Культурологический смысл учения Соловьева о всеединстве

Министерство образования РФ Московский региональный социально экономический институт Исаевой Алены Юрьевны Фамилия И.О. 1 НЭ - 01 номер группы.РЕФЕРАТ Предмет Культурологии ТЕМА Культурологический смысл учения Соловьева о всеединстве Преподаватель Видное - 2002 Содержание Введение 2. Теория всеединства 3. Культуроведение 8 4. Культурная эстафета 5. Заключение 13 Список литературы 14 Введение Ключевой фигурой в русской культуре выдающееся место занимает крупнейший философ XIX в одновременно поэт, публицист и литературный критик - Владимир Сергеевич Соловьев 1900. Свободный от всяких национальных пристрастий Соловьев считал главным субъектом исторического процесса все человечество как действительно существующий, хотя и собирательный организм.

Сын крупнейшего историка С.М. Соловьева, он, окончив историко филологический факультет и защитив докторскую диссертацию в 27 семь лет, стал преподавать в Московском и Петербургском университетах, но был вынужден навсегда оставить преподавание после публичной речи против смертной казни убийц Александра II в 1881 году. Посвятив себя в дальнейшем свободному творчеству в области философии, теологии и литературы, Соловьев незадолго до смерти был избран почетным членом Российской Академии наук по разряду изящной словесности.

В противовес казенному псевдопатриотизму философ так определил свое жизненное кредо Оправдать веру наших отцов, возведя ее на первую ступень разумного сознания показать, как эта древняя вера, освобожденная от оков местного обособления и народного самолюбия, совпадает с вечною и вселенскою истиною вот общая задача моего труда. В сочинениях Соловьева вся его философическая система пронизана, в каком направлении и на каких духовных основах должна развиваться не столько русская, сколько мировая культура.

Последователь Канта с его нравственным пафосом, Гегеля с его идеей бесконечной эволюции мирового разума , Шеллинга с его преклонением перед красотой, Соловьев пробудил к жизни целую философскую школу, отличительной чертой которой, так же как и у марксистов, но на совершенно иной основе было не созерцание, а активное отношение к действительности.

Фраза Соловьева Пришло время, не бегать от мира, а идти в мир, чтобы преобразить его поразительно напоминает хрестоматийное высказывание К. Маркса в Тезисах о Фейербахе Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его. Однако активность марксизма ленинизма питалась идеей материализма и революционного насилия, а соловьевская концепция философии основывалась на религии и любви.

Так, в частности, в международной жизни, выступая против любых проявлений национализма, он призывал, по христианской заповеди, любить все другие народы, как свой собственный. И хотя сослагательное наклонение в истории у многих вызывает неприятие, нетрудно представить себе, насколько сохранение и богаче была бы наша культура, победи в ней не разрушительные силы большевизма, а заветы Соловьева и его последователей, объединенных так называемой философией всеединства и стремившихся не к расколу, а к сплочению и русского общества, и всех народов мира. Философическая теория всеединства восходит к античности, к таким изречениям древнегреческих философов V IV вв. до н.э как И из всего одного, и из одного все Гераклит Все едино, единое же есть Бог Ксенофан Во всем есть часть всего Анаксагор и др. Продолжившись затем в христианской теологии Запада, эта теория стала одной из ведущих в русской религиозной философии XIX XX вв. и, в частности, питалась славянофильской идеей способности, т.е. идеей единства всех русских людей под знаком веры В.С. Соловьеву принадлежит заслуга глубокой разработки понятия всеединства применительно к русской культуре и ее религиозным взаимоотношениям с культурой Запада, которые Соловьев призывал всячески развивать.

Уже после его смерти, на рубеже первого и второго десятилетия нашего века в России сложилась целая шкала его последователей, в которую вошли такие известные философы, как князья Е.Н. и С.Н. Трубецкие, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, составившие славу русской немарксистской философии.

Теория всеединства Сам В.С. Соловьев так сформулировал суть теории всеединства Всеединство, по самому понятию своему, требует полного равноправия, равноценности и равноправности между единым и всем, между целым и частями, между общим и единичным. При этом философ призывает различать два вида всеединства истинное и ложное Я называю истинным или положительным всеединством такое, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь, в них как полнота бытия. Нетрудно заметить, что принцип всеединства как воплощение некоей божественной воли повсеместно проявляет себя в окружающей вселенной и в частности в природе, общественной жизни и теории познания.

Так, Соловьев следующим образом объясняет одно из его проявлений в природе Сама индивидуальная жизнь животного организма уже содержи в себе хотя бы ограниченное подобие всеединства, поскольку здесь осуществляется почти полная солидарность и взаимосвязь всех частных органов и элементов в единстве живого тела. Действительно, признание биологической взаимозависимости и равновесия как применительно к отдельному живому существу, так и ко всей природе, в свете нынешних экологических проблем становится одним из главнейших условий нашего существования.

Философия всеединства легко применима и к жизни общества Как бы то ни было - пишет Соловьев требуется прежде всего, чтобы мы относились к социальной и всемирной среде как к действительно живому существу, с которой мы, никогда не сливаясь до безразличия, находимся в самом тесном и полном взаимодействии. В этой связи философ призывал человеческую личность не подчиняться общественной среде и не господствовать над нею, а быть с нею в любовном взаимодействии, служить для нее деятельным, оплодотворяющим началом движения не только в интересах какой-то группы, собственного народа, но и всего человечества.

В самом деле, в общественной жизни России своего времени Соловьев был поборником социальной гармонии, резко критиковал ее нарушения со стороны государства и официальной церкви, выступал против национализма, классовой непримиримости и любых видов разобщения людей.

Требование всеединства для отечественной культуры и для самого существования нашего многонационального государства является определяющим. Именно истинное всеединство, когда единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех, должно было сплотить российские народы в дружную семью его-то и добивались соратники Соловьева применительно к Российской империи.

Что же касается ложного единства, которое подавляет или поглощает входящие в него элементы сословия, классы и народы то за примером ходить недалеко такое единство стало идеалом и звериной практикой большевизма и сталинизма, что привело к деградации культуры и распаду некогда могучего государства.

В известной работе Русская идея 1888 год Соловьев прежде всего стремился ответить на вопрос каков смысл существования России во всемирной истории Рассматривая человечество как великое собирательное существо, социальный организм, живые члены которого представляют собой различные нации, Соловьев считал, что спецификация функция России в этом организме способствовать осуществлению в мировом масштабе идеи теократии некоего вселенского христианства, свободного от односторонности и религиозного догматизма, как Востока, так и Запада.

Исходя из представления о Церкви как о живом теле Христа, для которого все люди равны и нет ни эллина, ни иудея , Соловьев выводил необходимость органического всемирного братства народов, объединенных верой и исключающего любые проявления и национализма, и космополитизма. Видя в национализме эгоизм, а в космополитизме отречение народа от собственной данной ему Богом души, Соловьев в то же время говорил, что национальные различия должны пребыть до конца веков, хотя высший смысл существования наций не лежит в них самих, но человечестве. Если перевести мысли русского философа на язык современной геополитики, то всемирно историческая миссия России состоит в том, чтобы бескорыстно поставить на службу многочисленным евразийским народам свою высокую материальную и духовную культуру, весь свой государственный опыт, не требуя ничего взамен, уважая их самобытность и тем самым, способствуя сохранению истинного, а не ложного, единства огромной страны, ныне, по выражению того же Соловьева, раздираемой эпидемическим безумием национализма. Призывая в духе христианства любить все другие народы как свой собственный, Соловьев учил, что ниспосланная свыше миссия любой великой державы заключается не в ее исключительности и господстве, а в том, чтобы служить другим, более слабым народам, а, следовательно, всему человечеству.

Культуроведение

Вопрос о применении принципа всеединства в гносеологии теории познания... С. Флоренский, особенно в последние годы жизни, тесно связывал свои теосо... Стремление к гармонии, органическому синтезу между религией, философие... В десятитомном Собрании сочинений В.С.

Культурная эстафета

В соответствии с этим и христианский универсализм имеет целью не уничт... Франк и некоторые другие, представленные в сборнике Вехи см Понимание ... При этом под чувством стыда Соловьев понимал, прежде всего, человеческ... Иными словами, любой подлинно культурный человек не может не ощущать с... Первые два чувства хорошо известны и не требуют особых пояснений, хотя...

Заключение

Заключение Весьма значителен вклад В.С. Соловьева в отечественную культуру не только как мыслителя и стихийного культуролога, но и как талантливого поэта и литературного критика, автора многочисленных стихов и работ о крупнейших русских писателях XIX в. Приведенные отрывки показывают В.С. Соловьева как религиозного вселенского гуманиста, врага любых видов ксенофобии и художественного декаданса.

Список использованной литературы 1. Антология культурологической мысли - Авт сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов Москва Изд-во РОУ, 1996 год. 2. Основы культурологии - уч. пособие для вузов Мамонтов С.П. Москва Олимп , ИНФРА-М , 1999 год. 3. Культурология - уч. пособие П.С. Гуревич Москва Знание , 1996 год. 4. Цимбаев Н.И. Сергей Соловьев.

М. Молодая Гвардия, 1990г. Жизнь замечательных людей, вып. 709 5. Цимбаев Н.И. С.М. Соловьев и его научное наследие в кн. Соловьев С.М. Избранные труды. Записки М 1983г. 6. Дмитриев С.С Ковальченко И.Д. Историк С.М. Соловьев, его жизнь, труды, научное наследство в кн. Соловьев С.М. Сочинения, т.1 М 1988г.