Государство и генезис социальных связей

Государство и генезис социальных связей.

Основные социальные и политические институты древнекитайского общества сложились в эпоху воющих царств. Две главные линии развития определяли общественные процессы этого времени во-первых, усиление имущественного и социального расслоения в родовых крестьянских общинах и ранних государствах царствах во-вторых, ожесточенное военное соперничество между царствами и необходимость централизации, объединения в единое государство. Субъектами власти-собственности в царствах были правители ваны, которые передавали часть своих прав земельной аристократии, главам родовых кланов.

Первоначально социальное, правовое, имущественное неравенство социальное, правовое, имущественное неравенство не было слишком заметным, но постепенно все большее число чиновников, аристократов, воинов и их слуг выделялось из среды общинного крестьянства и жило за их счет. С увеличением незанятого, привилегированного населения и общей массы избыточного продукта стала нарастать тенденция к индивидуализации и приватизации.

Реальной же властью правителей-воинов ослабевала, и перед ними вставала жизненно важная проблема преодолеть децентрализацию и раздробленность. Поэтому в ряде царств были проведены реформы, суть которых сводилась к изменению характера налогообложения и упорядочения централизованного управления, с учетом нарождающихся товарно-денежных, частнособственнических и рабовладельческих отношений. Наиболее успешно такие реформы были проведены в самом молодом царстве Цинь в середине IV в до н.э. министром Шан Яномю Суть реформ Шан Чна сводилась к подрыву сельской общины и могущества потомственных знатных родов.

Для этой цели были узаконены взятие в залог и скупка земли, отменены ограничения на размеры земледельческих владений. Шан Ян поощрил крупное земледелие, видя в нем основу экономики. В то же время он стремился ограничить разбогатевших соотечественников и поставить их под строгий контроль. Для этого Шан Ян ввел 20 степеней гражданских рангов знатности на основе имущественного ценза, но с учетом военных заслуг.

Это был своеобразный механизм экспроприации за большой взнос можно было повысить свой статус и избежать неприятностей как представителю частного сектора. Первый китайский император Цинь Ши-хуанди распространил на всю империю порядки, установленные Шан Яном. Политическое объединение страны, разграничивание населения по имущественному признаку, проведение мероприятий, способствующих развитию товарно-денежных отношений, несомненно, открывали простор для развития общества во всех сферах.

Однако для успешной реализации этих новых перспектив требовались перемены в общественном сознании, мировоззрении, ценностных ориентация древнекитайского общества.