РУССКОЕ ИСКУССТВО XVII ВЕКА

РУССКОЕ ИСКУССТВО XVII ВЕКА. В истории русской культуры, как и в истории Росси в целом, XVII столетие завершает период средневековья и примерно со второй половины XVII века начинается новый период.

Во всех сферах общественной жизни происходят заметные изменения, обусловленные глубокими сдвигами в развитии социально-экономических отношений. 4.1. Литература Существенные сдвиги происходили в развитии исторических знаний и исторической мысли. Об усилении интереса к прошлому свидетельствуют многочисленные списки различных исторических сочинений и их широкое распространение среди представителей разных социальных слоев населения.

Из всей светской литературы именно исторические сочинения пользовались наибольшей популярностью. Расширился круг не только их читателей, но и их создателей. Из демократических слоев населения выходили произведения, близкие по своему характеру к устному народному творчеству Повесть об Азовском осадном сидении, Полулегендарные повести о начале Москвы, Сказание о ранней славянской истории, О начале русской государственности. 4.1.1. Синопсис Большую роль в распространении исторических знаний сыграла книга украинского ученого Иннокентия Гизеля Синопсис, изданная в Москве в 1678 году с киевского издания 1674 года. Эта книга первое печатное исторической произведение содержала краткий обзор русской истории с древнейших времен до 70-х годов XVII века. Она стала одной из самых популярных книг. Выдержав в дальнейшем около 30 изданий, Синопсис на протяжении всего следующего столетия выполнял роль учебника по русской истории. 4.2. Живопись Общий для русской культуры XVII века процесс обмирщения затронул и живопись.

Новые явления в живописи начали проявляться с середины столетия.

Главным из них было становление и развитие реалистических тенденций. Художники этого времени стремились отразить в своем искусстве и донести до сознания современников прелесть земного, материального, радость земного бытия. К числу высоких достижений русской живописи относятся стенные росписи ярославских храмов конца XVII века. Особенно восхищают фрески церкви Ильи Пророка, исполненные артелью мастеров во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным, и фрески церкви.

Иоанна Предтечи, написанные под руководством Дмитрия Плеханова. Здесь весьма заметно воздействие светской, посадской культуры, демократические элементы решительно вторгаются в церковно-догматическое искусство. В этих росписях господствует стремление художников изобразить реальный, материальный мир. Религиозные мифы, сюжеты священной истории они используют лишь как повод для изображения бытовых сцен, для рассказа о жизни земных людей во всем ее многообразии.

С пробуждением интереса к человеку, к отдельной личности связано появление и развитие портретной живописи первого собственно светского жанра. В первой половине XVII века портреты писались в старой иконописной манере и в старой иконной технике на доске, яичными красками. Во второй половине столетия изображения стали принимать более реалистический характер, точнее передавать индивидуальные черты. Таковы портреты царя Алексея Михайловича конца 70-х начала 80-х годов и царя Федора Алексеевича 1686 года. Живописцы стали писать портреты по западному образцу масляной краской на холсте.

Так, в конце XVII века написаны портреты князя Б.И. Репнина, стольника Г.П. Годунова, Л.К. Нарышкина и многих других. 4.3. Музыка В XVII веке возникают новые жанры и виды музыкального искусства, возрастает его роль в культурной жизни русского общества. В целом же музыка, как и все искусство, преимущественно была поставлена на службу религии.

Это обусловило, наряду с историческими событиями раздробленностью Руси, татаро-монгольским нашествием, ее более медленное, чем в странах Западной Европы, развитие. В то же время развитие русской музыки шло своим чередом. 5.