рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Черты правовой системы

Черты правовой системы - раздел Культура, Краткая характеристика культуры Древнего Египта Черты Правовой Системы. Древний Египет-Типичная Восточная Деспотия С Тотально...

Черты правовой системы. Древний Египет-типичная восточная деспотия с тотальной властью государства, которая в сознании человека сливалась с фараоном, фараон-это живое божество, предмет всеобщего поклонения, даже произносить его имя смертным запрещалось следовало говорить большой дом. Древние египтяне, как и другие народы, выводили свое законодательство из божественных установлений, и поэтому нормы древнеегипетского права были в то же время нормами религиозного происхождения и назначения.

Легитимации власти и управления содействовали характерные для мифологии представления о божественном первоисточнике всех правил человеческого общения, включая правовое общение. Олицетворением справедливости в каком-либо конфликте, связанном с нарушением прав и моральных заповедей, выступали также отдельные божества бог Осирис как владыка справедливости, богиня порядка и справедливости Маат - ее символическое изображение в виде Пера Истины противостояло в загробном суде Осириса на чаше Весов правосудия сердцу - душе умершего. Представление о должном и справедливом со временем стали связывать не только с наличием противоположностей между небесными и земными порядками не только с деятельностью конкретных богов Осирис и Маат у египтян, Шамаш у вавилонян, Дике, Фемида, Немезида у греков, но и с надлежащим путем образом поведения, нравами, бытом. В египетской древности сведения о путях обретения справедливости, о надлежащем общественном устройстве и об образе жизни содержались главным образом в мифах и основанных на мифах текстах, преданиях и художественно- изобразительном творчестве.

Таким образом, правовые идеи и ценности отражались и воплощались как в законах, судебных решениях и принципах деятельности властных учреждений, так и в многочисленных формах устного и письменного творчества настенных надписях, поучениях искусству жизни, в стандартных школьных поучениях, жизнеописаниях и преданиях о сердце и словах о мыслях и приказах богов и фараонов.

Для статусных отношений весьма характерным было равноправие мужчины и женщины в частных и публичных сферах жизни, подчиняющихся требованиям закона.

Женщина могла владеть и отчуждать собственность, быть стороной в договоре, вести дело в суде, изготовлять завещание. При содействии отца или мужа она могла выступать свидетелем.

Брак был моногамным, но делались исключения для царей и вельмож. Фараоны и чиновники нередко женились на своих сестрах. По преданию, фараон Рамзес II XIII в. до н.э. прожил около 90 лет, из которых 67 правил страной. От своих жен и наложниц он имел свыше 200 детей 12 сыновей-наследников умерли еще при его жизни. О разводе и его последствиях не существует свидетельств, вплоть до Позднего царства. Наследование осуществлялось по закону собственность обычно переходила старшему сыну. Были времена, когда дети получали равные наследственные доли. В отсутствие детей жена становилась единственной наследницей.

У древних египтян была также возможность обойти предписания закона путем составления особого завещания, официально регистрируемого в пользу тех или иных своих детей, в том числе и дочерей. На детей как наследников возлагались расходы по захоронению своих родителей, даже если об этом ничего не говорилось в завещании. Дети традиционно обязывались также ухаживать за могилами родителей. С этой целью кто-то из членов семьи назначался ответственным по уходу за могилой и наделялся постоянным или временным материальным фондом, которым он обладал и пользовался только по назначению и который не мог распределять между своими детьми.

Наряду с царскими и храмовыми хозяйствами ведущее положение занимали хозяйства вельмож. Они состояли из центральной усадьбы и владений дворов и поселений. У каждого вельможи был домоправитель, который отвечал за управление хозяйством. Ему были подчинены писцы, хранители ведомостей, мерщик и счетчик зерна.

Домоправители осуществляли верховный надзор за хозяйством и подвергали наказанию битьем палками всех провинившихся. Особенно велика в этих заботах была роль писцов - они были нужны при учете полевых работ, при перегоне стад, в производственных мастерских. Отчетность была регулярной и включала записи в пространных ведомостях и хозяйственных книгах за весь календарный год. Договоры и условия купли-продажи излагались письменно с необыкновенной точностью и подробностями и скреплялись затем подписями многих свидетелей.

Проценты под занятые суммы не должны были превышать сумму долга. Вначале собственность передавалась на основе устной договоренности и в присутствии официальных лиц местных или столичных, а затем оформлялась при помощи писца особой записью и все это делалось за плату. Впоследствии передача собственности стала сопровождаться особым ритуалом помимо составления договора и подтверждения его принесением клятвы необходимо было совершить обряд ввода покупателя во владение.

