Русская живопись от классицизма к авангардизму

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТРЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ РЕФЕРАТ на тему Русская живопись от классицизма к авангардизму Выполнила студентка 1 курса очного отделения машиностроительного факультета 060801 шифр 301513 Митюнина О.В. Преподаватель Южаков А.А. 2001 год СОДЕРЖАНИЕ. 1. РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА. 2 2. РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. 3. РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. ПЕРЕДВИЖНИКИ. 4. РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX В. 5. АВАНГАРДИЗМ. 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 26 РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА. Классицизмом от латинского слова классикус образцовый называют стиль и направление в искусстве 17 начала 19 в ориентировавшегося на наследие античной культуры как на норму и идеальный образец.

Для искусства классицизма характерна тяга к выражению большого общественного содержания, возвышенных, героических нравственных идеалов.

Главная тема искусства классицизма торжество общественных начал над личными, долга над чувством. Во второй половине ХVIII века в русском искусстве формируется стиль классицизм. Своеобразие русского классицизма заключалось в том, что его мастера обращались не только к античности, но и к родной истории, что они стремились к простоте, естественности и человечности. В классицизме нашли свое художественное воплощение идеи абсолютистского государства, пришедшего на смену феодальной раздробленности.

Абсолютизм выражал идею твердой власти, пропагандировалась вечность абсолютистского строя. Хотя полной зрелости классицизм достигает в начале ХIХ век, но уже во второй половине ХVIII портретное искусство достигает подлинного расцвета. В это время творят крупнейшие живописцы Ф. Рокотов, Д. Левицкий и В. Боровиковский, создавшие блестящую галерею портретов современников, произведения, полные глубокой мысли, воспевающие красоту и благородство стремлений человека.

Эти портреты не только донесли до нас образы многих замечательных людей, но и явились свидетельством высокого артистизма русских художников, их оригинальности, а также зрелости живописно-пластической культуры. Художники умели воссоздавать реальный образ с помощью различных живописных средств изысканных цветовых оттенков, дополнительных цветов и рефлексов, богатейшей системой многослойного наложения красок.

В ряду крупнейших русских портретистов второй половины ХVIII века наиболее своеобразным был Ф. Рокотов. Он уже молодым человеком получил широкую известность как умелый и оригинальный живописец. Его творческое наследие значительно. Рокотов уже в 1760 году ученик Академии художеств, а через три года - ее преподаватель и затем академик. Служба отвлекла художника от творчества, а официальные заказы тяготили. В 1765 году Рокотов покинул Академию художеств и переехал навсегда в Москву.

Там начался новый, творческий очень плодотворный период его жизни. Он стал художником просвещенного дворянства в независимой, а порой и вольнодумной Москве. В его произведения отразилось характерное для того времени стремление лучшей, просвещенной части русского дворянства следовать высоким нравственным нормам. Художник любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим. Люди в поздних портретах Рокотова становятся более привлекательными в своей интеллектуальности и одухотворенности. Обычно Рокотов использует мягкое освещение и все внимание сосредоточивает на лицах.

Люди в его портретах почти всегда чуть-чуть улыбаются, нередко пристально, иногда загадочно глядят на зрителя. Их объединяет нечто общее, какаято глубокая человечность и душевная теплота. По одухотворенности, живописности, общей изысканности многие портреты Рокотова имеют аналогию в портретной живописи лучших английских мастеров ХVIII века. Когда расцветало творчество Рокотова, началась деятельность другого крупнейшего живописца - Дмитрия Левицкого, создавшего серию правдивых, глубоких по характеристике портретов.

Он родился, вероятно, в Киеве и вначале учился изобразительному искусству у своего отца - известного украинского гравера. В 1770 году на выставке в Академии художеств Левицкий выступил с рядом портретов, представ сразу же зрелым и крупным мастером. За один из них - архитектора А. Кокоринова - он был удостоен звания академика. Художник еще опирается на традиции барочного портрета.

Вскоре Левицким была создана знаменитая серия портретов смолянок - воспитанниц Смольного института. Выполненная по заказу императрицы Екатерины II она принесла ему подлинную славу. Художник изобразил каждую из воспитанниц этого привилегированного дворянского учебного заведения за любимым занятием, в характерной позе. Левицкий прекрасно передал очарование молодости, счастья юной жизни, разные характеры. Интимные портреты Левицкого эпохи расцвета его творчества, который приходится на 1770-1780-е годы, представляют вершину достижений художника.

В Петербурге он написал посетившего русскую столицу французского философа Дени Дидро, нарочито изобразив его в домашнем халате и без парика. Исполнены грации, женственности в своих портретах М. Львова, пустой светской красавицей представляется Урсула Мнишек, расчетливая кокетливость присуща примадонне итальянской комической оперы певице А. Бернуцций. Левицкий по-разному относился к моделям своих портретов к одним - с теплотой и сочувствием, к другим - как бы безразлично, третьих осуждал.

Как и многие русские художники того времени, Левицкий получал за свои портреты намного меньше, чем заезжие иностранные живописцы. Он умер в тяжелой нужде глубоким стариком, до последних дней не оставляя кисти.

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Правда, и в исторической живописи происходили некоторые перемены. В научной литературе этот период обыкновенно именуют высоким классициз... Художник с большой непосредственностью воспринимает и передает особенн... Художник воспевал простых людей, не думая о противоречиях крестьянског... Большое значение придавали современники исторической живописи.

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. ПЕРЕДВИЖНИКИ

Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. Передвижники совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. И. Обитатели абрамцевского дома, конечно, понимали, что на их глазах свер... Он написал портрет своей сестры Марии Симонович Девушка, освещенная со...

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX В

В 1980-е годы Архипов написал картину Прачки, рассказывающую об изнури... В шахтерах, изображенных в его знаменитой картине Углекопы. Эти веяния в искусстве отчетливо прослеживаются в творчестве таких худ... Художник искренне любил животных и безупречно знал не только внешний в... Авангардизм франц.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . 1. Энциклопедический словарь юного художника. Москва, Педагогика 1983 г. 2. Словарь Стили в искусстве В.Г. Власов, Санкт-Петербург Лита 1998 3. Альбом Русские художники от А до Я , М Слово, 1996 4. Детская энциклопедия 12, Москва, Издательство Педагогика, 1977 5. Г. Островский Рассказ о русской живописи, Москва, Изобразительное искусство, 1987.