рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Антропология как совокупность научных дисциплин,изучающих человека на всех этапах истор. развития

Антропология как совокупность научных дисциплин,изучающих человека на всех этапах истор. развития - раздел Науковедение, Антропология Как Совокупность Нау...

Антропология как совокупность научных дисциплин,изучающих человека на всех этапах истор. развития.

(Продолжить) АНТРОПОЛОГИЯ фокусирует своевнимание, с одной стороны, на биологической и…

Творчество как проявление человеческой свободы.

(Продолжить) Общие основания творчества: 1) качественная новизна конечного…  

РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА.

течение в буржуазной социологии 2-й половины19 — начале 20 вв. К Расово.-Антроп. школе относят Ж. А. Гобино, Ж. Лапужа(Франция), Х. Чемберлена (Великобритания), О. Аммона (Германия), а также Ф.Гальтона и К. Пирсона (Великобритания)

(Продолжить)

 

Жозеф Артур де Гобино(1816-1882) — французский политический социолог, писатель, дипломат,основоположник расово-антропологической школы. один из первых систематическиизложил идеи о роли расового фактора в истории. Его взгляды (“Опыт онеравенстве человеч. рас”, 1853-55) оказали большое влияние на развитие понятия“раса” в 19 в. и легли в основу почти всех последующих теор. построенийантропосоциологии. Он различал три “чистые” расы (белую, желтую и черную) имногочисл. “смешанные” типы. Каждая раса сама по себе неизменна. Судьба каждойистор. цивилизации определяется ее расовым составом. При чистоте расы образмысли всех ее представителей остается одинаковым в силу кровной общности.“Смешениекрови” создает дисгармонию в воззрениях общества. Расы неравноценны. Белая расаобладает большей культурной одаренностью и является единственной культурнойсилой в истории, Европ. история началасьс нашествия германцев. Элитой арийской расы Гобино считал германцев, под которымипонимал франц. Аристократию. Идеи Гобино не получили признания во Франции, нобыли восприняты в Германии (Р. Вагнер, Х.С. Чемберлен и др.).

Хьюстон Стюарт Чемберлен (1855-1927), английскийсоциолог, философ, предтеча нацистской идеологии, был наиболее известным последователемГобино в Германии. Различия между расами, с его точки зр., являются биол. иинтеллектуальными. Высшее положение в расовой иерархии Чемберлена занимает“арийская” раса или “высокие белокурые долихоцефалы”. Наиболее “чистыми”представителями арийской расы провозглашались германцы. Расцвет всехцивилизаций определялся влиянием герм. племен, а упадок — смешением их сдругими расами. Первейшей задачей герм. народов он считал освобождение от“порабощающих чужих представлений”, а именно от “семитич. представлений о мире”и “моисеевой космогонии”; предлагал вернуться к исконному “арийскомумиросозерцанию”, осн. принципом к-рого он считал “гармонич. слияние с природой”.Аммон и Ляпуж попытались доказать неравноценность рас и превосходство белойрасы при помощи “научных” обоснований.

Отто Аммон (1842-1916), немец.антропометр и один из родоначальников антропосоциологии, провел ряд антропометрическихисследований. На основе этих исследований он пришел к выводам, что средигорожан и высшего класса выше доля долихоцефалов; долихоцефалы самой природойпредназначены занимать господствующее положение в обществе; каждое об-вопрогрессирует до тех пор, пока в нем не падает доля долихоцефалов, т.е.наиболее талантливых и одаренных. Жорж Ваше де Ляпуж (1854-1936) французский социолог, классифицировал человечество по типам головы и связывалкультурные различия с брахицефалическими. и долихоцефалич. типами. Долихоцефалы(длинноголовые) формируют высшую (арийскую) расу, брахицефалы (короткоголовые)— низшие расы. Людвиг Гумплович (1838-1909) польскийсоциолог, представил нерасистскую концепцию “расовой борьбы” в работах “Раса игос-во” (1875) и “Расовая борьба” (1883). Он говорил о наличие у людейврожденной склонности объединяться в группы и развивать чувство единения.Группы, едва сформировавшись, вступают в конфликт друг с другом. Расовая борьбаявляется исторически первой формой межгруппового конфликта.

Р.-А. школа была подвергнута вк. 19 — 20 в. исчерпывающей критике; абсолютное большинство ее положений былоопровергнуто; была доказана произвольность и предрассудочность таких тезисов и понятий, как “арийская раса”,“чистота расы”, связь между физико-анатомич. расовыми особенностями и интеллектуальнымиспособностями и т.д. Было показано, что культурные различия между расамиопределяются не физиол. расовыми факторами, а средой, в которой они развивались.Джулиан Хаксли (английский биолог, гуманист и политик) предложил использоватьвместо понятия “раса” понятие “этнич. группа”. Однако в пер. пол. 20 в. идеи Р.-а.школы утвердились в Германии.

16 вопрос

История вопроса об антропогенезе

Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIIIвеке. До этого времени господствовало представление, что человек и народывсегда были и являются такими, как их создал Творец. Однако постепенно в науке,культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в томчисле и применительно к человеку и обществу.

В XVIII и XIX веках

(Продолжить) В XVIII — первой половине XIXвека археологи, палеонтологи, этнографы накопили…

В XX веке

В СССР и постсоветской России

Билет 4 продолжение

(Продолжить) РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯШКОЛА - разновидность биологического направления в… ==== Первымобосновал расовую теорию ====Граф Жозеф Артур де Гобино — французскийдипломат, социолог и писатель,…

Реакция на идеи Чемберлена

Жорж Ваше де Лапуж (Ляпуж) (фр.Georges Vacher de Lapouge) (12 декабря1854 г., Нёвиль, департамент Вьенна, — 20 февраля1936 г., Пуатье) — французский…

Биография

Идеи

Лапуж разделил европейцев на три главные расы[http://ru.wikipedia.org/wiki/Лапуж,_Жорж_Ваше_де#cite_note-0|[1]]:

§ homo europaeus — длинноголовая, светло-русая и высокорослая раса;

§ homo alpinus — короткоголовая, темная по цвету волос и глаз и малорослая раса;

§ homo mediterranaeus — длинноголовая, черноволосая раса.homo europaeus — раса, в психологическомотношении отличающаяся тщеславием, энергией, умом, идеализмом. Homo alpinus – консервативная, осторожнаяи малогениальная раса, а homo mediterranaeus морально стоит ещё ниже.«Длинноголовые блондины исполняют функции мозга и нервов в общественноморганизме, а короткоголовые и их метисы играют роль мышц и костей. Тысячабрахицефалов не стоит тысячи долихоцефалов», — такова сердцевина концепцииЛапужа. Лапуж приписывал белокурой долихоцефальной расе образование высшихклассов в Египте, Халдее, Ассирии, Персии и Индии,так же как и большое влияние на всю греко-римскую цивилизацию. Он доходил доутверждения, что цивилизованность народов почти в точности пропорциональнаколичеству белокурых долихоцефалов, входящих в состав правящих классов[http://ru.wikipedia.org/wiki/Лапуж,_Жорж_Ваше_де#cite_note-avd-1|[2]].

 

Антропосоциология

Реакция на идеи Лапужа

Классификация Ж.Лапужа

[http://ru.wikipedia.org/wiki/Лапуж,_Жорж_Ваше_де|Жорж Лапуж] в конце XIX в. делил европейцевна три главные расы[http://ru.wikipedia.org/wiki/Антропологические_типы_европеоидной_расы#cite_note-2|[3]]:

§ homo europaeus — длинноголовая, светло-русая и высокорослая раса;

§ homo alpinus — короткоголовая, темная по цвету волос и глаз и малорослая раса;

§ homo mediterranaeus — длинноголовая, черноволосая раса.

 

РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА -разновидность биологического направления в социологии второй половины 19-начала 20 в. Основателем школы является французский социолог Ж. Гобино.Основным трудом Гоби-но, в котором были заложены теоретические направленияР.-А.Ш. явилась книга «О неравенстве человеческих рас» (1853-1955). В этойработе Гобино сделал попытку обосновать необходимость существованиягосподствующей в обществе элиты и выдвинул теорию, согласно которойнеравенство, связанное с расовыми различиями и вытекающая из него борьба расявляются главной движущей силой развития народов и общества. По мнению Гобино,наиболее способной к культурному развитию является белая раса, и особенно еегерманская ветвь, что и определяет ее ведущую роль по отношению к другим расам.Гобино отмечал, что, стремясь к расширению своего влияния, белая расапостепенно смешивается с представителями других рас, а это оказывает негативноевлияние на ее способности и Заметка обрезана, так как ее максимальный размер превышен.

