Ошибки и софизмы в споре

Полная классификация изложена в работе С.И. Поварнина, которую студентам предлагается законспектировать. Здесь остановимся на отдельных ошибках и софизмах:

1) Ошибки в тезисе являются нарушением логического закона тождества: «Любая мысль в процессе данного рассуждения должна сохранять одно и то же содержание или смысл, сколько бы раз она ни повторялась». Эта ошибка существует в 2 разновидностях:

а) Отступление от тезиса - мы взялись доказывать один тезис, а на самом деле доказали другой.

б) Подмена тезиса, основанная на смешении значений слов, сужении или расширении объема понятий. Приведем софизм-шутку, в котором происходит подмена тезиса:

В диалогах Платона описывается, как с помощью подмены понятия два софиста запутывают простодушного крестьянина по имени Ктесипп:

- Скажи-ка, есть ли у тебя собака?

- И очень злая, - отвечал Ктесипп.

- А есть ли у нее щенята?

- Да, тоже злые.

- А их отец, конечно, собака же?

- Конечно.

- И этот отец тоже твой?

- Конечно!

- Значит, ты утверждаешь, что твой отец собака и ты брат щенятам! (отец – собака, отец – человек).

2) Ошибки в аргументахявляются следствием нарушения закона достаточного основания:«Любая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана ранее».Существует в разновидностях:

а) Ложный довод – явно ложная мысль.

б) Адвокатский довод – такой, который формально верен, но по сути лживый (или в какой-то своей части).

в) Произвольный довод – такой, который сам требует должного доказательства.

г) Довод к невежеству – его эффект основан на незнании собеседника и на намеренном употреблении непонятных слов, терминов.

д) Дамский аргумент – реагирование на тезис в крайней резкой форме.

3) Ошибки и уловки в рассужденииявляются следствием нарушения закона достаточного основания.Проиллюстрируем историческим анекдотом. Философ Платон был чересчур доволен своим собственным научным определением, которое звучало так: «Человек есть животное на двух ногах, лишенное к тому же перьев». Все люди из его окружения восхищались емкостью сказанного, кроме узнавшего о том Диогена. Ощипав купленного на рынке петуха, Диоген перебросил его через порог обширного Платонова дома: «Вот вам Платонов человек». Говорят, после этого Платон расширил свое определение, добавив слова: «и с широкими ногтями».