Романское искусство Х-ХП вв.

Формирование общеевропейского художественного стиля на основе относительно целостных художественных представлений, многообразие форм искусства в рамках одного стиля. Романская базилика. Поиски функциональных, конструктивных, объемно-пластических решений. Тектоника здания. Опоры, арки, своды, романская связанная система. Синтез искусств, художественные поиски. Образная специфика романского храма.

4.1. Архитектура Франции.Фортификационное и замковое строительство.

Паломнические церкви. Региональные архитектурные школы.

4.2. Архитектура Германии.Феодальная раздробленность Германии, отражение этого состояния в архитектуре. Развитие традиций архитектуры Каролингов. Величие и пышность имперских соборов в Майнце, Шпейере и Вормсе.

4.3. Архитектура Италии.Традиции античного и византийского зодчества.

Монастырские комплексы и замки. Главные центры архитектуры: Ломбардия, Тоскана, Венеция. Своеобразие скульптурного декора итальянских храмов.

4.4. Изобразительное искусство романского периода.Стилистические особенности романского искусства: динамичность образов, резкость моделировки, грубоватая обыденность, сочетающаяся с отвлеченностью, подлинный реализм и утрирование природных форм. Общность основных черт романского стиля для всех стран Западной Европы. Скульптура- основной вид романского искусства. Скульптура в интерьере и снаружи храма, синтез искусств.