вопрос 21

Симеон Новый Богослов писал: «Многочисленны ее (любви) названия,многочисленны действия, еще более многочисленны признаки, божественны ибесчисленны ее свойства, но природа у нее одна и одинаково скрыта тайной отвсех… Смысл ее непостижим, она вечна» [[]1]. Как и многие другие категории древнерусскоймысли, категория любви своим богатством и сложностью во многом обязанавизантийской традиции, как впрочем, и само стремительное развитие древнерусскойкультуры в конце X — начале XI вв. было теснейшим образом связано спринятием христианства из Византии. Быстрое усвоение славянской письменности ипочти мгновенное возникновение на Руси оригинальных произведений поражает. Ноне менее удивительным кажется и то, что восприятие это было не формальным, нарусской почве прижились многие глубинные идеи византийской культуры. Этомуспособствовало множество факторов, основными из которых являлись: существованиедревнеславянского (церковнославянского) языка, и наличие общих как длявизантийского макрорегиона, так и для древнерусской цивилизации образов,которые закрепились в русской культуре и затем воспроизводились столетиями.

(Продолжить)

Наиболее ярко это взаимодействие культур проявилось в средневековом учении олюбви, сыгравшем огромную роль в русской духовной традиции. Его многогоранностьосновывается во многом на представлении о единстве потока жизни, имевшем важноезначение для формирования отечественной моральной философии. Византинизм
[230]
«оправдание жизни» [[]2] оказался очень близок молодой нации, весьдохристианский опыт которой говорил о неразрывной связи макро- и микрокосма, оединстве жизни духовной и телесной [[]3]. Христианство это вовсе не отрицало,поскольку христианская аскеза в принципе свободна от безотчетного неприятиямирской жизни. Этот момент был усилен в византийской цивилизации с характернымдля нее целостным восприятием всех видов деятельности человека как элементовединого духовного и материального опыта [[]4]. При этом преодолевалось характерное дляантичного мира противопоставление природы и результатов деятельности. Поэтомустоль характерным для древнерусского восприятия человеческой природы былоощущение её вневременной и внепространственной связи с космической природойВселенной. Особенно ярко этот момент проявлялся в описаниях не познавшего грехачеловека, чья природа («естество») виделась изоморфной природе мира, посколькуне познавший греха человек не отличает себя от остального «чудного»,сотворенного Богом мира. «Адам же бысть яко ангел славою ангельскоюодеян, — читаем мы в апокрифе «Сотворение Адама и Евы», — тело жеАдамле и Еввино преже было звездам точно являлось: яко наг и не требовашеодежды ни покрова. Яко же солнце само своею наготою украшается ныне, тако и онсоставлен бысть естеством, понеже бо славою небесною поровен бысть» [[]5]. Состояние первоначальной гармониипредполагает и единства духа и тела в самом человеке: «Сотворил убо Богчеловека чистаго, без злости, простаго, силнаго, благодарнаго, безпечалнаго,всякими доб-
[231]
родетелями украшеннаго и всякими благами обдаренна» [[]6]. Любовь является необходимой часть«человеческого естества» [[]7].
Наиболее ярко это духовно-телесное единство проявляется в учении о сердцекак центре психосоматической и духовной жизни человека, которое основывалось напневматологии. Пневматология — учение о жизненном духе, которыйпритягивается легкими человека, переходит в кровь и, распределяясь через нее повсему телу, способствует течению психофизиологических процессов. Это учение,отцом которого считают Аристотеля, разработанное стоиками, научно оформилось уГалена (II в. н.э.), чьи труды прочно вошли в медицинский обиходсредневековья [[]8]. Пневматология оказалась близка древнерусскойтрадиции, почерпнувшей её теоретические основы из произведений отцовцеркви [[]9], а также из трудов Галена. О знакомстве скоторыми говорит составленный в Кирилло-Белозерском монастыре трактат «Галиновона Ипократа». Термин πνευμαεεμα и его латинский аналог anima древнерусскимикнижниками чаще
[232]
всего переводился как «душа» или «жизнь» [[]10], реже как «ветер», «дух» (когда речь идет оСв. Духе), а иногда даже как «тело» [[]11].
