РУССКОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА

РУССКОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА. Период переходных культур всегда драматичен, и всегда сложны и противоречивы отношения между традиционной, классической культурой прошлого знакомой, привычной, но уже не возбуждающей особого интереса, и формирующейся культурой нового типа, настолько новой, что ее проявления непонятны и порой вызывают негативную реакцию.

Искусство XX века противоречиво и многогранно.

На направленность и сложность культуры в целом свою печать наложила историческая действительность между двумя революциями 1905 1917. История определила страстное неприятие окружающего мира, буржуазной культуры и цивилизации, радикальное отрицание порядков современного мира и интуитивное предвидение наступления нового времени. Чувство времени в различных вариантах пронизывает все искусство этого периода. Достижения русского искусства XX века огромны и имеют мировое значение.

Литература, живопись, скульптура, театр и музыка стали своеобразным прологом искусства XX столетия, как в зеркале отразив противоречия и сложности культуры нового века. Две самых страшных в истории человечества мировых войны, политические взрывы и революции, установление жестокого авторитарного режима в России в значительной мере определяют развитие отечественной культуры XX столетия. 7.1. Литература XX век начинался эпохой смутного времени войны, революции.

В литературном процессе в такой период на первый план выходят публицистические, беллетристические и лирические жанры небольшого объема. Первые романы появились только в 1921 году Два мира В. Зазубрина и Голый лед Б. Пильняка. До этого главное место в прозе занимали очерки, репортажи, рассказы. Интересную прозу писали Л. Леонов, В. Иванов, М. Зощенко, Б. Пильняк. Неожиданно произошел взлет драматургии. Возрождались полузабытые традиции массового площадного действа. Это оказало влияние на первые шаги новой драматургии. Мистерия-буфф В. Маяковского, Стенька Разин В. Каменского, Фома Компанелла А. Луначарского эти пьесы соответствовали эстетике нового революционного театра.

Но наибольший интерес в литературе 1917 1921 годов вызвала поэзия. Это было время стихов. Тема поэтического осмысления революции породила как восторженные оды В. Маяковский, Д. Бедный и др так и проклятья в ее адрес М. Волошин, И. Бунин, З. Гиппиус и др Начинали звучать новые талантливые голоса Клюев, Багрицкий, Пастернак, Мандельштам, Тихонов и др Литература 20-х годов характеризуется редким жанровым разнообразием и тематическим богатством.

В прозе наибольшего расцвета достигли жанры повести, рассказа, очерка. В то же время началась работа над романами, тяготеющими к эпопее Жизнь Клима Самгина М. Горького, Тихий Дон М. Шолохова, Хождение по мукам А. Толстого, Белая гвардия М. Булгакова. Проза этого времени характеризуется интенсивным, напряженным сюжетом, острым социальным конфликтом.

Роман, повесть, рассказ, очерк в том виде, в каком эти жанры сложились в прежней русской литературе, в 20-е годы встречаются редко. В это время уже началось то небывалое смешение жанров, которое со всей определенностью заявило о себе на последующих этапах развития русской литературы XX века. В текст своего романа Чапаев Д. Фурманов, например, включил хронику. Дневниковые записи, очерки, письма. Яркие творческие индивидуальности появились в русской поэзии. В 20-е годы в ней возродился полузабытый жанр баллады.

Интересную эволюцию этот период совершила поэма от Двенадцати А. Блока до Хорошо и Во весь голос В. Маяковского. Великая Отечественная война началась для страны огромной трагедией отступления, громадных человеческих потерь. И писатели стали призывать к защите страны, к победе над врагом, обращаясь к глубинам отечественной истории, к тысячелетнему патриотическому чувству. Это было одной из форм противостояния врагу, возможно, не менее важной, чем на поле боя. Этим временем рождена поэма Твардовского Василий Теркин, лирика Ахматовой, Пастернака.

Наиболее заметной вехой в развитии военной темы в литературе 40 50-х годов стала повесть В. Некрасова В окопах Сталинграда, в которой проявился не только талант художника, но и личный опыт писателя. Эта книга была удостоена Сталинской премии, но вскоре попала в немилость. Здесь мы видим окопную правду о войне. Проза о второй мировой войне в это время была далека от масштабного осмысления проблем, лишена философичности, ограничена цензурными рамками.

И все же, при всех ограничениях, при всем идеологическом давлении на художника, она отразила подвиг солдат и тружеников тыла, подготовив дальнейшее развитие темы в 50 60-е годы. В это время многие писатели обращались к истории. Образуется целый пласт исторической прозы. С. Злобин создает романы Салават Юлаев 1929 1941 и Степан Разин 1951. В романе Ю. Германа Россия молодая мы видим широкую картину строительства русского флота. Два новых романа опубликовала в это время О. Форш старейший мастер исторического жанра Михайловский замок и Первенцы свободы.

В 50-е годы появляется возможность реализовать долго не востребованный опыт писателей военного поколения, по-иному осмыслить события Великой Отечественной войны. Утверждалась правда, которую некоторые критики презрительно называли окопной. Первые повести и рассказы А. Ананьева, В. Богомолова, Г. Бакланова, Ю. Бондарева, Б. Окуджавы, К. Воробьева, В. Курочкина и др В конце 50-х годов в литературу вошло поколение лейтенантов Бакланов, Бондарев, Быков и др которое принесло свое знание войны, свой личный опыт. Их произведения противостояли одновременно и лакировочным книгам 40-х годов и многотомным эпопеям, продолжавшим утверждать мудрость Генштаба и Сталина.

В литературе обозначился поворот к нравственному осмыслению событий. Моральный аспект сделался главным. Это относится к повестям Батальоны просят огня 1957, Последние залпы 1959 Ю. Бондарева, Журавлиный крик 1960, Третья ракета 1961 В. Быкова, а также к рассказам и повестям К. Воробьева, Г. Бакланова, Ю. Гончарова, В. Астафьева, В. Богомолова повесть Иван 1957 и рассказы.

Самое объемное произведение о войне в конце 50 начале 60-х годов принадлежит К. Симонову трилогия Живые и мертвые, Солдатами не рождаются, Последнее лето. В. Гроссман упрямо боролся за право опубликовать роман о войне Жизнь и судьба текст был арестован. Правда, содержавшаяся в произведении, тщательно скрывалась от народа.

Советская проза 60 80-х годов не могла пройти мимо событий коллективизации. Различные аспекты этой темы затронули В. Белов, М. Алексеев, С. Антонов, Б. Можаев и др. Внимание художников устремлено на неоднозначный и болезненный процесс социальной ломки, в корне изменившей веками складывающиеся устои хозяйственной и нравственной жизни крестьянина. В периоде великого перелома современные писатели находят истоки целого ряда социальных проблем новейшего периода, и не только деревни, но и всей политико-государственной системы страны.

Невозможно представить себе литературу 70 80-х годов без произведений исторической прозы. Особенностью осмысления исторических тем и сюжетов в новейшей прозе является интерес писателей к вечным нравственным вопросам, к которым обернулась в современную эпоху вся литература. Проблемы совести и долга, жизни и смерти, любви и ненависти приобретают особую масштабность при проекции на события, от которых зависят судьбы людей и целых народов. Избрав путь нравственно-философского постижения минувшего, Д. Балашов, В. Шукшин, Ю. Давыдов, Ю. Трифонов, Б. Окуджава вступили в диалог с читателем по проблемам политики и нравственности, народа и власти, личности и государства.

Современные исторические романисты в изображении минувшего оказались ближе к традициям русских классиков А. Пушкин, Л. Толстой и к опыту интеллектуального романа XX века Т. Манн, Л. Фейхтвангер. В центре их внимания находится человек, соотношение личности и объективного исторического процесса.

В атмосфере нравственных и эстетических исканий 70 90-х годов сложились следующие типы исторических повествований собственно исторический роман, в котором исследуются в переломные эпохи отечественной истории человеческие судьбы произведения Д. Балашова, Н. Задорнова, В. Лебедева, А. Солженицына и др книги, ищущие ответы на современные вопросы в толще времени произведения В. Шукшина, Ю. Трифонова, Ю. Давыдова, произведения, обращенные к вечным вопросам истории произведения Б. Окуджавы, О. Чиладзе и др Историческая проза 70 80-х годов привлекает многообразием подходов к минувшему, самостоятельностью исторической и философской концепций, неповторимостью художественных решений, и главное поиском правды о человеке и мире. 7.2.