Культ мертвых и домашние божества удревних римлян

Духи предков в Древнем Риме назывались манами — чистыми, добрымидухами. В этом названии было больше лести, чем действительной веры в добротудуш умерших, которые во все времена и у всех народов вызывали страх. Каждаясемья чтила души собственных предков, и в дни 9, 11 и 13 мая повсюдупроводились Лемурии — праздники мертвых. Тогда считали, что в эти дни душивыходят из могил и блуждают по свету как вампиры, которых называли лемурами илиларвами. В каждом доме отец семейства вставал в полночь и босиком обходил всекомнаты, отгоняя духов. После этого он мыл руки в родниковой воде, клал в ротзерна черных бобов, которые затем перебрасывал через дом, не оглядываясь назад.При этом он девять раз повторял заклинание: «Это отдаю вам и этими бобамивыкупаю себя и своих близких». Невидимые духи шли следом за ним и собиралирассыпанные по земле бобы. После этого глава семьи снова омывался водой, бралмедный таз и бил в него из всех сил, прося, чтобы духи покинули дом.
21 февраля был другой праздник, называемый Фералии, в этот день для умершихготовили трапезу.

(Продолжить)

Духи не требуют слишком многого, нежная память живущих приятнее им, нежелиобильные жертвы. В дар им можно принести черепицу с увядшим венком, хлеб,размоченный в вине, немного фиалок, несколько зерен пшена, щепотку соли. Самоеглавное — помолиться им от всего сердца. И следует о них помнить. Однаждыво время войны забыли провести Фералии. В городе начался мор, а по ночам душицелыми толпами выходили из могил и громким плачем оглашали улицы. Как только импринесли жертвы, они вернулись в землю и мор прекратился. Страной умерших былОрк, как у греков Аид, — глубокие подземные пещеры в недоступных горах.Так же назывался и властелин этого царства теней. Мы не знаем его изображения,так как он никогда его не имел, как не имел никаких храмов и никакого культа.Однако на склоне Капитолия был найден храм другого бога смерти, Вейовиса, имякоторого как бы означало отрицание благотворной силы Юпитера (Йовиса).
В близком родстве с духами предков находятся гении, представляющие жизненнуюсилу мужчин, и юноны — что-то вроде ангелов-хранителей женщин. Каждыйчеловек в зависимости от пола имеет своего гения или свою юнону. В моментпоявления человека на свет гений входит в него, а в час смерти покидает, послечего становится одним из манов. Гений наблюдает за человеком, помогает ему вжизни, как может и умеет, и в тяжелую минуту полезно обращаться к нему, как кближайшему заступнику.
Некоторые, однако, считали, что, рождаясь, человек получает двух гениев:один склоняет его к добру, другой направляет на злое, и в зависимости от того,за кем из них он пойдет, человека после смерти ждет благословенная судьба иликара. Однако это было уже скорее богословское учение, нежели всеобщая вера.
В дни рождения каждый приносил жертву своему гению. Гения изображали в видезмеи или римским гражданином в тоге, с рогом изобилия.
К этому же семейству духов-покровителей относятся лары, которые опекают полеи дом крестьянина. В Риме не было культа более популярного, чем культ ларов.Каждый в своем доме молился им и почитал этих добрых божков, так как приписывалим все успехи, здоровье и счастье семьи. Уезжая, римлянин прощался с ними;возвращаясь, здоровался прежде всего с ними. Они с детства смотрели на него изсвоей часовенки (в сущности это был особый шкафчик, в котором хранилисьизображения ларов. Называли его — ларариум), установленной возле домашнегоочага, присутствовали при каждом ужине, со всеми домашними делили их радости ипечали. Как только семья садилась за стол, хозяйка дома прежде всего отделялапорцию ларам, в особые посвященные ларам дни в жертву им приносили венок изживых цветов. Сначала чисто семейный, культ ларов распространился потом нагород, его участки и все государство. На уличных перекрестках стояли часовниучастковых ларов, и местные жители относились к ним с большим почтением.Ежегодно в первые дни января отмечался праздник участковых ларов. Это былобольшой радостью для простого люда, так как в праздновании участвовали комедиантыи музыканты, атлеты и певцы. Праздник проходил весело, и не один кувшин винавыпивался за здоровье ларов.
В той же самой часовенке возле домашнего очага вместе с ларами обитали такжеблагодетельные божества — пенаты. Они опекали кладовую.
Для того чтобы понять первичный культ ларов и пенатов, необходимопредставить себе древнейший римский дом, хижину земледельца с одной главнойкомнатой — атриумом. В атриуме находился очаг, на нем готовили пищу, иодновременно он согревал домочадцев, собиравшихся главным образом в этойкомнате. Перед очагом стоял стол, вокруг которого все садились во время еды.
За завтраком, обедом и ужином для пенатов на очаг ставили мисочку с едой вблагодарность за домашний достаток, стражами которого они были. Благодаря этойжертве все блюда тоже становились как бы священными, а если на землю падала,например, даже крошка хлеба, ее следовало бережно поднять и бросить в огонь.Так как государство считалось большой семьей, то были также пенаты игосударственные, чтимые в одном храме с Вестой.
Родственная самим именем греческой Гестии, Веста была олицетворениемсемейного очага. Ее почитали в каждом доме и в каждом городе, но более всего всамом Риме, где храм ее был как бы центром столицы, а следовательно, и всегогосударства. Культ Весты был древнейшим и одним из самых важных. Храм вместе срощей находился на склоне Палатинского холма возле Форума, у самой ВиаСакра — священной дороги, по которой проходили триумфальные шествияпобедоносных вождей. Форум — площадь, рынок, вообще место, где собиралосьмного народа; центр экономической и политической жизни. В Риме таким центромстал Римский Форум (Форум Романум). Рядом находился так называемый атриумВесты, или, как мы сказали бы теперь, монастырь весталок. Неподалекурасполагалось жилище верховного жреца — Регия, или «царский дворец». Егоназывали «царским дворцом» потому, что там некогда жил царь (Рекс), а будучиверховным жрецом, он одновременно был и непосредственным главой весталок.
Сам храм, маленький, округлый, напоминал своим видом первобытные глиняныелачуги древнейших, еще сельских жителей Рима. Он делился на две части. В однойпылал вечный огонь Весты, эта часть днем была доступна для всех, однако ночьютуда нельзя было входить мужчинам. Другая часть, как бы «святая святых», быласкрыта от людских глаз, и никто толком не знал, что там находится. Хранилисьтам некие таинственные святыни, от которых зависело счастье Рима. В самом храмене было статуи Весты, она находилась в преддверии, выполненная по образугреческой Гестии.
Службу в храме несли шесть весталок. Их выбирал верховный жрец (понтифексмаксимус) из лучших аристократических семей. Девочка поступала в монастырьмежду 6 и 10 годами жизни и оставалась в нем в течение тридцати лет, сохраняяенвинность и отрекшись от мира.
Первые десять лет ее учили всевозможным обрядам, следующие десять лет онаслужила в храме, последние десять лет обучала новеньких. Через тридцать летвесталка могла покинуть монастырь, вернуться к жизни, выйти замуж и создатьсобственную семью.
Однако случалось это чрезвычайно редко — по всеобщему убеждению,весталка, покинувшая храм, не найдет счастья в жизни. Поэтому большинство изних предпочитало оставаться в монастыре до конца своих дней, пользуясьуважением подруг и общества.
Главной задачей весталок было поддерживать вечный огонь на алтаре богини.Они следили за ним днем и ночью, все время подкладывая новые щепки, чтобы онникогда не угасал. Если огонь гаснул, это было не только преступлениемнерадивой весталки, но предвещало неизбежное несчастье для государства.
Разжигание огня заново было очень торжественной процедурой. Добывали огоньтрением двух палочек друг о друга, то есть самым первобытным способом, уходящимк каменному веку и встречаемым теперь лишь у народов, затерянных в дальнихуглах земли, куда еще не достигла цивилизация. Культ Весты неукоснительносохранял формы быта древнейшей Италии, поэтому все орудия в храме — нож,топор — должны были бить бронзовыми, а не железными. Весталки не имелиправа уходить из города, они обязаны были находиться всегда поблизости отсвященного огня. Жрицу, по вине которой погас огонь, запарывали насмерть.
Столь же суровое наказание постигало весталку, которая нарушала обетцеломудрия. Ее сажали в плотно закрытый паланкин (крытые носилки), чтобы никтоне мог ни увидеть ее, ни услышать, и несли через Форум. При приближениипаланкина прохожие молча останавливались и, склонив головы, шли за процессией кместу казни. Оно находилось возле одних из ворот города, где уже ожидаловырытое углубление, достаточно обширное, чтобы в нем могли поместиться ложе истол. (Весталок, нарушивших обет девственности, замуровывали заживо в земляномвалу близ Коллинских ворот в восточной части города.) На столе зажигали лампу иоставляли немного хлеба, воды, молока и оливкового масла. Ликтор открывалпаланкин, а в это время верховный жрец молился, подняв руки к небу.(Ликторы — служители, а также почетная стража высших должностных лиц;вооружены были фасциями (пучок розг) с воткнутыми в них топорами.) Закончивмолитву, он выводил осужденную, прикрытую плащом, чтобы лица ее не моглиувидеть присутствующие, и приказывал ей сойти по лестнице в приготовленноеуглубление. Лестницу вытаскивали, нишу замуровывали. Обычно весталка умиралачерез несколько дней. Иногда семье удавалось потихоньку освободить ее, но,разумеется, такая освобожденная весталка навсегда устранялась от общественнойжизни.
Весталки были окружены большим уважением. Если одна из них выходила наулицу, впереди нее шествовали ликторы, как перед высшими чиновниками. Весталкампредоставлялись почетные места в театрах и цирках, а в суде их свидетельствоимело силу присяги. Ведомый на смерть преступник, встретив одну из этих одетыхв белое девиц, мог припасть к ее ногам, и если весталка возглашала помилование,его отпускали на свободу. Молитвам вестальских дев придавали особое значение.Они ежедневно молились за успехи и целостность римского государства. В девятыйдень июня, в торжественный праздник Весталий, римские матроны совершалипаломничество к храму Весты, неся в глиняной посуде скромные жертвы. В этотдень мельницы украшали цветами и венками, а пекари шумно веселились.
Египетская мифология - одна из самых древних. Она начала формироваться около5 тысяч лет до нашей эры, задолго до возникновения развитой цивилизации. В каждойобласти складывался свой собственный пантеон богинь и богов, свои мифы.
В египетской мифологии огромную роль играл культ мертвых и потустороннегомира. О загробном мире повествует "Книга мертвых", которая писаласьначиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта.
Характерная черта египетской мифологии - обожествление животных. Многиебогини и боги предстают либо в виде животного, либо в виде человеческогосущества с головой зверя или птицы. Эта черта свидетельствует о глубокой архаичностимифологии древнего Египта, так как восходит к первобытному тотемизму - вере вто, что человек (или разные племена) произошли от определенных животных илиптиц.

Бог Ра плывет по подземному миру в ладье, в сопровождении других богов

Египетская мифология изменялась с течением времени. Большую роль визменениях играли династии, правившие страной. Они выводили на первые ролибожество, покровительствовавшее их роду. Фараоны VдинастииДревнего царства вывели на первое место Ра - бога солнца, поскольку происходилииз Гелиополя ("солнечного города").
В эпоху Среднего царства главным почитался бог Амон из города Фивы. Сконца III тысячелетиядо н.э. особую роль играет Осирис - бог мертвых.