Душа — чувственное, эмоциональное начало, с которого начинаетсяформирование человека. Поэтому особо рассматривался дискуссионный в эпохусредневековья вопрос о том, когда творится человеческая душа: в момент рожденияили в момент зарождения. Авторы большинства древнерусских произведений считали,что в момент зарождения, иначе младенец не мог бы развиваться, поскольку толькодуша обладает способностью к движению, а значит и толчок к развитию телесному вдуше, именно она «ражает» жизнь: «Никто же непщуеть бездушну быти семени,одушевленно бо впадаеться въ утробу, и растить, и множиться: бездушное же нирастеть, ни же множится» [[]12], человек зарождается в тот момент, когда«семени мужьскому съ кровию жъньскою смешьшюся, теплостию огне стинается плоть,таче душевный състав оживляется, и бываеть младенец. Тако и мука смешивается сводою теплостию огньною» [[]13]. Так «от невидимыя душа» возникает «видимыйживот (жизнь — Т.Ч.)» [[]14]. Душа как высшая духовная сила (дух)ассоциировалась у славян с головой, с «чревом» или «утробой» душа —животная сила, гармонизировало их деятельность сердце. В нем встречались дух иживотная сила. Назначение мудрости, ассоциирующейся с сердцем они видели вгармонизации телесного при помощи духовного. Ведь перед христианином встаетпроблема спасения всего человека, его духовного и телесногопреображения, при котором телесность «просветляется» и одухотворяется с помощьюдуши, сходящей в самые её глубины. При этом душу ожи-
[233]
дают опасности, состоящие в том, что она сама может попасться вплен тела. Ведь отличие человека от всех остальных тварей состоит в свободе. Онсвободен творить добро и совершать зло, свободен стремиться к небу и прирастатьк земле. Сама идея сближения двух видов бытия (телесного и духовного), стоящихна разных ступенях лестницы видов бытия восходит к неоплатонической традиции.Плотин писал: «Вот в этом-то и состоит падение души: она спускается в материю иослабевает, заболевает там; потому что нет у нее больше сил и способностей:материя не дает им действовать» [[]15]. Поэтому свобода в средневековьевоспринимается прежде всего как свобода от плена телесности, от «рабстватлению». Безосновная свобода, это и не свобода вовсе, а «воля», безудержныйпростор которой ведет к хаосу, разрушению мира и человека. Восстановлениеутраченной гармонии достигалось не только с помощью различных монашескихпрактик, но и в миру. При этом все эмоциональное содержание личной жизни жесткорегламентировалось, что подтверждает исследование покаянных чинов, а такжеуникального памятника древнерусской жизни «Домостроя». С точки зрениясредневековой морали для мирянина супружество является вещью предпочтительной идаже обязательной, если этому не препятствуют чрезвычайные обстоятельства. Вэтом средневековье вполне следует античной традиции. «Домострой» Ксенофонта,«Государство» Платона, «Политика» и «Никомахова этика» Аристотеля, полныразмышлений о супружестве в самом широком контексте [[]16]. Однако, вопрос о браке, о взаимоотношенииполов в средневековье был достаточным сложным. Ведь различие половвоспринималось как то, что, будучи связано с разделением мира на духовный ичувственный, роднит человека с животными, а потому является основнымпрепятствием на пути обожения человека. Кроме того, именно женщина, первойвкусившая от древа познания добра и зла, и затем передавшая плод Адаму,рассматривалась как медиатор первого зла, поэтому сборники изречений полны слово «злых женах» и «бабах богомерзких» (занимающихся колдовством и ворожбой). Новедь и женщина — творение Божье, созданная в помощь Адаму. В рядеисточников («Сказание о сотворении Адама и Евы») Ева даже
[234]
сравнивается с душой, «оформляющей» тело. Без Евы «естество»Адама недостаточно, она то, без чего он не становится человеком.
В «Измарагде» (XIV в.) любви дана классификация любви. Любовь, согласно емуобладает тремя лицами. Первое ее лицо делает любовь «матерью добрых дел», онодаровано Богом («Боже дарование Отца и Сына и Святого Духа»), второе —человеческая любовь «телесная и чашная, и черевная, — телесам угодная,нечиста и потакована на блуд, си есть ненавистна Богу любовь» [[]17], третье лицо любви самое мрачное, этолюбовь, вызванная ворожбой и договором с дьяволом.
Любви первого рода посвящено «Поучение о любви», приписываемое КлиментуСмолятичу [[]18]. В этом поучении, основанном в основном нацитировании Евангелия от Иоанна, а также апостольских посланий, любовьрассматривается как следствие божественного единства. Божественная любовьпронизывает весь мир и спасает его. Дар любви отличает человека от «тварейнеразумных». Без него невозможно спасение, поскоьку «Богъ же любы есть. Да ижеживеть в любви, то в Бозе живетъ, и Богъ живеть въ немъ» (1 Ин. 4; 16). Всредневековой мысли «любовь» мыслится как категория гармоническая. С нейсвязаны понятия о мере, гармонии и согласии. Учение о любви являетсяхарактерной чертой любимого древнерусскими книжниками Евангелия от Иоанна. Вдревнерусской мысли любовь чаще всего связывается с образом Софии ПремудростиБожией, которая посредством любви и красоты делает Вселенную [[]19] гармонично обустроенной, творит мир (др.русск. «мир» — чрезвычайно семантически емкое понятие, оно означалоспокойствие, мир, тишина, совокупность людей, объединенных общей целью ). Вобласти эстетической любовь проявляется как красота, а в области этической какмилость [[]20]. Артемий Троицкий писал: «Якоже кто
[235]
аще не будет внешними милостив, не может внутръ имети милость.И аще не будет в души милость, не приходит в любовь Божию. Путь бо есть к любвимилость» [[]21]. Добро приближает человека к Богу, посколькуземное добро, это образ божественного Блага. «Любовью душевной» исцеляется воля(«похотная часть ума»): «Второе действо любве душевныя, еже по исцелении душибываемо в похотней [[]22] части в тонкости ума и пребывание в молитвевсегдашней» [[]23]. Благодаря «любви душевной» [[]24] человек избавляется от собственной злойволи, которая заставляет его душу «пребывать» в «зависти и погибели» [[]25]. Любовь к ближнему, которая подавляет гнев,Артемий Троицкий вслед за Нилом Сорским [[]26] считает важнейшей из добродетелей. Ипоскольку Артемий Троицкий и в жизни следовал принципам своего учения, тоследствием признания главенствующей роли любви в отношениях между людьми былотерпимое отношение Артемия Троицкого к еретикам.
«Телесная» любовь существовала всегда, и в средние века тоже. Древнерусскаякнижность не подарила миру Шекспира, но шекспировскими страстями полныпамятники судебной и покаянной литературы, шорох чувств слышится в берестяныхграмотках. И поскольку для всего византийского макрорегиона было характерно «вотличие от Запада … не разъединение двух уровней сознания, характеризующихсредневековую дихотомию «мир земной» и «мир не-
[236]
бесный», а наоборот, их сближение» [[]27], вполне естественным была и сакрализацияфеноменов повседневности, и конечно телесной любви. Она должна была освящатьсяцерковным браком и была немыслима вне семьи. Жак Ле Гофф подчеркивал, что«индивид в средние века в первую очередь принадлежал семье. Большой семье,патриархальной или племенной. Под руководством своего главы она подавлялаиндивида, предписывала ему и собственность, и ответственность, и коллективныедействия» [[]28]. «Согнездная» (семейная) любовь необходимадля устройства жизни человека и мира. Забота о близких для мирянина считаласьнастолько важной, что в многочисленных «Поучениях» порицались те, кто покидалиблизких ради монашеского пострига: «…везде бо приимет нас Бог, аще заповеди егосотворим… Первее домашняя своя и род свой безпечали сотвори; тоже и инеммилостыею твори. Се бо лицемерие есть, еже чюжая сироты наделяти, а род свойили челядь нази и боси и голодни. Како же душами их попечешися, а телесногонеисправи» [[]29]. Сексуальное поведение в эпоху Средневековьяпривлекало огромное внимание церкви. Ведь оно, согласно религиознымпредставлениям, явилось следствием грехопадения, а значит и его регулированиемогло способствовать исцелению от греха. Г.П. Федотов писал о том, что всоставе уложения о наказаниях православной церкви учитывались «все темныецарства порока, естественного и противоестественного, с отвратительнымиподробностями, словно седьмая заповедь — одна-единственная вДекалоге» [[]30]. И действительно, в покаянных чинах вопросысекса стояли на первом месте. Сексуальное поведение регулировалось церковным игражданским законодательством. В нем можно основных пласта: родовой ихристианский, впрочем, деление это достаточно условно, поскольку церковьрегулировала и родовую жизнь, включив в число страшнейших грехов и
[237]
преступления перед родом. А.И. Алмазов в работе «Тайнаяисповедь в православной восточной церкви» приводит перечень «великих грехов» изтребника XIV в. с соответствующими епитимьями [[]31]. Родовые отношения основывались на идеепродолжения рода. Род (а не только церковь) жестко вторгался в личноепространство каждого человека, почти не оставляя места для частной жизни.Впрочем, частная жизнь была вообще чужда Средневековью, как западному, так и восточному.Как свидетельствует «Русская Правда», община несла ответственность засовершаемые на ее территории преступления, а значит ее члены наверняка былисклонны следить за поведением друг друга Главным преступлением перед родом былонарушение родства. Среди родственных отношений в эпоху христианизации можновыделить четыре: родство по крови, родство в результате усыновления(удочерения); родство духовное, сюда относилось и крестное родство (и неслучайно уже в петровское время, многими брак между Петром I иЕкатериной I, казался невозможным из-за того, что Екатерина была крестнойдочерью сына Петра царевича Алексея Петровича), а также родство в результатесовершаемого по особому чину обряда братания. Основным преступлением в родовойсфере было кровосмесительство. Согласно славянским обычаям, которым непротиворечило и церковное право, запрещались браки вплоть до четвертого колена.Объяснялось это тем, что, как правило, до XII века эти родственники проживаливместе, составляли одну семью (особенно это было важно в те периоды, когданалогообложение производилось со «двора»). С появлением нуклеарной семьизаконодательство сосредоточилось на отношениях между родителями и детьми,братьями и сестрами и т.д. Родство запрещалось до восьмой степени.Рассчитывались они так: между родителями и детьми — одна степень, междубратом и сестрой — две, дети братьев (сестер) находятся в родствечетвертой степени, внуки братьев (сестер) — шестой. Племянники и дяди(тети) — в третьей степени. Эти объяснения, а с XVII века и схемы,приводились в богослужебных книгах. Священник перед бракосочетанием должен былучинить «розыск» для недопущения кровосмешения, хотя в действительности бракимежду троюродными братьями и сестрами, а тем
[238]
более четвероюродными, а также между свойственниками,существовали, не признавались незаконными, тем более в среде аристократии,которая была малочисленна, так в Новгороде было не больше пятидесяти фамилий.Чем ближе родство — тем страшнее грех. Что же касается матримональныхотношений вне брака, то, судя по покаянной литературе, они были очень широкораспространены. Институт конкубината, широко распространенный в языческой Руси,не умер и в эпоху христианства. В вопросах Кирика к новгородскому епископуНифонту («Указ о холостых») читаем: «А се как скажешь: дать причастие холостымна велик день, сохранившим чистое святое говение? Если иногда согрешил —рассмотри, если и не с мужнею женою (или что вельми зло), но и еще обращается кдобру. <…> если, владыко, другие наложниц водят явно и детей родят, как исвоих, а другие тайно со многими рабынями, что лучше? Не добро то, сказал, ниэто, ни то» [[]32]. Но требование изгнания конкубинывстречается только в рассуждениях о грехах женатых мужчин: «Имеющий жену свою ипримешавшийся к рабе, то рабу ту достоит продать в иную землю, а полученнуюцену за нее отдать нищим» [[]33]. Брачные отношения супругов в идеале должныбыли полностью опираться на церковные предписания, и тогда такой брак считался«безгрешным» и естественным. Если же супруги преступали какие-либо церковныеправила, они поступали «против естества», и дети, рожденные после этого, моглистать пьяницами, развратниками и проч.: «когда в неделю, или в субботу, или впятницу ляжет человек, и зачнется дитя, то 6удет или вор, или блудник, илиразбойник… а родителем — епитимья два лета… Если в комнате иконы висят ичестный крест, можно ли в ней с женой лежать, не грех ли? Рече: своя женаположена … в комнате, где иконы и крест, тут же лежи с женою. А крест с себяснимать ли? Ответ: если со своею женою, то нет. Со своею женою бывши, достоитидти в алтарь ополоснувшись, и евангелие целовать, и дору есть. А если женапричастится на обедни, и на вечер муж лежал с нею? И не велел владыко дать ейепитимью, но сказал: если соблюли ту ночь, хотя завтра причащаться, то попричастии соблюди другую [ночь], это добро. Если же бу-
[239]
дут молоды и нет мочи, начнут то нету беды, в своей бо жене нетгреха» [[]34]. Одним из самых серьезных нарушенийсчиталось прелюбодейство. Прелюбодейством считались сексуальные отношения междулицами, не могущими вступит Заметка обрезана, так как ее максимальный размер превышен.

вопрос 20

·Языковая семья— самая крупная единица классификации народов (этносов) по признаку ихязыкового родства общего происхождения их языков от предполагаемого языкаосновы. Языковые семьи подразделяются на языковые группы. Наибольшей почисленности является… … Финансовый словарь
·Языковая семья— Языковая систематика вспомогательная дисциплина, помогающая упорядочиватьизучаемые лингвистикой объекты языки, диалекты и группы языков. Результаттакого упорядочивания также называется систематикой языков. В основесистематики языков лежит… … Википедия
·Индо-Европейская языковаясемья — Индоевропейская Таксон: семья Прародина: индоевропейскиеареалы Кентум (синий) и Сатем (красный). Предполагаемая исходная областьсатемизации показана ярко красным цветом … Википедия
·Индоевропейская языковаясемья — Индоевропейская Таксон: семья Прародина: индоевропейскиеареалы Кентум (синий) и Сатем (красный). Предполагаемая исходная областьсатемизации показана ярко красным цветом … Википедия

(Продолжить)

·Ото-мангская языковаясемья — Ото мангские языки Таксон: семья Статус: общепризнанаАреал: Мексика (все регионы), ранее Мезоамерика и Центральная Америка … Википедия
·Северокавказская языковаясемья — Северокавказская Таксон: надсемья Ареал: Северный КавказКлассификация Категория: Языки Евразии … Википедия
·Картвельская языковая семья— Картвельская Таксон: семья Ареал: Южный Кавказ Классификация Категория: ЯзыкиЕвразии … Википедия
·Финно-угорская языковаясемья — Финно угорская (доп. угро финская) Таксон: ветвь Ареал:Россия, Финляндия, Эстония, Венгрия и др. Классификация … Википедия
·Семито-хамитская языковаясемья — Афразийская Таксон: макросемья Ареал: Передняя Азия,Восточная и Северная Африка Число носителей: 270 300 млн К … Википедия
·Кавказская языковая семья— Кавказские языки условное название языков Кавказа, не входящих ни в одну изизвестных языковых семей, распространённых за пределами Кавказа(индоевропейскую, алтайскую или семитскую). Содержание 1 Классификация 2Внешние связи

ЯЗЫКОВЫЕ СЕМЬИ

Индоевропейские языки.

Афразийские языки.

Наряду с африканскими членами афразийской макросемьи вАфрике (в основном к югу от афразийских языков) распространено большоеколичество (по имеющимся…

Уральские языки.

Алтайские языки

Палеоазиатские языки

Автохтонные языки Кавказа

вопрос 35

Культ мертвых и домашние божества удревних римлян

(Продолжить) Духи не требуют слишком многого, нежная память живущих приятнее им,… Бог Ра плывет по подземному миру в ладье, в сопровождении других богов

Мифы древнего Египта

Согласно древнеегипетской мифологии, мир с самого начала представлял собойбездонную водную пучину под названием Нун. Из первозданного хаоса…

Борьба света и тьмы в египетской мифологии

Большой цикл мифов древнего Египта посвящен борьбе Солнца с силами тьмы.Самым страшным противником богов представляется чудовищный змей Апоп, которыйцарствует в подземном мире. Бог солнца Ра отправляется в подземный мир по водам"подземного Нила" и побеждает змея.
Сын бога Ра, Гор, в образе сокола побеждает не только всех врагов,принимающих вид крокодилов и бегемотов, но и предводителя злых сил - демонаСета.

Мифы об Осирисе

Один из самых известных богов древнеегипетской мифологии - Осирис. Осириссчитался богом земледелия, вина, винограда, а также всех жизнерождающих…

Нил - жемчужина Египта

Египет невозможно себе представить без мифов о Ниле, ведь эта река даланачало одной из древнейших человеческих цивилизаций. Именно благодаря…

Мифы Египта в соседних странах

Эпиграф: - Чем отличаются ирландские похороны от ирландской свадьбы? - На похоронах на одного алкоголика меньше. Исчо один эпиграф: -Сколько нужно… Короче, сегодня весь крещеный мир - ну и не крещенный тем более:)… "Проводы" - один из стариннейших обычаев, связанных не столько сПасхой, сколько с древними верованиями,…

Буше де Кревкёр де Перт

(Продолжить) (Жак Boucher de Crèvecoeur dePerthes) — французский ученый и писатель;… Мари Эжен Франсуа Тома Дюбуа (нидерл.Marie Eugène François Thomas Dubois; 28 января1858,…

