Культурная морфология О.Шпенглера "Закат Европы"

МОСКОВСКИЙ ПЕДОГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. ЛЕНИНА ОТДЕЛЕНИЯ СЭП ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦЕПЛИНЕ ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НА ТЕМУ КУЛЬТУРНАЯ МОРФОЛОГИЯ О. ШПЕНГЛЕРА ЗАКАТ ЕВРОПЫ Научный руководитель Выполнил Студент 1 курса гр. Очного отделения Черников А.С. 2002г. Содержание.Введение .3 Глава 1 Создание шедевра 4 Глава 2 Идеи Шпнглера 4 Глава 3 Освальд Шпенглер и Закат Европы 5 Глава 4 Кризис Западной культуры .18 Глава 5 Предсмертные мысли Фауста .27 Глава 6 Непреодоленный рационализм .34 Глава 7 ШПЕНГЛЕР И ПОЛИТИКА 46 Глава 8 ШПЕНГЛЕР И НОВАЯ ГЕРМАНИЯ 47 Глава 9 В ТЫСЯЧЕЛЕТНЕМ РЕЙХЕ 48 Заключение 49 Список использованной литературы .50 Введение Книга Шпенглера не просто книга не та штампованная форма, в которую ученые последних десятилетий привыкли сносить свои мертвые знания.

Она создание если и не великого художника, то все же большого артиста.

Образ совершенной книги Ницше иной раз как бы проносится над ее строками. В ней все, как требовал величайший писатель Германии, лично пережито и выстрадано, все ученое впитано глубиной, все проблемы переведены в чувства, философские термины заменены словами, вся она устремлена к катастрофе. Книга Шпенглера творение - следовательно организм - следовательно живое лицо. Выражение ее лица - выражение страдания.

Двумя непримиримыми противоречиями жива книга Шпенглера. Двумя горькими, трагическими складками пересекают эти противоречия ее умный, ее страстный лоб. Шпенглер бесконечно у ч е н он сам говорит, что сделанное им открытие запоздало потому, что со смерти Лейбница ни один философ не владел всеми методами точного знания.

Математика и физика, история религий и политическая история, все искусства, в особенности архитектура и музыка, судьбы народов и культур - все это странно сплетаясь друг с другом, составляет единый предмет Шпенглеровских размышлений. Эта широкая ученость соединяется в Шпенглере с глубоко осознанной и принципиально провозглашенной антинаучностью философского мышления. Его книга дышит полным презрением ко всем вопросам современной научной философии, к вопросам методологии и теории знания.

Некоторым уважением отмечено разве только имя Канта. Системы Фихте, Гегеля, Шеллинга прямо названы нелепицами. Из новейших мыслителей вскользь и полупрезрительно упоминаются лишь Эйкен и Бергсон. Всего неокантианства для Шпенглера просто не существует это мертвый остаток некогда живой мысли профессорствующая философия и философствующие профессора. Кто же подлинные философы XIX-го века? Выбор странен и вызывающе привередлив - Шопенгауэр, Вагнер и Ницше, Маркс и Дюринг, Геббель, Ибсен, Стриндберг и Бернард Шоу. В свете такой ненаучности большая ученость Шпенглера производит на современный научный взгляд странное впечатление чего-то тщетного, неиспользованного, неприкаянного, чего-то эмпирически живого, но трансцендентально мертвого, какой-то трагически праздной красоты пышных и нарядных похорон.

К этому первому противоречию Шпенглеровской книги присоединяется второе Шпенглер выраженный скептик, понятия абсолютной истины для него не существует. Абсолютная истина - абсолютная ложь, пустой лживый звук. Идеи так же смертны, как души и организмы.

Истины математики и логики так же относительны, как биологии и богословия. Трансцендентальная вечность знания так же химерична, как вечность трансцендентального бытия. Но безусловный скептик, Шпенглер одновременно мужественный пророк. Содержание его пророчества - смерть европейской культуры. Пройдет немного столетий и на земном шаре не останется ни одного немца, англичанина и француза, как во времена Юстиниана не было больше ни одного римлянина.

Пророк-скептик, возможно ли более противоречивое сочетание? Разве пророк не всегда посланник вечности и бытия? Разве без ощущения вечного бытия в груди возможен пророческий голос? Возникает вопрос быть может Шпенглер вовсе не пророк, а только пациент современной Европы в безответственно взятой на себя роли пророка. Состояние, в котором Шпенглер пишет свою книгу - чувство одержимости своим открытием. Он убежден, что говорит вещи, которые никому не снились, никогда никому не приходили на ум, что он ставит проблему, которую в ее немом величии еще никто никогда не чувствовал, что он высказывает мысли, которые до него никем еще не были осознаны, но в будущем неизбежно заполнят сознание всего человечества. Книга Шпенглера безусловно книга подлинного пафоса, временами, однако, досадно опускающегося до некоторой личной заносчивости, почти надменности.

Настроение, которое остается от нее, настроение тяжести и мрака. Умирая, античный мир не знал, что он умирает, и потому наслаждался каждым предсмертным днем, как подарком богов.

Но наш дар - дар предвидения своей неизбежной судьбы. Мы будем умирать сознательно, сопровождая каждую стадию своего разложения острым взором опытного врача. Вот строки, которые я избрал бы эпиграфом эмоционального содержания Заката Европы. Помещенные в конце книги, скупой на всякую откровенную лирику, они производят сильное впечатление безнадежной горечи, но и спокойной гордости.

Глава 1

Создание шедевра

Шпенглер всматривается в темнеющие дали истории бесконечное мелькание ... Эстетическое благополучие такой встречи предполагает между встречающим... Пусть сам Шпенглер пытается объяснить этот факт тем, что западная, фау... Ницше в последний раз открывает его тайну в понятии воли к власти , Ва... Точно также нет единой математики. Число, как величина, мера - в антич...

ШПЕНГЛЕР И ПОЛИТИКА

Поистине, Шпенглер оказался великим провидцем, но только на короткое в... Буржуазию Шпенглер трактовал не как сословие, а как скопление людей уж... рукопись была завершена. Центральное место во втором тома занимали тем... Цезаризм и стремление к созданию мировых империй Шпенглер рассматривал... Вот только исчез ли он окончательно? Глава 8 .

ШПЕНГЛЕР И НОВАЯ ГЕРМАНИЯ

Его поглотила работа над большим чисто философско-антропологическим со... Фрагменты из архива. он голосовал за НСДАП. Хорошие перспективы, он считал, имеет и Россия, но только после освобо... В Достоевском открывается тайна России.

В ТЫСЯЧЕЛЕТНЕМ РЕЙХЕ

расхождения между Шпенглером и новым режимом неуклонно нарастали. Гитл... Здесь следует иметь в виду следующее обстоятельство Шпенглер никогда н... Хотя можно вспомнить, что большим почитателем Шпенглера были антигитле... Сейчас имя Шпенглера и его идеи принадлежат истории. Очевидно, что из ... Но главное все же в другом.

Заключение

Заключение. Осенью 1911 г. в Мюнхен из Гамбурга перебрался скромный гимназический учитель Освальд Шпенглер. О том, что он напишет Эпохальную книгу он знал уже в 10 лет. В Мюнхене возник замысел его книги. Он писал о себе Я трус, робкий беспомощный трус. Если по сей день что-либо защищает меня, так это привычка уверенно держаться он все больше замыкался в себе. Исходным пунктом философии Шпенглера выступала противоположность истории и природы Математика и принцип причинности ведут к естественному упорядочиванию явлений, хронология и идея судьбы - к историческому. Шпенглер определил проблему тем, что философы, пытаясь дать характеристику чего-либо, не учитывают, нет общей связи с их понятиями и культурой других народов, времен.

В основе Заката Европы не лежит аппарата понятий, в основе его лежит организм слов. Понятие - мертвый кристалл мысли, словно ее живой цветок. Понятие всегда одномысленно, самотождественно и раз навсегда определено в своей логической емкости.

Слово всегда многомысленно, неуловимо, всегда заново нагружено новым содержанием. Закат Европы сработан Шпенглером не из понятий, но из слов, которые должны быть читателем прочувствованы, пережиты, увидены. Слов этих в Закате Европы в сущности очень немного. Каждое бодрствующее сознание различает в себе свое и чужое. Все философские термины указывают по Шпенглеру на эту основную противоположность. Кантовское явление , Фихтевское я, воля Шопенгауэра - вот те термины, нащупывающие в сознании некое свое. Вещь же в себе, не я, мир как представление, указывают, наоборот, на некое чужое нашего сознания.

Шпенглер не любит терминов и потому он покрывает различие своего и чужого многомысленной противоположностью многомысленных слов, называя свое - д у ш о ю, а чужое - м и р о м. Шпенглера трудно передать, его надо самому почувствовать, освоиться с ним, сжиться. Раз начавши изучать его, можно либо бросить на втором десятке страниц, либо быть увлеченным до конца.

Деловито прочесть его, как читают серьезную книгу, значит пройти мимо него. Не поддаться на время тончайшему соблазну его философской пышности - значит ничего не увидеть из мира его идей. Работа над вторым томом Заката Европы, который Шпенглер хотел завершить к весне 1919 г была прервана в связи с бурными событиями в Германии, переключившим его внимание на другие проблемы. К тому же ожесточенная полемика вокруг его книги заставила Шпенглера еще раз продумать концепцию, и лишь в апреле 1922 г. рукопись была завершена. Выход Заката Европы сделал Шпенглера знаменитостью во всей Германии.

От восторженных читателей он получал множество писем. Шпенглер был принят в высший совет Мюнхена. Ими заинтересовались в так называемых национально мыслящих кругах политиков и предпринимателей. В 1933 г. расхождения между Шпенглером и новым режимом неуклонно нарастали. Гитлер публично заявил Я не последователь Освальда Шпенглера! Я не верю в закат Запада.

Нет, я усматриваю дарованную мне Провидением миссию в том, чтобы восприпятствовать этому. Шпенглер в долгу не остался, ядовито заметил, что Закат Европы - книга, прочитанная фюрером только в объеме титульного листа. Шпенглер бесконечно у ч е н он сам говорит, что сделанное им открытие запоздало потому, что со смерти Лейбница ни один философ не владел всеми методами точного знания. Математика и физика, история религий и политическая история, все искусства, в особенности архитектура и музыка, судьбы народов и культур - все это странно сплетаясь друг с другом, составляет единый предмет Шпенглеровских размышлений. 1. О. Шпенглер Закат Европы М Мысль, 1993г. 2. О. Шпенглер Философия будущего СПб 1922г. 3. Сборник статей О. Шпенглер и Закат Европы Н.А.Бердяев , Я.М.Букшнап , Ф.А.Степун , С.Л.Франк , М Берег 1922г. 4. Артур Хюпшер Мыслители нашего времени СПб. 5. В. Сендеров Заклясть судьбу журнал Новый Мир 11 СПБ 1999г. 6. Н. Бердяев Предсмертные мысли Фауста Лит.газ 1989г. 7. Л. Барсова Закат Европы Час пик 1997г. 8. О.Шпенглер Пессимизм ли это? Ежегодник филосовского общества М Наука.1991г. 9. Б.Старостин Историософия Шпенглера в наше время Европейский альманах М Наука 1991г. 10. Л.Пономарёва О.Шпенглер и русская историко- философская мысль конца XIX столетия Европейский альманах.

М Наука 1991г. 11. С.Аверинцев Морфология культуры О.Шпенглера Ежегодник философского общества М Наука 1991г. 12. Г.Тульчинский Шпенглер и мы или Где же русско- сибирская культура? Час пик 52 1992г. 13. К.А.Свасьян Социально-политическая филосифия О.Шпенглера Социологические исследования 6 1987г. 14. Ю.Давыдов Шпенглер и война Вопр.лит. 8 1983г. СТВ 14 .Ф.А.Степун - Освальд Шпенглер и Закат Европы 15 .С.Л.Франк - Кризис Западной культуры 16 .Н.А.Бердяев - Предсмертные мысли Фауста 17 .Я.М.Букшпан - Непреодоленный рационализм.