Религия и культура

Министерство образования РФ Московский региональный социально - экономический институт Исаевой Алены Юрьевны Фамилия И.О. 1 НЭ - 01 номер группы.РЕФЕРАТ Предмет Культурология ТЕМА Религия и культура Преподаватель Видное 2002 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 стр. 1. Религиозная вера в жизни ученых. 4 стр. 2. Религия в первобытных культурах. 5 стр. 3. Гносеологические основания перехода от политеизма к монотеизму. 9стр. 4. Религия в европейской культуре христианская модель мира и проблема соотношения веры и разума. 10 стр. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14 стр. ЛИТЕРАТУРА 16 стр. ВВЕДЕНИЕ. Принимая за исходную точку зрения о том, что культура - это все, что создано человеком, его вторая природа, мы должны определить для себя является ли религия элементом культуры, или она, как утверждают теологи, результат богооткровения Религия как система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов, безусловно, есть порождение человеческого разума и человеческой деятельности, поэтому в данном реферате она будет рассматриваться как феномен культуры, присущий всем народам, разворачивающийся в разных культурных средах, что и определяет многообразие религий.

Религия возникает в истории человечества вместе с осознанием человеком самого себя и противопоставлением себя окружающей действительности.

Традиционно возникновение религиозных представлений о мире связывают с процессом обожествления природы, которая выступает по отношению к человеку как всемогущее, высшее, неподвластное ему начало, которое требует поклонения.

Таким образом объясняют возникновение политеистических религиозных систем, в которых множество богов олицетворяют разные природные стихии, например, Бог Грома и Молнии принимался за Верховное божество и древними грекам Зевс, и римлянами Юпитер, и древними славянами Перун. Долгое время считалось, что религия плод невежественности первобытного человека, не знавшего законов природы и испытывавшего страх перед неведомым, а, следовательно, она должна исчезнуть с развитием научных представлений о мире, на этом строилась материалистическая критика религии, идущая от французских материалистов Дидро, Руссо и Л.Фейербаха, и широко развернутая в марксистской философии.

Но она не исчезла с появлением и возрастанием научного знания. Что продолжает и в наши дни порождать религиозную веру Какое место религия занимает в системе культуры И как она соотносится с так и не вытеснившим ее научным познанием они противоречат или дополняют друг друга Вот, пожалуй, самый интересный вопрос для современного человека, который воспитывался на резком противопоставлении одного и другого.

Именно поэтому, выясняя место религии в системе культуры, в настоящем реферате она постоянно будет сравниваться с наукой. 1.

Религиозная вера в жизни ученых

Протоиерей Александр Мень приводит длинный перечень этих имн. М.Планк, Н.Бор, Э.Шрезингер неоднократно говорили о связи науки и рели... Политики М.Ганди и М.Л.Кинг также исходили из религиозных принципов. В... История религии, В 7 т Т.1 М 1991 с. 2.

Религия в первобытных культурах

По утверждению В.Ф.Арсеньева, первобытное мышление ориентировано исклю... Арсеньев В.Ф. Люди М 1991 с.31. В магии пока ещ слиты реальность и вымысел, опыт и фантазия. Мифы представляют собой сложное культурное явление.

Религия в европейской культуре христианская модель мира и проблема соотношения веры и разума

Чуждая веку технической цивилизации идея Бога была отброшена на перифе... Не пора ли нам воскресить в себе то природное, первобытное отношение к... В XVIII веке противоречия между знанием и верой, рассудком и чувствами... 72 Позднее осознание автономности функционирования законов природы от ... В преклонном возрасте Ньютон окончательно расстался с научной деятельн...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Вывод, к которому мы подошли заключается в следующем. Наука это одновременно мощный созидательный и разрушительный инструмент в руках образованного человечества.

Направить этот инструмент во благо мы способны, лишь сохранив в себе чувство непосредственной сопричастности миру, космосу и той высокой реальности, которую человек именует как Божество. Наука и религия две чаши весов, и для баланса сил в этом мире необходимо их равновесие как единство знания и веры, без которых немыслимо культурное развитие человечества. С помощью религиозной символики полученный человечеством опыт встраивается в глубинные мировоззренческие пласты, формируя религиозное мировоззрение в его целостности и всеохватности.

Как и наука, религия может быть понята как символическая модель мира, обобщающая и по определнным принципам упорядочивающая весь опыт отношения человека к природе и космосу, к самому себе и всему человечеству. Как остроумно заметил Н.Бор, человечество сделало два величайших открытия, одно что Бог есть, второе что Бога нет. И, возможно, не столь важно, какой из этих точек зрения придерживается каждый из нас в свом самоопределении в мире, а важно найти ту дорогу, которая приведт нас к Храму. Литература 1. Арсеньев В.Ф. Звери. Боги. Люди М 1991. 2. Вебер М. Наука как призвание и профессия.

Вебер М. Избр. произведения М. Прогресс, 1990. 3. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии М 1989. 4. Кондорсэ Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума М 1936. 5. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. -М 1990. 6. Мень А. История религии.

Т.1 М.Слово, 1991. 7. Раджабов У.А. От мифов к современным космологическим концепциям. Философские науки 1991, 7. 8. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура М. Республика, 1992. 9. Сумерки богов. М.Изд-во полит. лит 1989. 10. Тайлор Э.Б. Первобытная культура М Изд-во полит. лит 1989. 11. Токарев С.А. Религии в истории народов мира М. Изд-во полит. лит 1986. 12. Тэнасе Э. Культура и религия М 1989. 13. Фрэзер Д. Золотая ветвь Исследование магии и религии М 1986. 14. Чайковский Ю.В. Познавательные модели, плюрализм и выживание.

Путь 1992, 1.