Парадный портрет

Парадный портрет. Успех Гойи в кругах знати, близкой к королевской семье, наконец, дал ему возможность получить титул, которого он добивался много лет в 1799 году Карл IV пожаловал ему звание Первого придворного живописца. К этому времени у Гойи появилось немало покровителей среди аристократии, и в финансовом отношении он неплохо обеспечил будущее своей семьи. К тому времени им были уже созданы Капричос, но даже провал с их публикацией не поколебал его желания на время оставить живопись. Ему хотелось воплотить в жизнь образы своего внутреннего мира, гораздо больше волнующие его. Таково было положение дел, когда король заказал Гойе написать групповой портрет королевской семьи.

Предварительно Гойя сделал натурные эскизы отдельных членов семьи в Арахнуэсе они восхитили заинтересованных лиц, а затем приступил к групповому портрету и завершил его очень быстро. В течение года картина была закончена. Композиция картины кажется поначалу столь же представительной и незыблемой, как и в королевских портретах 1799-1800 годов.

Она искусно построена и создает впечатление торжественного выхода королевы, обнимающей младшую дочь одиннадцатилетнюю Марию Исабель и держащей за руку младшего сына шестилетнего Франсиско де Паула. Все остальные персонажи как будто расступились, образовав две плотные группы слева и справа от королевы одну во главе с наследником престола доном Фердинандом и другую во главе с королем Карлом. Королева Мария-Луиза, окруженная младшими детьми в центре картины, а король стоит в стороне, повторяя ту ситуацию, которая сложилась в их жизни весь его облик выражает почтение царственной супруге.

Королеве не могла не польстить подобная группировка, в которой была подчеркнута ее главенствующая во всем клане роль и где она была в духе идеалов сентиментализма представлена заботливой матерью семейства.