Прекрасное и уродливое

Прекрасное и уродливое. За свою долгую и творчески богатую жизнь Пикассо создал творения, которые даже наиболее враждебно настроенные критики его беспокойного поиска признают бесспорными шедеврами однако в то же самое время некоторые обвиняют его во вредном и разрушительном влиянии на искусство, в трюкачестве, в том, что он скорее выступал в роли строящего козни дьявола, чем художника, стремящегося к расширению нашего восприятия богатства и разнообразия жизни.

Ещ юношей он понял, что нас окружают и дьяволы, и ангелы, излучающие как уродство, так и красоту. Об этом свидетельствуют его первые рисунки, хранящиеся в Музее Пикассо в Барселоне, где с изображениями сцен нищеты, улиц, бов и матадоров на рогах у быка соседствуют нежные, достоверные изображения цветов, пейзажей и женщин.

В первые годы творчества Пикассо не огнедышащие драконы или романтические истории, а восхищение уличными цирками, жалость к отверженным обществом, понимание трагедии слепых, заключнных в тюрьмах и пациентов больниц сформировали его представления об ужасном. Признание одновременности добра и зла, существование красоты уродства, казалось необходимым.

В уродстве неизбежно должна была как-то проступать красота, а красота, если она живая, не является чистой, застывшей абстракцией. От не должна исходить электризующая сила, отвечающая дуализму нашей сложной эмоциональной натуры. Подтверждение этому Пикассо нашл в мифах, символизирующих наши внутренние терзания и стремления. Посредствам мифов он исследует неуловимый предмет, именуемый реальностью. Бывают моменты, когда неудержимое чувство юмора толкает Пикассо на создание чудовищ, изумляющих своей несуразностью и вызывающих смех у детей.

Их прототипы он мог найти на пляже или в толпе на вокзале, в той же самой обыденности, где другие лица вдохновляли его на создание пленительных нимф. Его образы богаты ассоциациями. Часто они заключают в себе то, что мы называем красотой, с одной стороны, и уродство, оттаскивающую маску ужаса с другой. В свом главном стремлении не упустить ничего Пикассо отказывался от проведения чтких граней. Этот отказ принимать простое противопоставление красоты и е антипода дат ключ к пониманию позиции Пикассо и той свободы, с которой он достигал эмоционального воздействия своих произведений, сводя воедино две крайности. Мы можем многое почерпнуть из его глубинного проникновения в реальность при помощи его священных монстров.

В мире их хватает, так как человек создал богов и с ещ большим успехом полубогов по своему собственному образу и подобию. Заключение О Пабло Пикассо и его мире будет говорить всегда, так как его творчество не поддается четкому и убедительному определению.

И независимо от того, возникает ли вопрос у широкой публики, у более искушенных любителей или искусствоведов, сталкивающихся с мощным потоком истории культуры нашего века, который проложил свой путь через столетие, неся с собой вс, что он сумел впитать как из мирового искусства прошлого, так и из того, которое лишь создавалось в то время, ответ всегда представляется не полным, приблизительным. На мой взгляд, это справедливо в отношении всего современного искусства.

В то же время требования к творчеству Пикассо ещ выше, и, хотя понимание его творчества становится более полным по мере того, как многочисленные исследования постепенно раскрывают его нам и публика вс больше знакомится с этим искусством, которое, как мне кажется, е захватывает, и вс же они временами ощущают его как некое насилие или агрессию тем более непонятные, что они регулярно уступают место спокойным периодам. Я считаю, что гениальность Пабло Пикассо заключается в том, что он единственный из художников этого века, кто ввл историю в сво творчество наравне со своей жизнью и до такой степени использовал наследие мирового искусства, с которым постоянно вл диалог. Для большинства Пикассо остатся великим разрушителем лица. Если абстракционисты довольствовались его отрицанием, то Пикассо идет атакой на него, и не просто на образ классического идеала, установленный Ренессансом.

Те, кто не признает Пикассо, делают это, по-видимому, не потому, что он деформировал природу, предметы и самого человека, но в первую очередь потому, что он осмелился изуродовать, обезобразить образ женщины.

Когда я вижу работы Пикассо, я попадаю под их воздействие, ибо это человек, который обладает и талантом, и несравненной техникой и вс же способен переступить через эти качества. Картины Пикассо бросает вызов публике. Вызов же исключительно важен в искусстве. Искусство это бескомпромиссная атака во всех направлениях. Композиции, которые идут на уступки с целью угодить зрителю и сразу получить признание, не могут называться искусством.