Политическая доктрина социализма К.Маркса и Ф.Энгельса

Социали́зм — экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества. Важнейшей чертой, которая присуща всем направлениям социализма, является общественная собственность на средства производства, которая полностью или частично заменяет собой частную собственность.

У истоков социалистической мысли лежит гуманистическая установка европейской культуры. Первые зачатки теорий социализма принято отмечать уже у ранних социалистов-утопистов Томаса Мора (1478—1535) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639). На острове Утопия, о котором говорит Т. Мор, нет частной собственности, денежного обращения и царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Чтобы не способствовать развитию собственнических инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами.

Основные черты, которыми определяется социализм у различных мыслителей:

· Уничтожение или ограничение частной собственности;

· Всеобщее равенство;

В качестве путей достижения справедливости разными мыслителями предлагалось, например:

· упразднение частной собственности при сохранении личной

· замена капиталистических предприятий кооперативами

· создание коммун, внутри которых всё будет общим (социалисты-утописты)

· создание государственной системы социального обеспечения

Передача собственности на средства производства из частных рук под общественный контроль производится для устранения эксплуатации человека человеком, снижения отчуждения человека от результатов его труда, снижения дифференциации доходов, обеспечение свободного и гармоничного развития каждой личности. При этом могут сохраняться элементы экономического неравенства.

На сегодняшний момент в социализме существует три основных направления: анархизм, социал-демократия (усовершенствование капитализма реформами, поддерживающими гос. вмешательство, но против «диктатуры пролетариата») и марксизм.

Марксизм определяет социализм как общественно-экономическую формацию с преобладанием общественной собственности на средства производства. В теории марксизма социализмом называли общество, находящееся на пути развития от капитализма к коммунизму, то есть ещё не общество социальной справедливости, а только подготовительная ступень к нему. Результат труда распределяется сообразно тому, сколько каждый индивидуальный производитель вкладывает (трудовой пай), трудодни. Он получает квитанцию о том, какой он сделал вклад, и получает такое количество предметов потребления из общественных запасов, на которое затрачено данное количество труда. Господствует принцип эквивалентности: равное количество труда обменивается на равное. Но, так как разные индивиды обладают разными способностями, то они получают не одинаковую долю предметов потребления. Принцип: «От каждого по способностям — каждому по труду». В собственность лиц не может перейти ничто, кроме индивидуальных предметов потребления. В отличие от капитализма, запрещено частное предпринимательство (уголовное преступление). Государство представляет собой революционную диктатуру пролетариата.

Впервые диктатура пролетариата была воплощена в Парижской коммуне 1871 года.

Трактовки (в зависимости от страны):

· марксизм-ленинизм

· троцкизм

· сталинизм

· маоизм

· идеи чучхе (Ким Ир Сен)

· люксембургианство

В первой половине XIX века марксисты и анархисты считали, что эксплуататорские классы не захотят отказываться от своих привилегий. В Манифесте коммунистической партии определены следующие возможные меры по переходу к социализму:

· Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.

· Отмена права наследования.

· Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.

· Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с государственной монополией.

· Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.

· Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.

· Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.

· Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством

Среди элементов критики социализма можно выделить следующие:

· Внешнее подавление свободы личности, принуждение к определённому виду деятельности, определённым товарам, которые надлежит покупать;

· Негибкость, неэффективность планирования, невозможность эффективно распределять ограниченные ресурсы и удовлетворять потребности общества;

· Конформизм, порождённый душением инициативы;

· Дискриминация (государство решает, как распределять ресурсы, самостоятельно выдвигая критерии справедливости), что порождает систему привилегий.

Кроме того, критикуется попытка сознательного создания общественного строя, его «проектирования», в отличие от эволюционизма — пути, по которому возникали все типы общественного устройства.

 

10. Политическая мысль в России 11-18 вв: истоки и развитие..

Формирование государственности у славян прохо­дило на протяжении длит-го времени. Одним из ранних источников, в котором политико-правовым проблемам отводится значительное место, является "Слово о законе и благодати" Иллариона. Дальнейшее развитие эти идеи получили в летописях «Повесть временных лет», "Русской правде" и в "Слове о полку Игореве" (11-13 вв). В 14-16 вв. в России складывается полит. идеология централизованного гос-ва, в которой важное место занимает вопрос о роли русского гос-ва среди мировых держав и о происхождении пра­вящей династии. В 17 веке Россия вступила в новый этап своего развития. Характ. его чертой явилось преобразова­ние сословно-представительной монархии в абсолютную. Этот процесс завершился в 1 четверти 18 века при Петре I. Процесс утверждения абсолютизма получил отражение в политич. и правовой идеологии. Крупнейшим политич. трактатом 2 половины XVII века был трактат "Разговоры о гос-ве", более известный под названием "Политика". Его автор Ю.Крижанич. Он отстаивал идею просвещенного царя, заботящегося о благе своих подан­ных. Наиболее видным политич. мыслителем 1 половины 18 века был Иван Посошков. Им написана "Книга о бедности и богатстве", в которой отмечалось, что стране нужна сильная централиз. власть, способ­ная твердо проводить п-ку "общего блага"; он предла­гает четко определить права каждого сословия и его обя­занности перед гос-вом. В период разложения феодализма и начала форми­рования капиталистического уклада (вторая половина 18 века) нарастают противоречия между дворянством и крестьянами, что в конечном счете приводит к идейной поляризации в сфере политич. мысли. Крестьянские восстания заставляли задуматься передовых людей Рос­сии о судьбах страны, побуждали их критически оцени­вать сущ-й гос. и общественный строй. Во второй половине 18 века складывается несколько течений полит. мысли: официальная, консервативно-аристократическая и либе­ральная. Формируется идеология просветительства, поли­тич. идеи. Полит. программа "просвещенного абсолютизма" проповедо­валась самой императрицей Екатериной. В это же время сложилось самостоят. течение полит-ой мысли, которое, настаивая на сохранении и неизменном виде феодально-крепостнического строя, выступало против просветительских идей и одновр-но критиковала от­дельные проявления политики самодержавного гос-ва. Известным представителем этого течения был князь М.Щербатов.

