Культура в понимании Питирма Сорокина

Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий СПбГУНиПТ Контрольная работа 1 по культурологии на тему Культура в понимании Питирима Сорокина Выполнила студентка 2 курса заочного отделения Анфиногенова Елена Анатольевна Шифр 1133 Санкт-Петербург 2003 г. План Введение.31. Три типа культуры1. Идеациональная культура41.2. Чувственная культура3. Идеалистическая культура62. Теория Питирима Сорокина1. Теория2. Исторические данные, доказывающие теорию72.2.1. исследования Греции72.2.2. исследования Рима72.2.3. исследования Европы83. Четыре фазы состояния общества и его культуры10Заключение12Список использованной литературы14 Введение Я выбрала тему, связанную с Питиримом Сорокиным, потому что он - один из самых блестящих умов, потерянных для России, которому принадлежит обобщающая концепция культурно-исторических типов цивилизаций.

Питирим Александрович Сорокин 1889-1968 выходец из беднейших слоев коми-зырянского народа, освоивший грамоту лишь в 14 лет. Вскоре он стал крестьянским революционером, вступив в партию эсеров.

Получив известность еще до февральской революции 1917 года, он подвергался преследованиям царизма, вскоре стал одним из лидеров своей партии. Активно сотрудничал в Государственной Думе, был одно время секретарем главы правительства А.Ф. Керенского, позднее профессором Петроградского университета.

После Октябрьского переворота, который Сорокин встретил в штыки, его арестовали большевики по обвинению в покушении на Ленина. Он скрывался в лесах русского Севера, но потом примирился с победой новой власти и написал нашумевшее открытое письмо, объявляя всем о своем разрыве с эсерами. Это письмо и послужило поводом для написания известной статьи Ленина Ценные признания Питирима Сорокина, сделавшей его известным на всю тогдашнюю Россию.

В 1922 году по инициативе Ленина и Дзержинского, Сорокин вместе с большой группой ученых и писателей, представлявших цвет русской общественной мысли, был выслан из страны. В 1923 году ученый переезжает в США, где становится одним из ведущих социологов и культурологов. Три типа культуры В своих многочисленных трудах он рассматривал историю человечества как последовательную смену неких социокультурных суперсистем, объединенных периодически меняющимся единством ценностей, норм и значений.

Под воздействием двойственной природы человечества существа мыслящего и существа чувствующего, и формируется каждая культурная суперсистема. Исходя из этого, он выделял три типа культуры два противоположных друг другу типа идеациональный, если преобладает истина веры, и чувственный тип, если преобладает истина чувств, и третий смешанный, промежуточный между ними тип идеалистический, где человеческими умами будет руководить истина разума. Сорокин подчеркивает, что в чистом виде в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда не реализуются.

Речь может идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период. Предложенную типологию суперсистем культуры философ наполняет фактическим содержанием, выделяя ее основные составляющие искусство, истину, мораль, право, что является основой и фундаментом всякой культуры Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество с. 429 и давая им характеристики.

Идеациональная культура

Идеациональная культура. Художественный образ идеационального искусства воплощается в архитекту... Создателем такого искусства являются профессиональные художники. Однако рядом с этими великолепными достижениями подчеркивает Сорокин н... 452.

Идеалистическая культура

Идеалистическая культура.

Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспект, выступая как промежуточная и переходная между вышеназванными суперсистемами. Для главных составляющих идеалистической культуры действует исходный принцип реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности.

Теория Питирима Сорокина

Теория Питирима Сорокина. В некоторых обществах такие переходы выражаются в виде международных в... Соответственно их индексы войны и революций были низкими. Несколько яснее ситуация в средневековой Европе. Показатели движения в... 4.

Четыре фазы состояния общества и его культуры

. В условиях кризиса уже ничто не сможет помешать открыться глазам людей... По мнению Питирима Сорокина, состояние, в котором сейчас находится зап... 12. 5, п.7, п.

Заключение

Заключение И сейчас не трудно показать, что у профессора Сорокина был дар предсказания будущих событий.

Дело в том, что практически на сто процентов оправдались его прогнозы в отношении того, в каком направлении пойдет наше общество. Что касается его краткосрочных прогнозов, то их достоверность на самом деле во многом превосходит достоверность прогнозов большинства других прогнозистов, многие из которых увидели, как их прогнозы не оправдывались уже через несколько лет. Я думаю, что мы должны знакомиться с трудами человека, который говорил о культурной катастрофе, которая уже фактически рядом с нами, но всегда бросал нам вызов с тем, что бы мы поднялись на уровень своей ответственности.

Он не минимизировал степень проблем, которые нас одолевали. Он на самом деле в самых мрачных тонах рисовал цивилизацию, вместе с тем давал пути и направления выхода. Он говорит о том, что катастрофа вероятна, но не неизбежна, что избежать ее возможно, если мы не будем расходовать нашу энергию нерационально на какие-то мелкие улучшения нашей внешней жизни. Окончательный исход борьбы между силами теперь уже истощившегося чувственного порядка и только еще зарождающимся идеационального или идеалистического порядка, непрерывно происходящей во всех сферах общественной и культурной жизни во многом будет зависеть от того, сумеет ли человечество предотвратить новую мировую войну24.24, 25 сокращенный, однотомный вариант работы Питирима Сорокина Социальная и культурная динамика Конец дороги. На самом деле эта катастрофа произойдет, если развяжется эта война, если мы не повернем на другой путь, если человек не встанет на путь выполнения уникальной миссии человека, как писал об этом Сорокин.

И он помогает нам преодолеть кризис.

Требуется некая доля благодати Божьей, которую мы сами не можем вызвать, она может прийти только от Господа Бога. И есть основания для надежды. Ни один человек, ни группа, на даже отдельное общество не может преодолеть столь всеобъемлющий кризис. И если удастся избежать апокалипсическую катастрофу, то зародившиеся творческие силы приведут человечество в новую, величественную эру его истории25. Сорокин принадлежал к той достаточно редкой породе мыслителей и ученых прошлого века, которые объективно, без политико-идеологических и национальных пристрастий, опираясь на конкретные социологические и культурные критерии, осмысливали путь человечества к лучшему будущему.

И от действий каждого из нас будет зависеть наше будущее.

Список использованной литературы

Список использованной литературы 1. Сокращенный, однотомный вариант работы Питирима Сорокина Социальная культурная динамика. 2. Сорокин П.А. Человек.

Цивилизация. Общество. 3. Сорокин П.А. Кризис нашего времени. 4. Сорокин П.А. Общество, культура и личность.