Сущность и условия функционирования тоталитарного политического режима.

Тоталитаризм - тип общества, политической системы, политического режима, в котором политическая власть осуществляет всеобъемлющий контроль над обществом в целом и каждой личностью, в частности, с помощью систематического применения насилия и угрозы насилием, навязывания целей официальной идеологии, а также формирования соответствующих экономических и социальных структур, культуры и менталитета.

Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX веке. В политический лексикон это слово впервые ввел Б. Муссолини для характеристики своего движения. В 30-годы понятие тоталитаризма широко использовал нем.философ К. Шмидт.

В работе «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 г.) К.Фридрих и З.Бжезинский, на основе эмпирического сравнения сталинского СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества:

- Наличие всеобъемлющей идеологии

- Наличие единственной партии

- Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства во все сферы жизни

- Отсутствие плюрализма в СМИ

- Уголовное наказание за распространение независимой информации.

- Манипуляция массовым сознанием населения.

- Отрицание традиций, традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»).

- Массовый террор силовыми структурами.

- Уничтожение гражданских прав и свобод.

- Централизованное планирование экономики.

- Экспансионизм.

- Административный контроль над правосудием.

Массовое распространение теория тоталитаризма получила после выхода в свет книги философа Х.Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951г.). Центром внимания стали масштабный террор и беспрецедентное насилие, связанные с Холокостом и ГУЛАГом. По её мнению, идеология становилась связующим звеном между отдельными людьми и делала их беззащитными перед государством, в том числе, перед произволом диктатора.

Тоталит. Идеология: Характер и мера осуществления власти - всеобщий контроль и насилие. Всеобщая регламентация жизни осуществляется через идеологию, которая превращается в своеобразную светскую форму религии. Тоталитарная идеология устанавливает свою монополию во всех сферах. Как правило, роль идеологии заключается в том, чтобы дать критику старого общества или определенного правительства, сформировать представления о "светлом будущем", дать рекомендации, как этого будущего достичь. Власть осуществляет полный контроль над всеми средствами массовой информации, свободный доступ к информации отсутствует.

При тоталитаризме происходит деклассирование общества вследствие отчуждения граждан от собственности. В нем уничтожаются всякие горизонтальные структуры, отношения и связи.

Причины возникновения: 1. Нарастание могущества идеологий. 2. Ломка структуры традиционных и меняющихся обществ. 3. Кризис религии, науки.

4. Общая милитаризация междунар. отношений.

Терро́р — устрашение политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. Разновидности: индивидуальный террор (единичные акты политических убийств), политический террор (применение государственных репрессий) и т. п.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм подразделяют на коммунизм (абсолютная власть государства, устранение частной собственности и всякой автономии личности), фашизм (обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве) и национал-социализм (Его цель – мировое господство расы).

В современном мире остаются несколько государств, где по сравнению с демократическими странами режим признаётся недемократическим (близок к тоталитарному): Северная Корея, Иран, отчасти Китай, в целом страны «третьего мира».

Институциональные и нормативные свойства тоталитаризма. Срастание государства и правящей партии и образование того центра власти, который невозможно идентифицировать ни с государством, ни с партией. Срастание всех ветвей власти. Главный враг тоталитаризма – конкуренция. Слияние государства и общества. Система принятия решений в сфере политики закрыта для общественного мнения. Безусловным приоритетом в регулировании общественных отношений обладают силовые и принудительные методы и технологии.