11. Основные черты консервативной мысли в России в 19 – начале 20 вв.(Формулировка в билете-Особенности политической мысли в России в 19-начале 20 века) +след.вопрос под номером 11+

Политика самодержавия колебалась от реакционного курса до уступок либерализму.

В 1 половине XIX в. в России под воздействи­ем противоречий, связанных с возникновением капитали­стич. уклада, политика самодержавия колебалась от открытого реакционного курса до уступок либерализму. В России создается ряд проектов либеральных реформ в области обществен. отн-ий, разрабат-ся про­екты реорганизации высших органов гос-ва и местного самоупр-ия. Активным сторонником этих преобразований был М.М.Сперанский. Он настойчиво прово­дил идею разделения властей.

Не меньший вклад в развитие соц.-политич. мысли внес Н.Данилевский, отвергший евро­поцентристскую, однолинейную схему развития мировой истории и обосновавший идею множественности и разно­качест-ти человеческих культур. Его можно считать предтечей тоталитаризма XX столетия. Он отрицал верхов-во этических принципов христианства в отн-иях полит-х, правовых, соц-х, отрывая политику от морали и одновр-но подчиняя ее политике. В развитие политич. мысли России на этом этапе возникли 2 течения: западники (Сперанский, Чаадаев, Анненков) и славянофилы (Чичерин, Карамзин, Данилевский).

Кроме названных течений в России во 2-ой поло­вине XIX века получила широкое распространение поли­тич. мысль революц-го демократизма (Н.Черны­шевский, А.Герцен, М.Бакунин, П.Лавров, П.Ткачев, Н.Михайловский и др.), а также либеральная теория го­с-ва и права (С.Муромцев, М.Ковалевский, Б.Чиче­рин и др.).

В целом к концу XIX в. определились некоторые характерные черты российской политической мысли: 1) излишняя затеоретизированность с тенденцией отрыва от реальной действит-ти; 2) преимущественный анализ этических проблем п-ки; 3) умозрительный хар-р концепций обновления п-ой системы в России.

+11. Особенности русской либеральной политической мысли в 19 – начале 20 в

Основоп-ник – Локк. В сфере политики либерализм возник как реакция на авторитарные режимы. Основные принципы: 1) приоритет прав и свобод личности над обществом и гос-вом. Личность д.б. на первом месте. 2) все ценности и законы созданы человеком. 3) В основе свободы личности лежит частная собственность на средства производства.

К началу XIX века Россия, как и большинство европейских стран, стала абсолютной монархией. Режим пользовался лишь ограниченной моральной поддержкой со стороны аристократии. Происшедшие в конце XVIII века либеральные революции в Северной Америке и Франции оказали значительное влияние на образованную часть российского общества и усугубили критические настроения. XIX век для политической мысли России – век особый. В середине этого века в России указом «сверху» было отменено крепостное право, в стране стал развиваться капитализм. Однако политическая надстройка общества – самодержавие – оставалось во многом неизменной.Такое развитие не могло не вызвать к жизни большого количества политических учений и идей о путях переустройства и развития России. В России либерализм зародился на рубеже XVIII—XIX вв., генетически связан с политикой “просвещённого абсолютизма” Екатерины II и реформаторскими замыслами начала царствования Александра I. К числу первых ярких представителей офиц. российского либерализма относится М.М. Сперанский. «Введение к уложению государственных законов». В целях предотвращения революции он предлагал Александру I дать стране конституцию, которая должна будет только “облечь правление самодержавное внешними формами закона (расширение политических прав “среднего сословия”), оставив в сущности его ту же силу и то же пространство самодержавия“. Значительное влияние на формирование либерализма оказало масонство. В 1830—40-х гг. идеи европейского либерализма получили развитие в кружках западников, нашли своеобразное отражение в деятельности “либеральных бюрократов”. После реформ 1860—1870-х гг. одной из форм либерального движения стало земское движение. В конце XIX — начале XX вв. оформились политические организации, в основе программ которых лежали принципы либерализма (“Союз освобождения”, “Союз земцев-конституционалистов”). В 1905—06 образовались ведущие либеральные партии — Конституционно-демократическая (кадеты) и “Союз 17 октября” (октябристы), политическая программа которых предусматривала преобразование России в конституционную монархию и установление гражданских свобод посредством мирных реформ. После Февральской революции 1917 попытки претворить в жизнь основные положения либерализма предпринимало Временное правительство, однако они были пресечены большевистским переворотом в октябре 1917.Несомненной особенностью развития либерализма в России является полное его непризнание православной религией.

У либералов не было единой политической организации. Не имели они и достаточно разработанной политической идеологии. Серьезной поддержкой среди населения они не располагали. Крестьяне либералам не доверяли, поскольку считали их чужими.

Либеральное движение не только не смогло (да и не пожелало) смягчить остроту общественных и политических противоречий в стране, но и вольно или невольно обостряло борьбу между реакцией и революцией, становясь на сторону последней. Грядущая революционная буря смела не только консерваторов, но и самих либералов.