Обрядовая поэзия

ИГУ Контрольная работа на тему Обрядовая поэзия Проверил преподаватель Выполнила студентка гр. Абашина Т.А. Иркутск, 2001 г. Содержание НАЗВАНИЕ СТР1. Введение21.2 Праздник Каляды2-51.3 Праздник Масленицы 5-81.4 Праздник Троицы9-101.5 Праздник Купалы10-111.6 Праздник жатвы11-121.7 Праздник урожая122. Свадебно - бытовые обряды2.1 Предсвадебные обряды12-142.2 Величальные песни14-192.3 Корильные песни19-252.4 Лирические песни25-272.5 Формы композиционного строения27-332.6 Список используемой литературы 34 Обрядовой поэзией называется тот круг словесно-художественных жанров, какой сопровождает обряды. Обряд-это действия, имеющие по представлениям древних славян способность влиять на силы природы и вызывать хороший урожай и приплод скота, обеспечивать удачную охоту, богатство, здоровье и счастье людей.

Календарной обрядовой поэзией называется группа обрядов и словесно- художественных жанров, связанных с народным календарм, который основывался на смене времен года и распорядка земледельческих работ.

В русской обрядовой поэзии олицетворены силы природы, имеющие значения для земледельческого труда солнце, земля, времена года мороз, весна-красна, лето. Календарные обряды и их поэзия делятся на четыре цикла соответственно четырм временам года зимний, весенний, летний, осенний.

Сущность обрядов и песен зимнего цикла состоит в том, чтобы обеспечить будущий хороший урожай и приплод скота. Первая его часть относится ко времени от рождества Христова до так называемого крещения, вторая- от крещения до масленицы и характеризуется подготовкой к весенним земледельческим работам. Наиболее важным моментом обряда и поэзии зимнего цикла было калядование. В древности оно было связано с культом рождающегося солнца, а поэтому с зимним солнцестоянием и поворотом от зимы к теплу.

После принятия христианства праздник Коляды совпал с празднованием рождества Христова. Каляда с лат первый день месяца. Главной частью калядования было хождение молоджи со звездой по домам и прославление божества в древности Каляды, а затем Христа. Калядование начиналось перед рождеством и заканчивалось под новый год. Оно включало в себя пение песен калядок, основной темой которых была тема поисков Каляды и обращение к ней, величание членов семьи, дома, причм хозяина прославляли за домовитость, сына за храбрость и ловкость, дочь - за красоту, жену хозяина за умение вести дом. Калядки завершались просьбой к хозяевам дома наградить калядовщиков за их труд и песни.

Таковой наградой было угощение. У всех славян колядки включают в себя, прежде всего пожелание достатка и счастья. Польский стих Сколько у вас в сарае колов, Столько у вас в хлеву волов. На поле урожай. В дому приплод Всем доброго здоровья. Счастливого доброго утра Новый год спокойный.

Счастливый и обильный. На телят, на ребят Вот характерный текст колядки русской Пришла Каляда Накануне рождества, Дайте коровку, Масляну головку, А дай бог тому Кто в этом дому, Ему рожь густа, Рожь ужимиста Ему с колоса осьмина мера зерна Из зерна ему коврига, Из полузерна пирог. Весьма интересна русская калядка, в которой есть загадочная картина какого-то массового действа, оно называется колядованием Уродилась Каляда Накануне рождества. За горою за крутою, За рекою за быструю Стоят леса дремучие, Во тех лесах огни горят, Огни горят пылающие.

Вокруг огней люди стоят, Люди стоят колядуют Ой Каляда, Каляда, Ты бываешь Каляда Накануне рождества. У всех славян перед рождеством и прежде всего под новый год существовал обычай гадания. Они сопровождались подблюдными песнями. Вещее значение каждой песни потверждалось е припевом, например Кому вынется - тому сбудется, Скоро сбудется - не минуется. Подблюдные песни имели бытовой характер. Как и в калядках, большое место занимали символы чисто крестьянского благополучия хлеба, зерна, полной квашни и т.д. В некоторых местах гадания начинались особой песней, которая была славой хлебу А эту песню мы хлебу пом, Слава Хлебу пом, хлебу честь воздам, Слава В подблюдных песнях, предвещавших девушке скорое замужество, широко использовались символические образы, близкие к свадебной поэзии голубь с голубкой, жемчуг с яхонтом, золотой венец.

Летит сокол из улицы, Слава Голубушка из другой, Слава Слеталися, целовалися, Слава Сизыми крыльями обнималися, Слава Кроме любовного счастья подблюдные песни желали девушке богатства и благополучия в будущем е мужа. А в некоторых из них девушка изображалась и как мать большой семьи Сколько в небе звездочек, Столько в лесу опеночек, Кому песня достанется- Тому сбудется мо Подблюдные песни предвещали не только радость, богатство и счастье, но и беды, одиночество, болезни и даже смерть На загнетке сижу, Долги нитки вожу, ще посижу- ще повожу долгое девичество Идт смерть по улице Нест блин на блюдце. смерть.

