Искусство.Древней Греции архаического периода (VII-VI вв. до н.э.)
Архитектура.Архитектура как искусство, её ведущая роль в эпоху архаики. Отработка типа древнегреческого храма. Становление ордерной системы, особенности дорического и ионического ордеров.
Изобразительное искусство. Периодизация искусства Древней Греции. «Гомеровский» период – становление греческого искусства. Историческая связь с эгейским искусством. Начало развития мелкой пластики. Художественная керамика «геометрического» стиля.
Развитие пластического декора в архитектуре храма – синтез искусств. Зарождение монументальной пластики. Образы богов, героев, атлетов. Тип обожествлённой мужской фигуры, попытка передать движение, архитектонику человеческого тела. Создание обобщенного типа – идеала героя-гражданина. Вазопись – чернофигурная техника.
Искусство Древней Греции периода ранней классики (500 – 449 гг. до н.э.).
Архитектура. Эволюция композиции храма и ордера. Храм Афины Афайи на острове Эгина, храм Геры (II) в Пестуме, храм Зевса в Олимпии. Мера, пропорция, гармония как универсальные критерии греческой эстетики. Роль скульптуры в раскрытии художественного содержания храма.
Изобразительное искусство.Героическая тема в искусстве. Фронтонные композиции
храма Афины Афайи на острове Эгина. «Дельфийский возничий». Краснофигурная вазопись.
Искусство Древней Греции периода высокой классики (450-410 гг.).
Архитектура. Ансамбль Афинского акрополя, особенности композиции и образного
решения. Приёмы и средства создания архитектурно-художественного образа Парфенона.
Изобразительное искусство.Идеал гармонически развитой личности. Мирон –
проблема гармонии противоположностей в его творчестве. Поликлет – мастер
рациональных, сдержанных образов в скульптуре. Фидий – создатель скульптурных
композиций Парфенона.
Искусство Древней Греции периода поздней классики (VI в. до н.э.).
Архитектура. Усложнение форм, широкое использование ионического и коринфского
ордера. Композиция греческого театрального сооружения. Мавзолей в Галикарнасе –
новизна композиционного решения. Элементы греческой и восточной архитектуры.
Изобразительное искусство. Рост индивидуализма и субъективизма, отражение этих
явлений в искусстве. Творчество Скопаса, Праксителя, Лисиппа и Леохара.
Искусство Древней Греции эпохи эллинизма (IV – I вв. до н.э.).
Архитектура. Многообразие архитектурных типов и форм. Алтарь Зевса в Пергаме. Жилище. Ансамбль Пергамского акрополя. Градостроительство: города Приена и Александрия в Египте. Инженерные сооружения (Фаросский маяк).
Изобразительное искусство. Связь с искусством высокой и поздней классики. Постепенная утрата гармонического и эстетического идеала.