СУЩЕСТВУЮТ ЛИ АПРИОРНЫЕ ИСТИНЫ?

Вопрос о том, существуют ли априорные истины, может показаться надуманным. Для философа-материалиста, как, впрочем, и для каждого образованного человека, знакомого с современной наукой — биологией, психологией, теорией познания, этот вопрос допускает однозначный и притом отрицательный ответ. У нас нет и не может быть врожденных идей, ибо наше сознание, являющееся функцией материального мозга, сформировалось под определяющим воздействием материальной практики. И тогда, если термин «априорность» употребляется для обозначения таких явлений, как «врожденные идеи», вышеупомянутый вопрос следует считать решенным, причем в отрицательном смысле.

Однако понятие априорности употребляется и в ином смысле, отличном от вышеупомянутого, например для характеристики факта независимости того или иного положения, квалифицируемого нами как истинное, от процедуры опытной проверки. В этом случае мы сталкиваемся с целым рядом нетривиальных проблем, заслуживающих тщательного рассмотрения. Но прежде чем перейти непосредственно к данной теме, мы кратко изложим историко-философские предпосылки проблемы априорных истин.