Символические черты боли присущи и некоторым играм молоджи И я золото хороню, хороню, Чисто серебро хороню, хороню, Я у батюшки в терему, в терему, Я у матушки в высоком, высоком. под эту песню прятались, потом находились кольца девушек.

Золотой цикл обрядов заканчивается Масленицей. Праздновали е в конце февраля или в начале марта. У русских этот праздник состоит из 3-х частей встреча понедельник, разгул или перелом в так называемый чистый четверг и прощание.

Масленицу встречают шествием, напоминающем карнавал толпы людей, веселых, крикливых, идут и едут на санях. Встречающие несут противни, сковороды, ухваты, стучат и гремят ими, приплясывают, поют песни. Впереди несут масленницу - соломенное чучело, одетое как женщина. Е водружают на ледяной горе, с которой катаются на санках. Е проводы - комическое представление, пародирующее похороны. Масленницу вывозят за село и сжигают. Масленница изображалась в песнях как богатая, красивая и щедрая гостья, которую народ встречал с радостью и весельем Наша масленница годовая, Она гостика дорогая, Она пешая к нам не ходит, Вс на комонях разъезжает, Чтоб коники были вороные, Чтобы слуги были молодые.

Исполнители масленичных обрядов своеобразно заклинали солнце и этим, по народным поверьям, вызывали его весеннее разгорание. Традиционными стали катание по солнцу, по кругу и устойчивый обычай печения и поедания блинов, круглая форма которых была как бы символическим знаком солнца.

Обряды проводов масленицы сопровождались традиционными песнями. В одних - обращались с просьбами подольше не уходить А мы свою маслену провожали, Тяжко - важко да по ней вздыхали - А масляна, масляна, воротися, До самого великого дня протянися В других - выражение любви к масленице сменялось проявлением радости, что е проводили А мы свою маслену прокатили, В ямочку закопали, Лежи, масленица, до налетья Масляница - мокрохвостка Поезжай домой со двора, Отошла твоя пора У нас с гор потоки, Заиграй овражки, Выверни оглобли, Налаживай соху Снегурочка Островский Период встречи весны по церковному календарю начинался около праздника благовещенье 25 марта и кончался праздником Пасхи. По случаю прихода весны пекут из теста фигурки птиц жаворонков, куликов, которые символизируют прилт птиц. В это время пели, а скорее выкрикивали маленькие песни - веснянки.

Жаворонки прилетите, Студну зиму унесите, Теплу весну принесите Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела. Уж вы, кулички - жаворонки, Солетайтеся, сокликайтеся.

Весна-красна, на чм пришла На сошочке, на бороночке, На лошадиной голове, На овсяном снопочку, На ржаном колосочку, На пшеничном зрнышку-у-у. Кулика просили замкнуть зиму, отпереть весну, тплое лето. Жаворонки, жаворонки, Дайте нам лето, А мы вам зиму, У нас корма нету Жаворонки, жаворонки, Прилетайте к нам, Приносите нам Весну-красну, Красну солнышку, Тплу гнздышку Чу, виль-виль Весна пришла На колясочках, Зима ушла на саночках Жив жаворонок По полю летает Зрнышки собирает, Весну закликает Летел кулик Из-за моря, Принс кулик Девять замков - Кулик, кулик Замыкай зиму, Отпирай весну, Тплое лето Радостно встречаемая весна должна была принести свои дары - богатый урожай, приплод скота, удачу в хозяйственных делах. -Весна, весна красивая Приди, весна, с радостью, С радостью, с радостью, С великой милостью Уроди лн высокий, Рожь, овс хороший Вечером, накануне вербного воскресенья и благовещенья, на берегу реки собирались женщины и девушки, зажигали костр, который символизировал весеннее разгоранье и водили вокруг него хоровод. -Весна Что ты нам принесла -Принесла я вам три угодия Первое угодьюшко - животинушка в поле, Другое угодьюшко - с сошкой в поле. Третье угодье - пчлки на налете Да еще угодьице - миру на здоровьице В одной из веснянок весна приносила скорость женскому труду Пришла весна, Пришла красна.

Чужие-то стелятся, А наши-то белятся, Чужие прядутся, А наши-то ткутся В веснянках пелось и о щедром весеннем солнце, о дожде -Солнышко-вдрышко, Выгляди, высвети, Твои дети на повети По камушкам скачут Поливай весь день На наш ячмень, На бабью рожь, На мужичий овс Весенние заклятия имели характер оберегов от весенних заморозков. Бросая через порог на улицу ложку киселя, хозяйка угощала им мороз Мороз, мороз, Не бей наш овс, нашу рожь, Бей дуб да клн да бабий лн, Да конопи как хочешь, колоти День красной горки был как бы днм весенней кульминации.

Образ красной горки - олицетворение весенней красоты земли.

Яркой и поэтичной была троица - седьмое воскресенье после пасхи. Это время в народе называлось русальной неделей или зелными святками.

Этот праздник отмечал расцвет природы. Украшали крыльцо и дом зеленью, цветами, а чаще - свежими березовыми ветками. Центром праздника была берзка, которую завивали и развивали. Берзка у русского народа олицетворяла собой весеннюю природу Завивайся, берзонька, Завивайся, кудрявая Мы пришли к тебе, приехали, С вареницами, со яишницами, С пирогами со пшеничными Завитую и украшенную берзку срубали и носили по деревне.

