Носитель идеологической точки зрения

Носитель идеологической точки зрения. При структурном анализе плаката как текста принципиально важным моментом оказывается, кто является носителем идеологического, оценочного дискурса.

Оценка уже может быть зафиксирована в сообщении, и при этом не подлежать дискутированию. Для этого необходимо, чтобы оценка проводилась с абстрактных позиций, чтобы выразителем идеологии был трансцендентальный субъект. Трансцендентальный субъект судит обо всем с высока, он занимает мета-позицию по отношению к остальным, а, значит, его позиция не подлежит сомнению и дискуссии для тех, кто занимает позицию внутри ситуации.

Мета-позиция это единственная объективная позиция из всех возможных. Интересен тот факт, что в семиотике плаката трансцендентальный субъект буквально судит с высока. Единственно возможный вариант объективной точки зрения это вариант точки зрения трансцендентального означающего. Эта точка зрения задана памятником. Памятник символизирует то, что точка зрения находится вне времени как это и положено трансцендентальному означающему.

Выразителем идеологии может быть один из персонажей сообщения, предлагающий как бы присоединиться к его оценке. Выразителем идеологии является наставник, именно в его глазах мы читаем одобрение поступка молодого рабочего, без отрыва от производства получившего диплом. Но воздействие здесь двухуровневое. Во-первых, непосредственное воздействие идет на адресата сообщения. Во-вторых, плакат задает определенную социальную кодификацию, формирование определенной модели поведения.

Вариант, когда носителем идеологии выступает рассказчик, с чьих слов мы узнаем о событии, пожалуй, наиболее редкий вариант в агитплакатах. В тех текстах, которые мы традиционно называем текстами, т.е. тех, которые написаны словами, один из самых распространенных вариантов оценки события это авторская точка зрения. Но, не смотря на то, что в визуальных сообщениях автор нем, и в этом случае возможна оценка происходящих событий или персонажей автором.

При этом оценка, как правило, черно-белая задача автора показать, что такое хорошо и что такое плохо. Последний вариант - это вариант, когда выразителем идеологии должен стать сам адресат сообщения. Правда, в отличие от художественных произведений, решающих эстетические задачи, в сообщении не должно быть двусмысленности. Поэтому если и ставится вопрос об оценке, о принятии одной из нескольких точек зрения, то это должен быть риторический вопрос.