Некоторые новации были предложены фараоном Бокхорисом, правителем из XXIV династии 720-715 гг. до н.э который вошел в историю как крупный социальный реформатор. Он ввел запрет на обращение подданных в рабов за долги, запретил взимание двукратной суммы за предоставление займа. Наконец, он установил правило, согласно которому в случае заключения договора без записи доказательством могла служить клятва.

Суд и процесс. Главной целью судебного разбирательства и выносимых решений было пресечение возможности повторного преступления. Так, фальшивомонетчикам отрубали обе руки, виновных в выдаче государственной тайны лишали языка, подделывателю документов или мер и весов отрубали одну руку. Судебные инстанции претерпели известную эволюцию. В древности важную роль выполняли суды в рамках общинного самоуправления они разрешали споры о земле, водопользовании и некоторые внутрисемейные конфликты.

В номах функции судей выполняли номархи. Высший надзор за чиновниками осуществляли фараон и визир. Судебные функции выполняли также храмовые служители. Судебный процесс носил обвинительный характер с устными выступлениями сторон и с письменными или устными свидетельствами. В решении указывались его законные мотивы. Судебная иерархия установилась только в уголовных делах. Мелкие дела рассматривались чиновниками на местах, крупные слушались с участием фараона, либо великого визира.

Идеалом судебного решения считалась строгая справедливость, даже если речь шла о заговоре против фараона реальный эпизод времен Рамзеса III после 1198 г. до н.э В одной из инструкций начала 2-го тысячелетия до н.э. фараон наставлял визира, чтобы тот судил все случаи в соответствии с законом, и это значило, что нужно уважать справедливость. В некоторых хвалебных надписях упоминается деятельность фараона в качестве законодателя он диктует, а приглашенный писец записывает его установление.

Законность как атрибут правления упоминается в документах, а также в более поздних описаниях греческого историка Геродота. При этом земная законность, согласно преданию, полностью согласуется с законами, установленными богами. Решению дел обычно предшествовало письменное производство жалоба и ответ на нее, возражение на это, ответ и новое опровержение. О судебной атмосфере можно составить представление по документу XIV в описывающему судебную процедуру у вельможи, главного чиновника города Фивы, древней столицы государства.

У самого вельможи седалище со спинкой, рядом с ним - жезл, под ногами и за спиной - кожаная подушка. По обе стороны от него разложены 40 кожаных свитков с законами. Его окружают 10 вельмож, начальники и заведующий канцелярией по приему посетителей. Наказания выносятся соответственно проступку. Если спор идет о земельных участках пашнях, то заведующему пашнями дается трехдневный срок на представление документов. Законодательные установления иногда оформлялись в отдельные собрания и именовались дневниками. Это были сборники указов и прецедентов для использования в судебной палате.

На технику изготовления законов в древнеегипетском государстве проливает свет указ фараона Хоремхеба сер. XIV в. до н.э В нем повествуется о том, как, ища благое дело для Египта, исследуя дела, фараон самолично говорит в виде указа, а писец с прибором и свитком записывает согласно всему тому, что сказал его величество. В этом же указе перечислены критерии подбора на должность судей немногоречивые, благонравные, умеющие судить, слушающие речь царя и законы судебной палаты. Цель судейского участия в делах управления государством выглядит очень древней по происхождению и назначению - умиротворение конфликтующих и непослушных.

Все наказания отличались жестокостью телесные мучения битье и членовредительные действия нанесение рваных ран, с обращением в рабство за совершаемые преступления. Умерщвление раба наказывалось смертью наравне с убийством египтянина. То же наказание угрожало клятвопреступнику. 3. Архитектура.

Храмовые сооружения. В эпоху среднего царства 21-18 вв. до н.э. появляется новый тип заупокойного храма. Ярчайший образец - храм Ментухотепа I в долине Деир-эль-Бахари западный берег Нила. Первое, бросающееся в глаза новшество, изменение местности не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья. Второе - усложнение композиции заупокойного храма, состоящего из двух террас, расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой.

Горизонтальная распластанность террас, подчеркнутая пологим пандусом, как бы притормаживается, вертикальными портиками, идущими по фасаду и по бокам храма. За основным ядром комплекса шел небольшой открытый двор, окруженный колоннадой. Он вел во второй гипостильный зал первый - нижняя терраса и помещения, вырубленные в скале. К этому добавлялся нижний храмик или пропилеи и дорога, огражденная с двух сторон стенами и соединяющая храмик с главным заупокойным ансамблем.

