Немецкие эмигранты и их духовный мир в художественных произведениях Э.М.Ремарка

Немецкие эмигранты и их духовный мир в художественных произведениях Э.М.Ремарка. В 20-е и 30-е гг. усиление фашизма и рост военной опасности вызвали к жизни антифашистскую и антимилитаристскую литературу.

Эрих Мария Ремарк снова возвращается к теме немецкой эмиграции Мировая художественная культура Учебное пособие. Под ред. Б.А. Эренгросс. М. Высшая школа. 2001. С.69 Ремарк дольше других старался держаться в русле, намеченном уже в самом начале его творчексой жизни, и сохранить в годы новых великих потрясений неустойчивое равновесие трагического мироощущения своей молодости.

Произведения Ремарка явились своеобразным художественными документами эпохи, поэтическими летописями и манифестами поколения. В них отразилось мироощущение писателя, сдержанно страстного, застенчивого и поэтому сурового в своей нежности, печального в веселой насмешливости, циничного в доброте. Больше всего он избегает красноречия, риторики, брезгливого отстраняется от звонких патетических слов Борисенко А. Ностальгическое прошлое.

Почему Ремарк так любим в России М. Иностранная литература. 2001, 11 Строгая, временами даже кажущаяся нарочитой, объективность повествования Ремарка вместе с тем пронизана глубоким лиризмом. Это не искусственный литературный прием, а естественно необходимое выражение подлинного отношения художника к тому, о чем он пишет. Писатель очень сдержан, немногословен в описаниях людей и событий, изредка едва приметно, но тем более выразительно расцвечивая их иронией, шуткой он стенографически точно воспроизводит диалог и несколькими скупыми штрихами четко изображает местность и предметы.

Он никуда не зовет, ничему не хочет учить. Он просто повествует о своих сверстниках, об их мыслях, ощущениях, страданиях и радостях просто вспоминает о женщинах, вине, о встречах с такими же эмигрантами как он сам См. Там же Ремарк несомненно вполне искренен в своих стремлениях к полной нейтральности, он прежде честный художник-гуманист. И поэтому вопреки всемболезненным наслоениям ему неотьъемлемо присущи в конечном счете здоровые нравственные принципы, здравый смысл и живые чувства простого человека, ненавидящего войну, лицемерие и хищное корыстолюбие и горячо, взволнованноо любящего людей, любящего их такими, какие они есть несчастливыми, грешными, измученными и даже изуродованными, измельченными трудной, безобразной жизнью. Поэтому книги Ремарка, вопреки всем субъективным намерениям автора, стали оружием в борьбе прогрессивного человечества против сил реакции.

Поэтому писателю пришлось покинуть родину, чтобы избежать расправы гитлеровцев Вильгельм фон Штернбург.

Как будто все в последний раз. Иностранная литература. 2000, 10 2.2.