Если завивали берзки в лесу, то к этому присоединялся обряд кумовства девушки попарно целовались между собой через венки и таким образом клялись друг другу в дружбе и любви, они становились кумами. Покумимся, кума, покумимся, Полюбимся, кума, полюбимся, Чтобы век нам с тобой не бранится В троицын день девушки шли в лес второй раз - развивать берзки. Если завитый девушкой венок оказывается засохшим, то это предвещало изменение в жизни.

Затем девушки делали новые венки из берзок и по дороге бросали их в воду. Пойду - выйду я на речку, на речку, Стану я, стану на крутом берегу Кину я, кину веночек на воду Стал мой веночек поплывать, поплывать, Стал меня милый позабывать Завивание венков считалось заклятьем на будущий урожай. Завили веночки, Завили зелные На годы добрые, На жито густое, На ячмень колосистый, На овс ресистый, На гречиху чрную, На капусту белую. Когда же девушки снова шли в лес развивать венки и раскумливаться, они пели Развили веночки, Развили зелные На годы добрые, На жито густое, На ячмень колосистый, На овс ресистый, На гречиху чрную, На капусту белую.

Значение праздника Купала сводилось к обрядовой подготовке людей к близкой жатве, к сбору урожая. В его честь производились, главным образом два традиционных обряда купание и прыганье через костр очистительные обряды. Горела липа, горела, Под ней панейка сидела. Искорки на не падали, Парни по ней плакали Что ж вы обо мне плачете, Не одна я на свете, Ведь не одна я едина, Девушек полна деревня.

Купала представляется живым существом то мужского, то женского пола. Он ходит по слам, как потся в песнях, и приносят людям радость. А на Купалу Рано солнце играло. Рано солнце Играло на добрые годы, На добрые годы, На щедрые росы, На щедрые росы, На хлебные урожаи. Основная цель купальских обрядов - отогнать злых духов, чтобы они не испортили урожай перед жатвой. Средствами для этого служат огни и костры.

Молоджь ночь накануне Купалы проводила в поле. А мы ночью мало спали, Ведь мы поле охраняли. Купальские обряды включают в себя и гадание по венкам. В купальскую ночь собирают целебные травы и ищут клады цветт папоротник. Чеканка у дороги, Сорву тебя на счастье, Чтобы мне милого привела, Которого я напрасно ждала. В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа именинника или снопа - деда. Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. А также живой матке - колосу или колосьям с особенно крупными зрнами.

Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки. Говорило ядрное жито, В чистом поле стоя - Ах, не могу я в поле стояти, Колосьями мохати, Я только могу в поле копами, А в гумне, в гумне стогами, А в гумне, в гумне стогами, В клети коробами. А в клети, в клети коробами, В печи пирогами, В печи, в печи пирогами, На столе проскурами. Восстановить плодородие почвы помогал обряд завивание бороды козлу. Козл упоминался только символически, как олицетворение плодородия.

Последняя ещ не сжатая рожь тщательно пропалывалась и завязывалась на корню в сноп, а в середину этой завязанной бороды козла клалось угощение - краюшка хлеба с солью. Лежит козл на мяже, Дивуется бороде А и чья то борода, А вся мдом увита Символизировали народную силу, трудолюбие и радость по окончанию сбора урожая Жали мы, жали, Жали, пожинали Жней молодые, Серпы золотые Ой и чь это поле Зажелтело, стоя Иваново поле Зажелтело, стоя Жницы молодые, Серпы золотые Особенно радостно отмечалось само окончание жатвы как долгожданный результат годового труда.

Ох, и слава богу, Что жито пожали, Что жито пожали, И в копы поклали На гумне стогами, В клети - закромами, А в печи пирогами Итак, календарная поэзия - это художественное обобщение трудового опыта крестьянина - землевладельца. Календарные праздники облегчали тяжлый труд крестьян, давали им возможность отдыха, наполняя его поэзией. Среди семейно - бытовых обрядов основное место занимает свадебный обряд.

У русских

Предсвадебные обряды

Когда вс было выяснено и если обе стороны удовлетворены, происходил сг... Надо было приготовить невесте платье для венца, приданое, нередко неве... символическое описание величаемого при помощи параллелизма Что у светл... Особенность композиции во многом объясняется и характером их исполнени... а Через быструю речку лежит дубовая дощечка, Что никто по этой дощечке...

Формы композиционного строения

В свадебной лирической песне нет и слов показывающих авторское исполни... 2. Возможны и такие символические экспозиции песен, в которых свадебные с... Что во том ли новом тереме Все покои изукрашены И диваны изуставлены Ч... Они могут быть символическими и несимволическими.

Список используемой литературы

Список используемой литературы . 1. Н.И.Кравцов Славянский фольклор Московский госуниверситет, 1976 г. 2. Русское народное поэтическое творчество Под редакцией А.М.Новиковой Московский госуниверситет, 1976 г. 3. Ю.Г.Круглов Русские свадебные песни Москва, Высшая школа, 1978 г.