Дополнительными элементами этого архитектурного комплекса были каменные раскрашенные статуи царя, стоявшие на дороге, и сад с двумя бассейнами перед первым гипостильным залом. От заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка к храмовой архитектуре Нового царства, одним из наиболее ранних образцов которой был заупокойный храм царицы Хатшепсут нач. 15 в.до н.э. .Он возведен уже в знакомой нам долине Деир-эль-Бахари архитектором Сенмутом, рядом с храмом Ментухотепа I. Самая главная новация - захоронение отдельно от храма.

Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах. Ансамбль же состоит в целом из тех же элементов, что и храм соседа, но с тенденцией к большей грандиозности три террасы, возвышающиеся одна над другой, имеют большие масштабы богатейшие декорации, широкое использование скульптур свыше 250 статуй, обилие колоннад, деревья и искуственные пруды, размещавшиеся и на террасах. Идея пространственно развитого храмового комплекса, подчиненного принципу центральной оси, наиболее полное и совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора на восточном берегу Нила в Фивах, посвященных богу Амону-Ра 16-15 вв. до н.э Основными элементами сложного и гармонического целого были следующие объемные и пространственные компоненты молельня, коронный зал, открытый двор. Они выстраивались по одной оси, продолжавшейся за стенами длинной аллеей со сфинксами.

Чередование их акцентировалось огромными пилонами - входами, представляющие собой плоские трапециевидные формы, возвышающиеся над остальными архитектурными объемами храмового комплекса. Перед пилонами размещались огромные скульптурные статуи фараонов и обелиски.

Основным средством архитектурной выразительности была колонна в карнакском храме их 270, в луксорском - 151. Характерная черта этих колонн - использование растительных материалов колонны напоминают связки гигантских папирусов и лотоса. Одним из наиболее совершенных храмовых ансамблей среди египетских архитектурных памятников является Луксорский храм, называвшийся Ипет- Рес. В большей своей части построен архитектором Аменхотепом-младшим в 15 в. до н.э. Рассмотрим его план в нем нетрудно выделить три основные части.

Первая - вытянутый прямоугольник, обозначающий первый открытый двор с колоннадой по центральной оси около 20 м высоты с капителями в виде цветущего папируса вторая - квадратная, обозначающая второй открытый двор, обнесенный двухрядной колоннадой третья - самая обширная, прямоугольная, обозначающая комплекс помещений, расположенных по центральной оси святилища и молельни со статуями богов и рядом с ней кладовые. Эта третья часть начинается вестибюлем с 32 колоннами.

Постепенное движение к молельням через величественно-гигантские заросли каменного папируса имело и световую драматургию от ярко освещенного солнцем двора, через сумрак колонного зала, куда свет проникал сквозь верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку искусственно освещенной молельни. Недаром некоторые ученые считали, что египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели пространством для пребывания.

И завершает основную линию архитектуры культовых памятников Древнего Египта комплекс, состоявший из Дворца и заупокойного храма Рамсеса II в Фивах, и два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле Нубия, которые полностью высечены из скального массива, включая четыре 24-метровые статуи Рамсеса на фасаде. Они сохраняли основные композиционные принципы храмовых комплексов Нового царства, максимально акцентируя при этом идею прославления фараона.

Пирамиды. Пирамиды и Сфинкс, который впрочем также входит в состав погребального комплекса пирамиды Хефрена, принадлежат к наиболее характерным монументальным памятникам древнего Египта. Пирамиды были классическим типом царской усыпальницы в эпоху Древнего царства, а в менее монументальном виде, сохраняя свою внешнюю форму, возводились также для фараонов Среднего царства. Древнейшим видом гробниц царей Египта, возникшим до пирамид, были мастабы.

Слово мастаба относится уже к арабскому времени и связано с тем, что форма этих трапециевидных в разрезе гробниц напоминала арабам большие скамьи, называвшиеся мастаба. Общего названия пирамид в нынешнем значении этого слова у египтян не было. Отдельные пирамиды носили названия, связанные с именами фараонов, которым они принадлежали и в написании оканчивались знаком Пирамида Хеопса называлась, например, Гор обитает на горизонте , Хефрена - Велик Хефрен, а Микерина - Божественен Микерин. Возможно, что греческое слово пирамида происходит от египетского выражения per-em-us т.е. от термина, означавшего высоту пирамиды. Древнейшие царские гробницы, относящиеся ко времени 1 династии, имели форму мастаб и сооружались из кирпича-сырца.

Они строились в Нагада и Абидосе в Верхнем Египте, а также в Саккаре, где находился главный некрополь Мемфиса, столицы правителей первых династий. В наземной части этих построек находились молельни и помещения с погребальным инвентарем, в подземной - погребальные камеры. Особого внимания заслуживают остатки двух царских мастаб в Нагада и Саккаре с архитектурной обработкой фасадов.

