Антропология марксизма

Маркс и Энгельс – 19 в.

Маркс: Сущность человека – это его социальные, т.н. родовые характеристики, которые следует понимать предельно широко. Родовой человек это человек способный быть всем, творить по мерке любого вида, универсально. Общество определяет человека, его родовую сущность, как ни чем неограниченную совокупность возможностей, целей, проектов, потребностей, а история определяет конкретное содержание родовой сущности.

 

С. Булгаков «Марксизм это похоронная песнь личности и личному творчеству. Маркс зашнуровал жизнь и историю в ломающий ребра социалистический корсет, до конца растворил ядро личности в социологии». Человек как родовое существо, а не личность и индивидуальность.

Ж. П. Сартр «Марксизм ставит в центр своих исследований того человека, который определяется одновременно своими потребностями, материальными условиями своего существования и родом своего труда».

Н. Бердяев «Истоки и смысл русского коммунизма»: «Марксизм двойственен: 1 сторона рациональная социология, Маркс обусловливает человека своими родовыми характеристиками, 2 сторона – мессианская роль пролетариата».

Маркс полагал, что человек, взятый сам по себе изолированно от коллективных форм своей жизнедеятельности и истории – ничто. «Сущность человека невозможно раскрыть через простое перечисление присущих ему неотчуждаемых свойств». Сущность человека – это его социальные, т.н. родовые характеристики, которые следует понимать предельно широко. Родовой человек это человек способный быть всем, творить по мерке любого вида, универсально. Общество определяет человека, его родовую сущность, как ни чем неограниченную совокупность возможностей, целей, проектов, потребностей, а история определяет конкретное содержание родовой сущности. «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Маркс отмечает, что между родовой сущностью человека и его эмпирическим существованием осуществляется разрыв, который приводит к отчуждению.

 

18. "философия жизни": понимание личности и культуры

В конце XIX — нач. XX в. развивается иррационалист. понимание культуры в границах «философии жизни». Понятие «жизнь», как интуитивно постигаемая целостная реальность, не тождественная ни духу, ни материи, является исходным. Представители «философии жизни» выступали против господства рационализма и методологизма идеалистической философии.

В. Дильтей (1833—1911) считал, что жизнь должна быть истолкована через нее же, ее нельзя свести к каким-то проявлениям. Жизнь — это способ бытия человека, и культура есть осуществление этого способа в истории. Жизнь культуры нельзя объяснить, как это делает наука по отношению к природе, ее можно лишь понять путем «вживания», «сопереживания», «вчувствования», что достигается при рассмотрении культуры сквозь призму целостности человеческой личности.

А. Бергсон (1859—1941). Он выделял замкнутые, или закрытые, культуры, где жизнь определяется инстинктами, и открытые культуры, в которых ведущей является духовность, стремление к общению с другими культурами, что выводит такую культуру за границы национальности и государственности. В открытых культурах культивируется святость индивид.свободы и равенства всех людей. Ценности личной свободы, равенства провозглашаются гениями и имеют не принудительный характер, как в закрытых культурах, а характер призывов и личных примеров.