Северное Возрождение.

Тема 1. Возрождение в Нидерландах.Особенности живописи Нидерландов XV – XVI вв.: интерес к реальной жизни, к деталям быта, повествовательность, точность изображения предметов и характеров. Значительные влияния средневекового искусства. Раннее появление техники масляной живописи. Ян ван Эйк – мастер сложных по содержанию алтарных композиций – «Гентский алтарь». Портреты ван Эйка – наиболее цельное отражение идеалов новой эпохи в живописи. «Чета Арнольфини», «Мужчина в красном тюрбане», «Портрет ван дер Пале».

Особенности реализма Гуго ван дер Гуса – люди из простонародья становятся героями его картин – «Алтарь Портинари». Творчество И. Босха: реальность и вымысел, религиозная догма и гражданский гуманизм, возвышенное и низменное в его работах. Раскрытие современного содержания, идеи, смысла картины посредством сложнейшей средневековой символики. «Воз сена», «Искушение святого Антония», «Сад наслаждений». Творчество П. Брейгеля Старшего. Народ – герой его картин. Глобальный охват и отражение в искусстве событий, современной ему жизни. «Детски игры», «Пословицы», «Триумф смерти», «Крестьянская свадьба», «Слепые».

 

Тема 2. Возрождение в Германии. Живопись.Расцвет немецкого искусства в начале XVI в. Немецкий гуманизм – основа искусства Возрождения. А. Дюрер – теоретик искусства, выдающийся живописец и гравер. Итальянский опыт Дюрера - освоение итальянской живописной техники. «Троица», «Четыре апостола». Портрет в творчестве Дюрера. Гравюры – одно из лучших творческих достижений мастера: «Четыре апокалипсических всадника», «Меланхолия». Реализм и мистика в живописи М. Грюневальда. Мощная экспрессия и глубина образных характеристик. Световые и цветовые контрасты – главный живописный прием в подаче трагических коллизий – «Изенгеймский алтарь». Г. Гольбейн – мастер реалистического портрета немецкого Возрождения: «Портрет французского посланника Ш. де Моретта», «Портрет купца Гисце».