Первая из них, относящаяся ко времени 1 династии, открытая французским ученым Жаком де Морганом, имеет фасад, расчлененный выступами, напоминающими фасад царского дворца. Вторая - мастаба Анджиба в Саккаре, называемая также мастабой Небетки, сооруженная также в период 1 династии, первоначально имела с трех сторон ступенчатую форму, а с четвертой - вид вертикальной стены.

В позднейший период мастаба Небетки была значительно расширена, а ее наружная стена была украшена выступами, напоминающими обработку фасада мастабы из Нагада. Ныне считается, что мастабы типа гробницы Небетки послужили образцом для Имхотепа, строителя знаменитой ступенчатой пирамиды Джо-сера, второго правителя III династии. Деятельность Имхотепа, который был верховным сановником и начальником всех строительных работ Джосера, ценились уже в древнем Египте.

В позднейшее же время Им-хотепа считали прорицателем, покровителем науки и медицины, а греки отождествляли его с Асклепием. Комплекс наилучшим образом сохранившихся мастаб тинитских династий, а также пирамид эпохи Древнего царства, находится на территории крупнейших царских некрополей на западном берегу Нила, в пустыне, в районе древней столицы Египта - Мемфиса. Эти некрополи ныне носят названия расположенных здесь арабских селений, таких как Абу-Роаш, Гизэ, Саккара, Дашур, Медум. Они тянутся начиная от Дельты Нила вдоль его западного берега в сторону Фаюмского оазиса - района, где позже сооружались пирамиды фараонов Среднего царства, расширившие территорию царских некрополей в южном направлении.

При III династии некрополь в Саккаре обогатился новым, доминирующим архитектурным комплексом, каким стала знаменитая ступенчатая пирамида Джосера вместе с ее погребальным ансамблем. Археологические изыскания велись здесь уже с начала XIX века. Новейшие исследования позволяют предположить, что Имхотеп возвел эту постройку на более ранней мастабе, выстроенной в этом месте для предшественника Джосера, его старшего брата фараона Санахта, которого Манефон считает основателем III династии.

Не исключено, что сохранившаяся до сих пор пирамида Джосера, имеющая шесть уступов, некогда облицованных блоками известняка сохранились их остатки, является лишь сердцевиной огромного первоначального сооружения. Ибо мы не знаем, была ли эта облицовка окончательной наружной отделкой постройки или же, как позже в Медуме, ее внутренней частью, поскольку проект придания этой гробнице так называемой классической формы не был, по-видимому, осуществлен.

Пирамида в процессе строительства неоднократно расширялась - окончательная площадь, которую она занимает, имеет размеры 140 х 118м высота пирамиды достигала около 60 м. Первоначально вход в пирамиду с ее северной стороны вел по лестнице вниз. Второй вход находился в полу заупокойного храма, примыкающего к пирамиде также с северной стороны.

У ее восточной стены находился сердаб, выстроенный из блоков известняка, близких по размерам к блокам, которым была облицована пирамида. В сердабе была найдена статуя сидящего фараона, находящаяся ныне в собрании Египетского музея в Каире. Погребальная камера помещалась под первоначальной мастабой, примерно по середине и, таким образом, к югу от центра позднейшей пирамиды. Возможно, что внутри этой камеры, выложенной красным ганитом, находился деревянный саркофаг.

К востоку от склепа были открыты два помещения, облицованные великолепными голубыми фаянсовыми плитками, часть которых ныне хранится в каирском музее. Под пирамидой были обнаружены также подземные галереи с двумя алебастровыми саркофагами, кроме этого, там было найдено 30 000 каменных сосудов, многие из которых были разбиты камнями обрушившегося потолка коридора. Целый погребальный комплекс пирамиды Джосера занимал площадь в 500 х 280м и был окружен расчлененной выступами стеной, напоминавшей стены крепостных сооружений.

Коме одного настоящего входа, эта ограда имела тринадцать ложных дверей. К югу от пирамиды Джосера была обнаружена с такой же планировкой погребальных камер возможно, что она была сразу же задумана как сооружение, непосредственно связанное с главной пирамидой, т.е. как так называемый пирамида-саттелит. Ее наружные стены венчал фриз с изображением кобр. В пределах территории погребального ансабля находился также комплекс молелен, посвященных царскому юбилею, называвшемуся хебсед. Они были накрыты характерными выпуклыми крышами, поддерживаемыми каннелированными полуколоннами.

Стволы этих колонн не имели капителей, они были украшены спускающимися с двух сторон рельефными листьями. Имхотеп сумел гениально претворить в камне некоторые формы, свойственные прежней архитектуре, главным строительным материалом которой был кирпич-сырец и тростник. Колонны, вкопонованные в столбы главного коридора, который вел в святилище, имеют каннелюры, напоминающие на первый взгляд ионические колонны.

В действительности же они являются монументальным повторением в камне формы пучков тростника. Иные полуколонны, украшающие стены, увенчаны капителями в виде раскрытых цветков лотоса. Сама кладка стен из тщательно обтесанных продолговатых блоков известняка напоминает технику кирпичной кладки. Архитектура Имхотепа, имевшая значительные новаторские, творческие достижения, не лишена была, однако, и недостатков.

Применение в каменном зодчестве элементов, характерных для сооружений из кирпича, тростника и дерева, не всегда было удачным, поскольку архитектурные возможности нового материала т.е. камня не были еще в то время полностью осознаны. Наиболее знаменитый комплекс царских пирамид времени IV династии находится подле нынешнего селения Гизэ. Этот некрополь египтяне называли- на склоне высоты. Три знаменитые пирамиды - усыпальницы Хеопса, Хефрена и Микерина являются классическими примерами такого рода сооружений.

Их строители вполне овладели техническими и декоративными возможностями камня - нового материала, введенного в монументальное строительство. Форма этих пирамид берет свое начало в архитектуре Имхотепа, а одним из этапов ее формирования была находящаяся в Медуме многократно перестраивавшаяся пирамида Снофру, первого фараона IV династии или его отца Хуни. Грандиозную пирамиду Хеопса греки считали позже одним из семи чудес света. Угол наклона пирамиды Хеопса равен 51 52 , Хефрена - 52 20 , Микерина - 51 . При этом стоит обратить внимание на факт, что начиная с северной гробницы в Дашуре пирамиды приобретают все более стройные, вытянутые пропорции - угол подъема стен усыпальниц VI династии в Саккаре составляет 65 пирамиды Тети и Пепи II , а в мероитскую эпоху гробницы имеют уже форму высокой удлиненной вверх пирамиды. Когда речь заходит о пирамидах, читатель или турист вспоминает обычно пирамиду Хеопса.

Действительно, эта пирамида наиболее грандиозна и монументальна, а совершенство ее пропорций является результатом сложных математических рассчетов.

Ее высота достигала 146,59 м, длина каждой из четырех сторон основания - 230,35 м. На сооружение пирамиды понадобилось 2 590 000 м2 глыб камня, нагроможденных на поверхности величиной около 54 000 м2 Облицовка ее наружных стен была по-видимому покрыта плотным слоем штукатурки и именно с этим связано арабское название раскрашенная пирамида. Пирамиде Хеопса посвящена огромная литература, которую часто трудно назвать научной.

Авторы многих книг и трудов старались открыть в цифрах, определяющих пропорции этой постройки, мистический смысл. Иные считали ее творением цивилизации, прибывшей из Атлантиды, превращенным позже в гробницу Хеопса. Множество недоразумений возникло в связи с планировкой ее внутренних коридоров и так называемой главной царской камеры с пустым саркофагом. Как известно, от этого помещения наружу ведет под углом узкий проход - вентиляционный канал, а над камерой находится несколько пустых разгрузочных помещений, сооруженных для того, чтобы уменьшить огромное давление каменной массы.

Основание пирамиды, расположенное на 30-й параллели, было ориентировано на четыре стороны света, но в связи с перемещением в течение веков точек весеннего и летнего равноденствия эта ориентировка уже не так точна, как прежде. Геродот История, II, 124 рассказывает, что сооружение Большой пирамиды длилось 30 лет, из которых 10 лет заняло строительство дороги для подъема каменных блоков, 20 же лет велось строительство самой пирамиды.

При постройке гробницы Хеопса в течение каждого трехмесячного строительного цикла непрерывно работало по 100 тысяч человек. Точные подсчеты количества использованных строительных блоков и облицовки, размещения бригад рабочих и т.п. подтверждают правильность сведений Геродота, более того - если бы мы разрабатывали план осуществления такого сооружения, прибегая к помощи кибернетики, мы пришли бы к именно таким оптимальным данным.

Возведение пирамиды, требовавшее большой концентрации рабочей силы, являвшееся при этом чрезвычайно длительным процессом 20-30 лет, не могло обойтись без некоторых переделок и отклонений от первоначального проекта, вводившихся в процессе строительных работ. Следует не забывать о том, что пирамида Хеопса является первой целиком законченной пирамидой, угол наклона стен которой является наиболее правильным решением для конструкций такого типа. Предполагается, что осуществление такой постройки могло вестись только по планам и рисункам и что в процессе работ строители пользовались также макетом, наподобие того, как это часто делается ныне при строительстве крупных сооружений.

Он решился выдвинуть даже гипотезу, которая сначала может вызвать сомнение у каждого египтолога, согласно которой три, так называемые малые пирамиды, расположенные с восточной стороны Большой пирамиды, были макетами-моделями в масштабе примерно 1 5 , отражающими три этапа изменений проекта Большой пирамиды.

Считают, что во время строительства пирамиды произошел некоторый перерыв в доставке гранита, и во избежание простоя большую галерею протянули выше, чем предполагалось ранее, что в свою очередь вызвало отклонение погребальной камеры от главной оси пирамиды. Возможно, что с целью передать давление огромной тяжести кладки при новом расположении склепа, над его перекрытием была сооружена разгрузочная конструкция, состоящая из пяти рядов гранитных блоковые пустотами между ними, задачей которой было обеспечить, возможно, большую прочность гранитного потолка склепа.

После окончания постройки оказалось, однако, что сооружение этой конструкции было недостаточной мерой для предохранения погребальной камеры. Давление огромной каменной массы на неправильно расположенный склеп было настолько велико, что его перекрытие треснуло. Трудно себе представить, чтобы фараона могли похоронить в поврежденной погребальной камере. Вот почему в ней так и не было обнаружено остатков царского саркофага. Сама пирамида представляет собой лишь часть, а вернее главный элемент целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом.

Похоронная процессия с останками фараона, покинув дворец, направлялась к Нилу и на ладьях переправлялась на западный берег реки. Вблизи некрополя по узкому каналу процессия подплывала к пристани, где начиналась первая часть церемонии, происходившая в так называемом нижнем заупокойном храме.

От него вел крытый коридор либо открытый пандус, по которому участники церемонии проходили в верхний храм, состоящий из главного коридора, центрального двора и - со времени Микерина - пяти ниш, где устанавливали статуи пяти фараонов. В глубине помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником. Рядом с верхним заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась собственно пирамида, вход в которую в период Древнего царства располагался в северной стене после помещения тела фараона в подземной погребальной камере он старательно замуровывался.

С четырех сторон пирамиды в углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи предназначенные для путешествий фараона - живого Гора - по потустороннему миру. Недавно открытая ладья, находившаяся у пирамиды Хеопса, имеет 40 м длины. Вблизи каждой пирамиды находился огромный могильник с мастабами, служившими усыпальницами для египетской знати. Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, будучи тесно связан с давно уже сложившимся царским погребальным ритуалом, отражает одновременно господствовавшие тогда в Египте общественные отношения.

В этом городе мертвых, как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было по существу главной идеей пирамиды. У подножия усыпальницы фараона хоронились царские приближенные, влиятельные сановники и высокие должностные лица, с которыми царь сталкивался в своей земной жизни и близость которых могла быть ему приятна в загробном мире. Для важных государственных сановников, являвшихся исполнителями царской власти, возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно, наивысшей честью.

Ибо, таким образом, и по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти. Когда наклонную плоскость, сооруженную строителями пирамиды Хеопса для подъема камня, переделывали в пандус, ведущий из нижнего храма Хефрена в верхний, в ее самом начале была оставлена грандиозная глыба известняка, напоминающая силуэт лежащего льва. Эта скала была остатком каменоломни, откуда доставлялся строительный материал при сооружении Большой пирамиды.

Именно таково, по мнению египтологов, происхождение Большого сфинкса. Естественной скале был придан вид львиной фигуры, имеющей 57 м длины и 20 м высоты, с портретной головой Хефрена в традиционном головном уборе - царском платке. Таким образом, возник символ стража храма, о распространении культа которого свидетельствуют некоторые вотивные стелы, найденные в Гизэ. Таинственный образ сфинкса был обращен лицом к восходящему солнцу.

Пески пустыни уже в древности засыпали Сфинкса и со временем на поверхности виднелась только одна голова. По всей вероятности он давно выглядел таким, каким увидели его солдаты армии Бонапарта и каким запечатлел его Денон. Сфинкс расчищался от песка при Тутмосе IV, который создал между его лапами нечто вроде молельни, посвященной памяти своих покойных предков.

Этот же фараон приказал построить вокруг Сфинкса стену из кирпича-сырца. Песчаные бури, однако, по-прежнему засыпали каменную статую, которую неоднократно приходилось расчищать и позже. Популярность культа сфинкса выразилась в эпоху Нового царства в широком распространении его скульптурных повторений. В частности, сооружались целые аллеи сфинксов, ведущие к храмам. Приемники Хеопса Хефрен и Микерин тоже выстроили себе великолепные пирамиды, хотя уже меньшие по размерам.

С восточной стороны пирамиды Хефрена, на продолжении ее оси, находится верхний заупокойный храм, имеющий в плане форму вытянутого прямоугольника, занимающий площадь 112 х 50м. Его задняя стена примыкает к стене, окружающей пирамиду. Мы имеем здесь дело со сложившимся типом заупокойного храма эпохи Древнего царства, состоящего из двух основных частей - первое, доступной для верующих и второй, куда допускались лишь избранные. Пандус, соединявший верхний храм с нижним, при разнице уровней, составлявшей более 45м, имел длину 494м, а ширину 4,5м. Частично высеченный в скале он был выложен внутри плитами известняка, а снаружи гранитом.

Первоначально это был по-видимому крытый коридор, освещавшийся через отверстия в потолке. Не исключено также, что его внутренние стены были некогда украшены рельефами. Одним из наиболее великолепных и хорошо сохранившихся монументальных сооружений Древнего царства является нижний храм Хефрена. Этот храм, имеющий в плане форму квадрата со стороной 4,5м, построен из больших блоков гранита.

Его стены имеют легкий наклон и в связи с этим он производит впечатление огромной мастабы, в особенности со стороны фасада. Два входа в храм стерегли, по-видимому, четыре сфинкса, высеченные из гранита. Посередине храма помещалось нечто вроде наоса, где возможно находилась статуя фараона. От обоих входов отходили узкие коридоры, которые вели в гипость с шестнадцатью монолитными столбами из гранита. В этом зале, имеющем форму перевернутой буквы Т, стояли двадцать три статуи сидящего фараона, выполненные из алебастра, сланца и диорита.

Стоит обратить внимание на цветовую игру полированного красного гранита, контрастирующего с алебастровыми плитами пола, а также на эффекты светотени в гипостиле. Этот зал, ныне лишенный перекрытия, освещался первоначально с помощью небольших отверстий в потолке, через которые проходил свет, падающий отдельно на каждую статую. Третьим монументальным сооружением комплекса в Гизэ является пирамида Микерина.

Как и предыдущие пирамиды, она имеет в плане квадратное основание, каждая сторона которого равна 108,4 м. Первоначально пирамида достигала в высоту 66,5м, а угол наклона ее стен составлял 51 . Интересно, что для строительства этой наименьшей из трех пирамид были употреблены наиболее крупные по величине блоки. Нижняя часть гробницы была облицована гранитом, в большинстве своем не полированным, а ее верх - белым известняком из Туры. Стоит упомянуть еще об одной пирамиде времени IV династии - гробнице фараона Реджедефа, расположенной неподалеку от Гизэ, около селения Абу-Роаш. Реджедеф был по-видимому сыном Хеопса и его жены ливийки.

Он убил своего старшего брата Каваба, матерью которого была египтянка. Реджедеф правил всего лишь восемь лет, а после его смерти власть перешла к его младшему брату - Хефрену. Пирамида Реджедефа является наиболее выдвинутой к северу царской гробницей. Эта постройка, по-видимому никогда не завершенная, была задумана в монументальном стиле как сооружение, достойное преемника Хеопса.

Стены ведущих вниз коридоров, также как и стены погребальной камеры, были выложены большими блоками известняка и гранита толщиной около двух метров. Сохранившиеся следы облицовки нижних частей наружных стен пирамиды свидетельствуют, что они были также отделаны гранитом. Над погребальной камерой пирамиды находилась по всей вероятности разгрузочная конструкция - также как и в пирамиде Хеопса. Пирамида, находящаяся в южной части Саккары, примыкающая к возделываемым полям, известна под названием Харам эшь-Шауаф. Эта усыпальница принадлежала фараону Джедкара-Асеси. Она имеет в плане форму квадрата, каждая сторона основания которого равна 80 м высота пирамиды достигала 24 м. Пирамида была возведена из грубо отесанного известняка, ее облицовка не сохранилась.

Пирамида Унаса была выстроена к юго-западу от пирамиды Джосера. Ныне она представляет собой почти совершенную руину. Высота сохранившейся сердцевины пирамиды достигает сейчас только 19 м, первоначально же она имела в высоту 44 м. Сторона ее квадратного в плане основания равна 67 м. До сегодняшнего дня сохранились следы старательно обработанной облицовки из белого известняка.

Вход в пирамиду был расположен снаружи, с северной стороны. План подземных помещений пирамиды Унаса повторяется в иных пирамидах, принадлежавших фараонам VI династии - Тети, Пепи 1, Меренра и Пепи II. В преддверии, находящемся перед погребальной камерой, были открыты знаменитые Тексты пирамид - заклинания, где говорится о погребальном ритуале и жизни фараона в загробном мире. Эти тексты, написанные в виде вертикальных столбцов голубовато-зеленой краской, являются наиболее ранним примером такого рода надписей.

В период VI династии некрополь в Саккаре обогатился несколькими царскими гробницами и довольно большим количеством мастаб вельмож. Первый правитель этой династии, фараон Тети выстроил себе гробницу к северо-востоку от пирамиды Усеркафа по прямой линии от усыпальницы Джосера и упомянутой выше гробницы царя V династии.

Название этой пирамиды - Джед-сут восходит вероятно к названию столицы нома - Мемфиса, употреблявшемуся в гераклеопольский период и в начале Среднего царства. Ныне эта постройка представляет собой руину. Целиком разрушена также пирамида фараона Пепи 1, выстроенная на центральном плоскогорье Саккары. Ко времени XII династии, при которой царский некрополь расширился от Саккары вдоль Нила, относятся несколько пирамид меньших размеров, расположенных вблизи гробницы Тети. В Дашуре, к востоку от усыпальницы фараона Снофру было выстроено в это время три пирамиды.

Наиболее ранняя, расположенная между двумя другими пирамидами, принадлежала Аменхотепу 1, к северу от нее находилась гробница Сену-серта III, а к югу - Аменемхета III. В этот период складывается новый тип конструкции пирамиды, меньшей по размерам по сравнению с пирамидами IV династии. Первоначально возводили расходящиеся в виде лучей либо имеющие форму креста внутренние стены пирамиды, образующие треугольники, которые затем засыпались песком или кирпичом-сырцом.

Пирамида облицовывалась после этого известняком. Некоторые пирамиды царей Среднего царства сооружались целиком из кирпича-сырца, укладывавшегося непосредственно на площадке. Иногда ядром пирамиды служила естественная скала. Удивительно, что при этой более дешевой системе строительства пирамид наиболее употребительными строительными материалами были в это время кирпич-сырец и песок иные элементы убранства гробниц были весьма дорогими в связи с все более широким применением алебастра и кварцита. К югу от Дашура, в местности Лишт, находятся окруженные мастабами знати руины двух пирамид фараонов XII династии - Аменемхета 1 и Сенусерта 1, а также две связанные с ними большие пирамиды.

Аменемхет III, имевший свою пирамиду в Дашуре, решил возвести себе еще одну - в местности Хавара, где позже он и был похоронен. От пирамиды осталась только сердцевина, ранее же целая эта постройка была облицована тонкими плитками полированного известняка. Ее высота достигала 58 м, а угол подъема - 48 45 . К югу от этой пирамиды сохранились развалины сооружения, которое было одним из наиболее великолепных архитектурных памятников Египта - знаменитого Лабиринта, вызывавшего у греческих путешественников еще больший восторг, чем пирамиды.

Ныне от него осталось лишь большое поле, засыпанное известняковым щебнем и фрагменты колонн, ибо начиная с римского времени эта постройка служила огромной каменоломней, откуда брали сырье для известеобжигательных печей.

Некоторые исследователи считают эти руины остатками заупокойного храма Аменемхета III, однако, уже самые размеры их площади 300 X 244 м, на которой поместились бы все вместе взятые огромные храмы Карнака и Луксора, исключают правильность этого суждения. Искусство древнего Египта в большей степени, чем какого-либо другого периода художественного творчества, является отражением конкретной, реальной действительности на разных этапах ее исторического развития.

Это касается не только изобразительного искусства, но и архитектуры. Древние египтяне считали земную жизнь всего лишь кратким эпизодом вечного существования. Именно поэтому для строительства домов, резиденций вельмож и царских дворцов они употребляли не слишком прочные материалы, а прежде всего сырцовый кирпич. Иначе выглядело дело с сооружением жилищ для бессмертной души фараона и знати, которые также как и храмы богов сооружались из камня.

О прочности этих построек, устоявших наперекор времени и систематическим разрушениям, свидетельствуют сохранившиеся до нынешнего времени памятники. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Краткая характеристика культуры Древнего Египта

Здесь, как и во всякой другой цивилизационной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также редкие периоды… Там были фараоны и советники, князья номов и воины, жрецы и писцы, торговцы,… Существенный фактор развития древнеегипетской цивилизации составляли природные условия. Грандиозный контраст между…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Черты правовой системы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Изобразительное искусство
Изобразительное искусство. Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной форм, композиционного решения становятся

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги