Риторические функции пространства плаката

Риторические функции пространства плаката. Направление слева направо, кроме того, что задает временнoе темпоральное направление из прошлого в будущее, имеет и другую семантику. Визуальные фигуры и персонажи, расположенные слева, в структуре сообщения являются более важными, они выражают начало не только во временнoм смысле, но и в смысле причины. Расположенные слева персонажи и фигуры являются так же субъектами в логическом смысле, они отождествляют сложившееся Status Quo. В противоположность им, визуал, расположенный справа выступает как подчиненный, как завершение, венец дела. Он является предикатом в логическом смысле.

По отношению к визуалу, расположенному слева, он выражает цель движения, эволюции, или же результат этого движения. Задача любого агитационного плаката агитация, пропаганда, определенное воздействие на адресата. Поскольку целью данного исследования не является рассмотрение проблем воздействия, не будем в нее углубляться, а лишь слегка коснемся.

К тому же некоторые вопросы воздействия уже обсудили выше. Условно можно выделить две группы технологий воздействия повестка дня цель воздействия повышение актуальности проблемы и формирование кода цель выработка определенных моделей поведения, социальных норм, системы ценностей Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация. М 2003, стр 156. Повестка дня Повестка дня меняет иерархию приоритетов проблем в общественном сознании.

Технологии, работающие с повесткой дня должны сделать ту или иную проблему более актуальной, то есть продвинуть ее вверх в иерархии общественного сознания. Основной набор приемов актуализации проблемы лежит в сфере вторичной семиотической системы, а не непосредственно в тексте плаката это касается количества контактов сообщения с адресатами попросту, чем больше человек увидит плакат, и чем чаще будет видеть, тем лучше, а так же количества самих сообщений чем больше плакатов будет выпущено на одну тему, тем лучше.

Если же говорить непосредственно о дискурсе плаката, то для актуализации темы используются приемы, делающие визуал более активным, привлекающим к себе больше внимания за счет ярких образов, нестандартных решений, каких-то других приемов, нарушающих симметрию визуального ряда. Другим вариантом привлечь внимание является решение сложной задачи наполнения абстрактного содержания плаката каким-то личностным содержанием. Близкие к технологиям повестки дня приемы используются и в репрезентативных плакатах, функция которых представление кандидата, или, в коммерческой рекламе, функция показать товар лицом.

Отличие между этими группами технологий опять же проходит на уровне вторичной, порожденной семиотической системы. Иными словами, одни и те же приемы, используемые в самом тексте плаката, работают по-разному в разных контекстах технологий агитационных кампаний. На уровне первичной семиотической системы, задача репрезентативных плакатов сформировать определенное, чаще всего положительное, отношение к персонажу плаката. Для этого необходимо изобразить его как можно более привлекательным, заботливым.

Кодификация действительности Как известно из разработок школы Л. Альтюссера, внутри дискурса действуют определенные внутренние силы, функционирующие в качестве законов языка, в рамках политического дискурса эти силы, эти законы языка производят эффект социального признания. Они вовлекают адресата в свой дискурс, тем самым, формируя у него определенный код, а этот код, в свою очередь, формирует у адресата идеологическую картину если не сказать картинку мира. Первое, что делает идеологический код, в который мы включаем и систему ценностей, он маркирует объекты мира как хорошие и плохие, чистые и грязные, желательные и нежелательные.

Язык плаката в этом отношении достаточно прост. Плакат показывает вот это хорошо, а вот это плохо. Плакаты могут непосредственно изображать необходимую модель поведения, с призывом поступать именно так, а не иначе.

Убедительность при этом должна достигаться эстетическими, художественными средствами.