Морфология человека 1) в широком понимании — учение о строении человеческого тела в связи с его развитием и жизнедеятельностью; включает анатомию, эмбриологию и гистологию человека. 2) В узком смысле — раздел антропологии (См. Антропология), изучающий вариации половозрастных, этнотерриториальных, конституциональных, профессиональных и других особенностей человеческого тела, а также отдельных его частей и органов. Методы морфологического исследования используются в этнической антропологии и в изученииАнтропогенеза. Без морфологических данных невозможно, например, правильно определить степень сходства и различия между человеческими расами, понять историю их формирования, нельзя оценить соотношение между современным человеком и его ископаемыми предками. М. ч. принято делить на два подраздела: мерологию, или анатомическую антропологию, исследующую вариации и связи отдельных органов и тканей, и соматологию, изучающую изменчивость и зависимости признаков строения всего тела живого человека. В мерологии обычно рассматривают покровы человеческого тела, наружные части органов чувств, внутренности, зубы, сосуды, мышцы, скелет и череп, головной мозг. Предметом соматологии является анализ тотальных размеров тела (длины и массы тела, окружности груди, поверхности и объёма тела) и их соотношений, пропорций тела, наружных форм отдельных его частей, половых признаков, некоторых характеристик крови, особенностей конституции и т. п. В 1960—1970-е гг. большое развитие получила возрастная М. ч., особенно в связи с проблемой акцелерации (См. Акцелерация). Внедрение в практику морфологического исследования методов физического и химического анализа позволяет получать данные о составе тела, т. е. о составляющих тело живого человека тканевых компонентах. Изучаются также связи морфологических особенностей с биохимическими, физиологическими, эндокринологическими характеристиками, генетика морфологических особенностей, влияние факторов внешней среды на морфотип человека. Данные морфологии широко используются в антропологической стандартизации и эргономике, например, при построении размерно-ростовочных стандартов для максимального удовлетворения населения предметами массового потребления, а также для рационального устройства рабочего места и т. д.Всякая живая форма, как мы говорили, это выражение идеи. Гладкие округлые формы выражают то, что существо, которому они принадлежат, должно двигаться медленно; формы же мускулистые и очень костлявые внушают идею о силе и могуществе.Всякому физическому качеству, выраженному через форму, соответствует, по крайней мере, одна душевная склонность, вносящая свои черты в природу живого существа.

16 вопрос

История вопроса об антропогенезе

Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIIIвеке. До этого времени господствовало представление, что человек и народывсегда были и являются такими, как их создал Творец. Однако постепенно в науке,культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в томчисле и применительно к человеку и обществу.

В XVIII и XIX веках

(Продолжить) В XVIII — первой половине XIXвека археологи, палеонтологи, этнографы накопили…

В СССР и постсоветской России

35 вопрос В Древнем Египте вопрос о смерти и отношении к ней решался по видимости… Людям всегда было свойственно избегать разговоров о смерти. Это объясняется по крайней мере двумя обстоятельствами: а)…

– Конец работы –

Используемые теги: антропология, Совокупность, научных, дисциплин, изучающих, человека, всех, этапах, истор, развития0.132

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Антропология как совокупность научных дисциплин,изучающих человека на всех этапах истор. развития

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ТЕМА №1 ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА Лекция №1 Документоведение как научная дисциплина
Дисциплина Документоведение предназначена для студентов обучающихся по специальности Организация и...

Курс русской истории Лекции I—XXXII КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII ЛЕКЦИЯ I Научная задача изучения местной истории
Все книги автора... Эта же книга в других форматах... Приятного чтения...

Предмет «Истории экономических учений», исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей. Периодизация истории экономических учений. Место учебной дисциплины в системе экономических наук».
Основные этапы развития экономических учений…3. Исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей…15 Заключение… …21 Список… Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются… История экономических учений помогает понять общую направ¬ленность эволюции экономической науки, трансформацию ее…

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине Элементы электроники Этапы развития электроники
Министерство образования и науки Российской Федерации... Государственное учреждение высшего профессионального образования... Белорусско Российский университет...

Проблемы. Нравственные качества настоящего человека. Судьба человека. Гуманное отношение к человеку. Милосердие и сострадание
Проблемы... Нравственные качества настоящего... Судьба человека...

Предмет учебной дисциплины, изучающей теорию и методику научных исследований в физической культуре, спорте и физической реабилитации
Введение предмета "Основы научных исследований" обязывает всех студентов освоить элементы методики научных исследований, что способствует развитию… В результате изучения теоретического курса и выполнения исследований по… НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Наука - это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества…

Основные этапы развития психологии, основные направления развития зарубежной психологии ХIX - XXвв
Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении… Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественно - научного звания,…

Организационный этап выполнения курсовой работы 2.1 Примерная тематика курсовой работы . 3 Основной этап выполнения курсовой работы 3.1.1 Назначение и место ученого предмета дисциплины
стр Введение... Введение Реформирование национальной системы высшего образования связанное с введением нового перечня специальностей общегосударственного классификатора...

Курсовое проектирование по дисциплине Технология разработки программных продуктов является неотъемлемой частью подготовки специалистов в среднем профессиональным образованием. Курсовое проектирование является завершающим этапом в изучении дисциплины Техно
Актуальность данной темы обусловлена тем что студенту предоставляется... Курсовое проектирование по дисциплине Технология разработки программных продуктов является неотъемлемой частью...

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам