуре Древней Руси.

4. Владимиро-суздальское зодчество и романская архитектура Запада.

5. Сравнительный анализ архитектуры Новгорода и Пскова.

6. Ренессансные черты в русском зодчестве конца XV – XVI вв.

7. Шатровые храмы в деревянном и каменном зодчестве.

8. Развитие архитектуры русских крепостных башен и колоколен XVII в.

9. Развитие декоративного убранства в русской архитектуре XVII в.

10. «Петровское барокко» и архитектура стран Северной Европы.

11. Национальный характер творчества Растрелли.

12. Развитие типа пятикупольного храма в русской архитектуре XVIII – первой половины XIX в.

13. Развитие пространственной композиции и убранства интерьера русских дворцовых зданий XVIII в.

14. Античный ордер и архитектура русского классицизма.

15. Черты палладианства в русской архитектуре второй половины XVIII в.

16. Русская архитектура второй половины XVIII – начала XIX вв. и французский классицизм.

17. Героико-патриотическая тема в русской архитектуре первой трети XIX в.

18. Масштабно-ритмическое единство в архитектурных ансамблях Петербурга эпохи классицизма.

19. Своеобразие архитектуры московского классицизма 1810-1820-х гг.

20. Связь с природой и ландшафтная архитектура русских усадеб.

21. Синтез искусств в архитектуре русского классицизма.

22. Эволюция архитектуры русских театров XIX в.

23. Технический прогресс и новые типы зданий в русской архитектуре второй половины XIX в.

24. Материал и цвет в архитектуре русского модерна.

25. Источники русской неоклассики 1910-х гг., и их интепретация.

26. Архитектура солеварен Прикамья.

27. Основные типы уральских барочных храмов.

28. Градостроительное развитие Екатеринбурга в XVIII – XIX вв.

29. Архитектура заводских цехов Урала первой половины XIX в.

30. Деревянный модерн на Урале.

 


 

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу.

 

1. Архитектура Киевской Руси.

2. Архитектура Владимиро-Суздальской Руси.

3. Архитектура Новгорода.

4. Архитектура Пскова.

5. Раннемосковское зодчество.

6. Типы церквей в древнерусском деревянном зодчестве.

7. Формирование ансамбля Московского Кремля.

8. Крепостное и гражданское зодчество Древней Руси.

9. Шатровые и столпообразные храмы XVI века.

10. Церковное зодчество Москвы и Ярославля середины XVII века.

11. «Московское барокко» конца XVII века.

12. Архитектура Урала XVII века.

13. Основание начало застройки Петербурга.

14. Архитектор В.В. Растрелли

15. Архитекторы раннего русского классицизма (Кокоринов, Деламот, Ринальди).

16. «Строгий» классицизм 1780-1790-х гг. (Старов, Камерон, Кваренги).

17. Архитектор В.И. Баженов и М.Ф. Казаков.

18. Архитекторы петербургского ампира (Воронихин, Захаров, Томан).

19. К.И. Росси и ансамбли Петербурга 1820-1830-х гг.

20. Архитекторы московского ампира (Бовэ, Жилярди).

21. Промышленная архитектура Урала эпохи классицизма.

22. Основные направления эклектической архитектуры в России.

23. Развитие архитектуры русского модерна.

24. Эклектика и модерн в архитектуре Урала.

 


II. Распределение часов курса по темам и видам работ.

  Форма итогового контроля– зачет  

Учебно-методическое обеспечение курса.

1.Ушаков Ю.С., Тиц А.А., Пилявский В.И. История русской архитектуры. Учебник. М., 1984.   2. Рекомендуемая литература (дополнительная):

Материально-техническое обеспечение дисциплины

  Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки магистров 270100 Архитектура…

Цели освоения дисциплины

Формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций средствами дисциплины «История пространственных искусств» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров 270100 «Архитектура»

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «История пространственных искусств» входит в блок базовой части общепрофессионального цикла дисциплин основной образовательной программы… Данной дисциплине должна предшествовать подготовка по дисциплинам полного… Знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения дисциплины «История пространственных искусств» используются…

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Из образовательного стандарта следует, что в ходе изучения студент должен приобрести следующие знания и умения: Знать:историю архитектуры и родственных пространственных искусств в контексте… Уметь:логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; использовать исторические и…

Структура и содержание дисциплины

Виды и объем учебных занятий по дисциплине

  Виды учебных занятий Всего часов   Часов в семестре*     … *  

Содержание учебной дисциплины

Разделы курса:

I. Искусство Древнего мира.

1. Искусство первобытного общества. Происхождение искусства, роль и назначение искусства.

2. Искусство рабовладельческого общества.

3. Античное искусство.

II. Искусство средних веков.

1. Раннехристианское искусство.

2. Искусство Византии.

3. Искусство раннего средневековья У - Х вв.

4. Романское искусство Х-ХП вв.

5. Готическое искусство ХII-ХV вв.

Раздел. I. Искусство Древнего мира.

 

 

Искусство первобытного общества. Происхождение искусства,

Роль и назначение искусства.

Архитектура. Истоки строительной деятельности человека. Утилитарно-практический характер древнейших построек и сооружений. Культовые сооружения –… Изобразительное искусство. Духовное освоение мира в формах и средствами…

Искусство рабовладельческого общества

Искусство Древнего Египта

Древнее царство (XXVIII-XXIV вв. до н.э.)

Реальное и условное в портрете. Приёмы обобщения и индивидуализации в египетском портрете.Рельеф и его разновидности. Официальное и… 2.2 Среднее царство (XXI-XVIII вв. до н.э.) Новый расцвет искусства и его… а) Архитектура. Становление храмов с глубинно-осевой композицией. Роль колонн.

Античное искусство.

3.2 Искусство Древней Греции.Периодизация искусства Древней Греции. «Гомеровский» период – становление греческого искусства. Историческая связь с…

Искусство Архаики (VII-VI вв. до н.э.)

б) Изобразительное искусство. Развитие пластического декора в архитектуре храма – синтез искусств. Зарождение монументальной пластики. Образы богов,… Искусство классического периода (V – IV вв. до н.э.)

А) Ранняя классика.

Архитектура. Эволюция композиции храма и ордера. Храм Афины Афайи на острове Эгина, храм Геры(II) в Пестуме, храм Зевса в Олимпии. Мера, пропорция, гармония как универсальные критерии греческой эстетики. Роль скульптуры в раскрытии художественного содержания храма.

Изобразительное искусство.Героическая тема в искусстве. Фронтонные композиции

храма Афины Афайи на острове Эгина. «Дельфийский возничий». Краснофигурная

вазопись.

б) Высокая классика. Архитектура. Ансамбль Афинского акрополя. Особенности композиции и образного

решения. Приёмы и средства создания архитектурно-художественного образа Парфенона.

Изобразительное искусство.Идеал гармонически развитой личности. Мирон –

проблема гармонии противоположностей в его творчестве. Поликлет – мастер

рациональных, сдержанных образов в скульптуре. Фидий – создатель скульптурных

композиций Парфенона.

В) Поздняя классика.

Архитектура. Усложнение форм, широкое использование ионического и коринфского

ордера. Композиция греческого театрального сооружения. Мавзолей в Галикарнасе –

новизна композиционного решения. Элементы греческой и восточной архитектуры.

Изобразительное искусство. Рост индивидуализма и субъективизма, отражение этих

явлений в искусстве. Творчество Скопаса, Праксителя, Лисиппа и Леохара.

3.3 Искусство эпохи эллинизма (IV – I вв. до н.э.)

Архитектура. Многообразие архитектурных типов и форм. Алтарь Зевса в Пергаме. Жилище. Ансамбль Пергамского акрополя. Градостроительство: города Приена и Александрия в Египте. Инженерные сооружения (Фаросский маяк)

Изобразительное искусство. Связь с искусством высокой и поздней классики. Постепенная утрата гармонического и эстетического идеала.

Искусство Древнего Рима (VI в. до н.э. - Vв. н.э.)

4.1. Искусство Этрурии. Этрусский храм (Юпитера Капитолийского). Особенности архитектурного ордера. Гробницы. Инженерные сооружения. Использование
полуциркульной арки и бетона.

Искусство Рима периода Республики (VI-I вв. до н. э.)

Изобразительное искусство. Развитие натуралистических черт в римском скульптурном портрете. Эллинистическое влияние на искусство республиканского… 4.3 Искусство Рима периода Империи (1в. до н.э. – V в. н.э.) а) Архитектура.Особенности композиционного и пространственного решения императорских форумов Рима. Культовая…

Раздел II. Искусство средних веков.

 

1. Раннехристианское искусство. Возникновение христианской религии. Становление эстетической концепции христианства. Отработка типа христианского храма – базилики. Конструктивные и декоративные начала христианской архитектуры. Распространение монументальной живописи – мозаики.

Искусство Византии.

Изобразительное искусство. Живопись – ведущий вид в искусстве Византии. Выработка христианской иконографии и нового художественного языка,… Композиционное построение иконы, условность, символика цвета.

Искусство раннего средневековья У - Х вв.

Изобразительное искусство.Народные традиции в искусстве раннего средневековья, его прикладной характер. Язык и средства искусства.…

Романское искусство Х-ХП вв.

4.1. Архитектура Франции.Фортификационное и замковое строительство. Паломнические церкви. Региональные архитектурные школы. 4.2. Архитектура Германии.Феодальная раздробленность Германии, отражение этого состояния в архитектуре. Развитие…

Готическое искусство ХII-ХV вв.

5.2. Архитектура Англии.Специфические черты английской готики: общий горизонтальный характер композиции соборов, мощный вертикальный акцент над… 6.3. Архитектура Германии.Влияние архитектуры Франции на раннюю немецкую готику. Зрелая готика, храмы базиликального типа собора в Кельне ( ХШ-Х1Увв.). Однобашенные соборы в Фрайбурге (Х1У…

Распределение часов дисциплины по темам и видам учебных занятий

Образовательные технологии

Все разделы программы осваиваются в традиционной форме, предполагающей проведение лекционных занятий, организацию практической работы под руководством преподавателя на занятиях в аудиториях и внеаудиторную самостоятельную работу студента на основе домашних заданий и методических материалов преподавателя.

 

 

Оценочные средства

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

Раздел I. (I семестр). Аудиторные занятия по дисциплине предусматривают выполнение трех контрольных работ и одной практической работы в часы,… В случае неудовлетворительной оценки за контрольную работу или желании…  

РАЗДЕЛ I. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Контрольная работа № 1 ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

1. Реальное и условное в портретах Древнего царства

2. Мастаба и пирамида. Ансамбль Джосера в Саккаре.

3. Большие пирамиды в Гизе.

4. Изобразительное искусство времени Эхнатона. Традиции и новаторство.

5. Изобразительное искусство времени Эхнатона.Синтез архитектуры и искусств .

 

Контрольная № 2 АРХИТЕКТУРА АФИНСКОГО АКРОПОЛЯ

2. Главные элементы планировочной и объёмно-пластической композиции ансамбля Афинского акрополя. 3. Художественно-образное единство ансамбля Афинского акрополя. Синтез… 4.Регулярность застройки – характерная черта эллинистического города (Приена, Александрия египетская, Милет).

Контрольная № 3 АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

1. Характер архитектуры её типология и римская строительная техника.

2. Особенности применения ордерной системы в архитектуре Древнего Рима.

3. Особенности композиционного и пространственного решения императорских форумов (форумы Цезаря, Августа и Трояна).

4. Колизей в Риме: планировочная, объёмно-пространственная композиция, конструктивное и декоративное решения, применение ордера.

Примерная тематика рефератов.

 

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

- Развитие архитектурной типологии –гробницы, заупокойные и культовые храмы. - Достижения в создании архитектурного ансамбля в период Древнего царства.… - Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

- Становление греческого ордера и отработка типа древнегреческого храма. - Особенности композиции и образного решения Афинского аерополя. - Приёмы и средства создания архитектурно-художественного образа Парфенона.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА

- Особенности применения ордерной системы в архитектуре Древнего Рима.

- Императорские форумы – особенности композиционного и пространственного

решения.

- Архитектура культовых зданий Древнего Рима.

- Зрелищные сооружения Древнего Рима – планировочные и объёмно

пространственные композиции. Конструкции и декоративные решения.

РАЗДЕЛ II. ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ

Семинар I

1. Развитие основных типов византийского храма: купольная базилика, крестово- купольная церковь. 2. Храм св. Софии в Константинополе, функциональное и конструктивное решение.

Семинар II

1. Религиозные и светские источники романской скульптуры. 2. Портал средневекового собора – граница двух миров. Темы и сюжеты… 3. Композиция и образный язык романской скульптуры. Правда, вымысел, аллегория.

Семинар III

ГОТИЧЕСКИЙ СОБОР КАК ОБРАЗЕЦ СРЕДНЕВЕКОВОГО

ХУДОЖЕСТВЕННОГО СИНТЕЗА

1. Архитектура готического собора: функция, конструкция, образная специфика.

2. Образцы скульптуры как воплощение противоречий средневекового мироощущения. Роль скульптуры в системе художественного синтеза.

3. Витраж в готическом соборе.

4. Готический собор – обобщенный образец человеческого быта.

 

Примерная тематика рефератов

Искусство Византии

6. Развитие основных типов византийского храма.

7. Храм св. Софии в Константинополе – абстрактная «модель» мира.

8. Конструктивные и художественно-образные особенности храмов византийской крестово-купольной системы.

9. Особенности византийской изобразительной системы.

10. Монументальная живопись в интерьере византийского храма.

Искусство романского периода

6. Романская базилика – функциональные, конструктивные, объёмно-пространственные решения.

7. Архитектура замков и фортификационных сооружений.

8. Архитектура бенедиктианских монастырей.

9. Объёмно-пластические решения имперских соборов в Майнце, Шпейере и Вормсе.

10. Культовая архитектура Тосканы – продолжение позднеантичных традиций.

Искусство готического периода

6. Памятники ранней готической архитектуры Франции.

7. Достижения архитектуры и художественного синтеза в храмах зрелой готики.

8. Специфические черты архитектуры храмов английской готики.

9. Особенности итальянской готической архитектуры.

10. Образная специфика, функция и конструкция готических соборов.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Методические материалы и домашние задания размещены в локальной сети академии в сетевой папке преподавателя на диске М. В бумажной версии методические материалы размещены в методическом кабинете и в учебно-методическом комплексе дисциплины на кафедре.

 

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины

При проведении зачета используется комплекс критериев, включающий следующие аспекты: 1) участие в аудиторной работе (посещение занятий); 2) выполнение домашних заданий в каждом семестре;

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

РАЗДЕЛ I. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Основная:

1. Всеобщая история архитектуры : в 12 т./ под ред. О.Х.Халпахчьяна(и др.).-2-е изд.,испр.и доп.Т. 1:Архитектура Древнего мира.-М.: Архитектура-С, 2008.

2. История искусства зарубежных стран: первобытное общество, Древний Восток, античность: учебник для вузов/ Рос. Акад. Художеств; С.-петерб. гос. Акад. Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры; под ред. М.В.Доброклонского, А.П.Чубовой.-5-е изд. Перераб.-М.: Сварог и К, 2008.

 

Дополнительная:

Общие работы:

1. Всеобщая история искусств (в 6-и томах). Т. 1, 1956.

2. Алексеев Ю.В. История архитектуры, градостроительства и дизайна: курс лекций:

Учебное пособие для вузов./Ю.В.Алексеев.-М.:АСВ, 2004.

3. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. 1, М-Л, 1948.

4. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительства (в 2-х томах) – М., 1979.

 

Искусство доклассового общества:

1.Абрамова З.И. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М. 1966.

2.Мириманов В.Б.Первобытное и традиционное искусство. – Л., 1973.

3.Окладников А.П. Утро искусства. – Л., 1967.

4.Ранние формы искусства. Сб. – М., 1972.

5. История искусства. Первые цивилизации //Издательская группа ОСЭАНО, ЗАО «Бета-Сервис, 1998 г.

Искусство Древнего Востока:

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. – М., 1979.

2. Всемирная история. Т.-1. – М.,1955.

3. Замаровский В. Их величества пирамиды. – М., 1986.

4. Пунин А. Л. Искусство Древнего Египта. Раннее царство. Древнее царство./А.Л.

5. Пунин.- СПб.:Азбука –классика,2008.

6. Керам В. Боги, грбницы, учёные. – М., 1960.

7. Кинк Х.А. Как строились египетские пирамиды. – М., 1967.

8. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1961.

9. Матье М.Э. Во времена Нифертити. – М., 1965.

10. Перминов П.В. Улыбка сфинкса. – М., 1985.

11. Искусство Древнего Востока – Памятники мирового искусства. –М., 1968.

 

Искусство Эгейского мира и Древней Греции:

1. Брунов Н.И. Памятники Афинского акрополя. – М., 1973.

2. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.

4. Вощинина А.И. Античное искусство. – М., 1962.

5. Полевой В.М. Искусство Древней Греции. М., 1960.

6. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. – М.,1980.

 

Искусство Древнего Рима:

7. Блаватский В.Д. Архитектура Древнего Рима. – М., 1938.

8. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Т.1. – М., 1936.

9. Вощина А.И. Очерки по искусству Древнего Рима. – М.-Л., 1947.

10. Кобылина М.М. Искусство Древнего Рима. – М., 1939.

11. Искусство Древнего Рима. – Памятники мирового искусства. – М., 1984.

12. СоколовГ.И. Искусство Древнего Рима. – М., 1971.

13. Либерати А. М., Бурбон Ф. Древний Рим. История цивилизации, которая правила миром. АСТ. Астрель 2004 г.

 

РАЗДЕЛ II. ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ

Рекомендуемая литература:

1.Основная:

10. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: учебн./Т.В. Ильина.-Изд.4-е перераб.-М.: Высшая школа, 2007.

3. Дополнительная:

 

12. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. 1. –М., 2000.

11. История искусства зарубежных стран: Средние века, Возрождение:учебн./ под. ред.Ц.Г.Нессельштраус.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.:Сварог и К, 2003.

12. Алексеев Ю.В.История архитектуры, градостроительства и дизайна: курс лекций: учебное пособие для вузов./Ю.В.Алексеев.- М.:АСВ, 2004.

13. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Т. 2. – М., 1935.

13. Бунин А.В. История градостроительного искусства. Т. 1. –М., 1979.

14. Всеобщая история архитектуры в (12-и томах). Т. 3-4, -М., 1966, 1967.

15. Всеобщая история архитектуры (в 6-и томах). Т. 1. -М., 1956.

16. Всеобщая история искусств (в 6-и томах) Т. 2, кн. 1,2. -М., 1960.

17. Дворжак М. Очерки по искусству средневековья. – Л., 1934.

18. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Т. 1. – М., 1968.

19. Дэвид Уоткин История западноевропейской архитектуры. Köneman. 2001 г.

20. История искусств зарубежных стран. Средние века. – М., 1982.

21. Шуази О. История архитектуры. Т.2. М., 1936.

Искусство Византии

2. Византия. Западная Европа. Искусство и культура. – М.. 1973. 4. Византийское искусство в музеях Советского союза. (Альбом на французском… 5. Давид Тальбот Райс Искусство Византии. – М.: слово/slovo, 2002. – 256 с., ил.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

   

– Конец работы –

Используемые теги: цели, освоения, дисциплины0.037

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Цели освоения дисциплины

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ по дисциплине EUR 1106 - Экология и устойчивое развитие ООД 1 Учебно-методическое пособие по дисциплине Экология и устойчивое развитие / – Астана: Изд-во ЕНУ
Евразийский национальный университет им Л Н Гумилева... Кафедра Управления и инжиниринга в сфере охраны окружающей среды...

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
Каковы задачи раздела статики теоретической механики... Дайте определения следующим понятиям материальная точка абсолютно твердое... Охарактеризуйте систему единиц измерения СИ...

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Целью освоения дисциплины основы социального государства является овладение базовыми знаниями в области цивилистики необходимыми в... Достижение данных целей предусматривает решение следующихзадач... содействие формированию и развитию мировоззрения обучающихся...

Блок Экономические дисциплины Дисциплина Экономическая теория 1. Устойчивость равновесия. Государственное регулирование экономики с помощью потолочных и поддерживающих цен, налогов, субсидий и дотаций
Дисциплина Экономическая теория... Устойчивость равновесия Государственное регулирование экономики с помощью...

Вопрос 1: Место и роль учебной дисциплины Введение в профессию в системе юридических дисциплин
Учебная дисциплина Введение в юридическую профессию носит вводный ознакомительный характер является дополнительной к существующим учебным... Рассматриваемая учебная дисциплина тесно связана прежде всего с... Учебная дисциплина Введение в юридическую профессию дополняет также те учебные дисциплины которые имеют прямое...

По дисциплине Композиционное моделирование - 1 семестр Одобрено секцией методических пособий научно-методического совета Указания составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой по дисциплине. ©Титова Е.А.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... Сибирская государственная автомобильно дорожная академия СибАДИ...

Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Федеральное государственное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... Сибирский федеральный университет...

Тип ячейки определяет строение и свойства кристалла в целом, а свойства каждого из этих кристаллов определяет свойства всего кристалла в целом
Кристаллическое строение металлов... Металлы Ме являются поликристаллическими веществами т е они состоят из... Кристаллическое состояние твердое состояние вещества...

Цели и задачи дисциплины
На сайте allrefs.net читайте: "Цели и задачи дисциплиныа"

Направления повышения эффективности коммерческой деятельности на основе теоретических основ управления целями и анализа управления целями
При этом неблагоприятные внешние факторы и сложное финансовое положение углубляется и тем, что отечественные товаропроизводители медленно переходят… В данном случае управление целями коммерческой деятельности осуществляется… Это комплекс предметов и методов, обеспечивающих максимальную выгодность любой торговой операции для каждого из…

0.026
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам