рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Заоваленная резьба

Заоваленная резьба - раздел Культура, Резьба по дереву Заоваленная Резьба. В Отличие От Геометрической В Заоваленной Резьбе Нет Опре...

Заоваленная резьба. В отличие от геометрической в заоваленной резьбе нет определнных азбучных фигур. Композиция узора сочиняется в отличие от замысла автора. Это могут быть как разнообразные орнаментальные гирлянды растительного характера, так и анималистические композиции и даже изображения с определнным сюжетно-тематическим содержанием.

Особенности заоваленной резьбы мы рассмотрим на примере одной из наиболее выразительных кудринской резьбе. Кудринская резьба относится к плоскорельефным видам резьбы. В е названии удивительным образом сочетаются наименование подмосковной деревни Кудрино, где зародился этот вид резьбы, и характер е внешнего вида. Непрерывность движения растительных побегов, текучесть гирлянд из листьев, цветов, ветвей вызывает ощущение кудрявости узоров. Основную декоративную роль в этом виде резьбы играют традиционные гирлянды лепестков, с одной стороны заострнных, с другой закруглнных.

Они сливаются в непрерывный, упругий поток, который определяет весь ритм и строй композиции. Между гирляндами включены иные изобразительные элементы всадники, птицы, звери, ягоды, цветы. Изображение птиц, зверей, рыб в окружении цветов и листьев наиболее частые мотивы у мастеров прошлого. Они встречаются на подносах, круглых шкатулочках, стаканах для кистей, чернильных приборах, ларцах. В дальнейшем традиции и мотивы кудринской резьбы стали богаче, разнообразнее.

Появились сюжетные композиции, связанные с тематикой защиты Отечества, памятными датами в жизни нашей страны, показывающие мирный труд нашей Родины. Но какие бы мотивы не рождались под резцами кудринских мастеров, они всегда бывают окружены текучим потоком растительного узора, как бы обволакивающим основное изображение, окаймляющим его драгоценной оправой. Подготовительный рисунок в данном виде резьбы выполняется в величину будущего произведения с тоновой проработкой карандашом, тушью, акварельными или гуашевыми красками.

Это поможет нагляднее представить конечный результат работы. Для первых заданий по освоению заоваленной резьбы рекомендуется главным образом мягколиственные породы древесины липа, ольха, осина. Для первых работ лучше воспользоваться образцами, приводимыми в литературе по резьбе. В дальнейшем, используя накопленный опыт, можно пробовать сочинять самостоятельные композиции. На подготовленную деревянную поверхность рисунок переводят с помощью копирки.

Сам процесс резания условно разделяется на несколько стадий накалывание, обработка фона и моделирование элементов. При накалывании стамеску держат в кулаке лезвием вертикально вниз. Вначале накалывают наиболее крутые завитки резьбы, затем более пологие. Острая кромка стамески ставится на линию контура, с нажимом углубляется в дерево на 3-4 мм и поворотом кисти прокручивается вокруг оси. Движение идт до тех пор, пока лезвие стамески движется по контуру, соответствующему диаметру стамески.

Затем берут более пологую стамеску и, наставив е вплотную к прорези, оставленной первой стамеской, делают наколку дальше. Прорезанная линия должна плавно, без изломов и пропусков, переходить от дуги одного диаметра к дуге другого. Переходы делаются плавно, подобно сопряжениям в черчении. Наиболее пологие части узора прорезаются ножом-резаком. Все линии прорези по отношению к плоскости должны быть вертикальны. Глубина наколки не везде одинакова в дуге закрученных завитков она наиболее глубока, а там, где отдельные лепестки сходятся на общий стебель растения, наколка выходит на поверхность. Наколку можно делать сразу по всей резной поверхности, но можно и последовательно, по участкам, завершая каждый из них окончательно.

Следующая стадия освобождение узора от окружающего поля, то есть срезание фона вокруг каждого наколотого элемента. Эта операция может выполняться или ножом-резаком, или полукруглыми стамесками большего диаметра, чем те, которыми производилась наколка узора.

От края узора отступают в сторону фона на 2-3 мм и под углом около 45 градусов с нажимом углубляются в дерево по круговым контурам вокруг узоров. Ребро между углублением и фоном убирается дополнительными, более плоскими срезами ножом-резаком. Узор становится как бы мягко поднимающимися из фона. Все заусеницы, все остатки, обрывы волокон должны быть срезаны и удалены из всех закоулочков и узких мест вокруг узора. Он должен чтко и чисто выступать из заглублнного фона. Затем начинается проработка каждого из элементов узора срезаются острые рбра, закругляются очертания. В конечном итоге вся резьба должна быть мягко закруглена, не иметь резких границ.

Все контуры должны быть как бы мягко тающими. Проработка, удаление лишнего материала с элементов узора выполняется полукруглыми стамесками поврнутыми жлобом вниз и ножом-резаком. Среди этих мягко закруглнных лепестков, листочков, завитков кудринские мастера вводят для контраста некоторые элементы, чтко изрезанные углубленными контурными штрихами прочерченные крест-накрест сердцевинки цветов и другие детали.

Такая насечка заключительная стадия отделки. В кудринской резьбе фон можно оставить мягко закруглнным подушечным, находящимся на одном уровне с верхними точками узора. Но можно сделать так, чтобы резьба оказалась приподнятой над фоном. В этом случае фон выбирается вокруг узора на глубину наколки. Получается кудринская резьба с подобранным фоном. Чтобы придать работе особую выразительность, красоту, фон прочеканивают, придают ему матовую точечную фактуру.

Проще всего это делать с помощью большого гвоздя, заточенного на конус и отполированного. Для зачеканивания больших плоскостей рекомендуется изготовить специальные инструменты пуансоны с насечкой на боевые части. Насечка должна быть в достаточной степени глубокой и острой, чтобы оставлять на дереве чткие, равномерно углублнные следы. К отделочным операциям относятся шлифование резной поверхности, тонирование е красителями и нанесение прозрачного защитного покрытия.

По традиции кудринскую резьбу, материалом для которой служит главным образом светлая липа, тонируют в тмно-коричневый цвет, лакируют, а затем полируют выпуклые места узоров и фона. Получается чудесное по красоте сверкание узора с глубокими матовыми промежутками углублнного фона. В зависимости от художественного замысла можно, однако, сохранить и естественный цвет дерева. Чтобы защитить изделие от пыли и влаги, его покрывают жидко разведнным лаком, который втирается в дерево жсткой щетинистой кистью.

В этом случае лаковое покрытие не дат блеска и сохраняет цвет дерева. Кудринские узоры одинаково великолепно смотрятся на точных, долблных и на строганных поверхностях, дополняют и обогащают форму изделий.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Резьба по дереву

Эти занятия, где сочетается труд мастера с искусством художника, создающего новые декоративные образы, становятся одной из основ эстетического… Несмотря на простоту исполнения контурный и геометрический виды резных работ… В контурной резьбе узор передатся углублнными линиями различной ширины, глубины и формы очертаний. Линии выполняются…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Заоваленная резьба

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Геометрическая или трхгранновыемчатая резьба
Геометрическая или трхгранновыемчатая резьба. В литератуере встречаются другие е названия клинообразная, клиновидная и др. Она состоит из целого ряда азбучных узоров, сочетание которых дат красивые

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги