Оборона Севастополя А. Дейнеки

Оборона Севастополя А. Дейнеки. На выставке Героический фронт и тыл 1943, открытой в залах Третьяковской галереи, всеобщее внимание привлекла картина А. Дейнеки Оборона Севастополя 1942. Фашистские полчища уже вплотную прижали советских матросов к морю. И все же на этих последних метрах родной земли матросы ведут отчаянный рукопашный бой. Солдатам фашистской армии, подобной тупой механической силе, художник противопоставил сознательный героизм советских моряков, получивший заостренное, почти плакатное выражение в центральной фигуре матроса, бросающего в наступающих врагов связку гранат.

В фигуре этой и героика, и исступление боя, и богатырская сила. Картина сохраняет свое значение как воплощение стойкости и мужества советских моряков защитников Севастополя. 7.4.2. Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года К. Юона Юон одним из первых отразил мысли и чувства, волновавшие советских людей в дни Великой Отечественной войны.

Картину Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года он начал писать сразу же по окончании парада, на котором сам присутствовал, и завершил в 1942 году. Общий дух парада 1941 года, когда прямо с площади войска направлялись на фронт, на защиту столицы, Юон выразил с удивительной наглядностью, простотой и убедительностью. Над городом нависло сумрачное ноябрьское небо. По заснеженной и необычайно пустынной площади под звуки небольшого военного оркестра, мимо трибуны Мавзолея проходят войска в походном снаряжении.

В четком марше колонн, ясно вырисовывающихся на фоне снежного покрова, устлавшего обширную площадь, в настороженной тишине пейзажа безошибочно узнаем мы те суровые дни. Пейзаж в картине не только способствует созданию общего настроения. Он несет еще одну и очень важную идейную нагрузку. Громада Василия Блаженного и возносящаяся в небо Спасская башня Кремля выступают как свидетели былых побед русского оружия, напутствующие воинов Советской Армии. Связь прошедшего и настоящего, славы предков и героизма современников, осознание величия наших дней через исторические воспоминания все это нашло отражение в скромной на первый взгляд, но глубокой по мысли картине Юона. 7.4.3.