Живопись второй половины XX века

Живопись второй половины XX века. е годы это время наиболее плодотворной творческой работы тех художников, которых сегодня относят к старшему поколению. В своей широкой экспрессивной манере Е. Моисеенко создает овеянные революционной романтикой полотна о гражданской и Великой Отечественной войнах цикл Годы боевые, 1961 Красные пришли, 1963 1964 и др Б. Угаров пишет картину о блокадном городе на Ниве Ленинградка.

В сорок первом 1961. Историческое осмысление судеб России претерпевало такие же изменения, какие испытало наше общество в целом. Примером подобного глубокого процесса является творчество Г.М. Коржева. Искусство Коржева современно осмыслением истории, раздумьем о своем времени, своей гражданственностью, вторжением в жизнь, определенной публицистичностью. Прошедшая война продолжает волновать как людей старшего поколения, так и молодежь, тех, кто не принимал в ней участия, а в иных случаях еще тогда и не родился.

Но знаменательно, что и те и другие изображают войну прежде всего как величайшую трагедию человечества. В 1966 1968 годах В. Попков создает триптих Ой, как всех мужей побрали на войну Воспоминание. Вдовы, Одна, Северная песня, который стал живописным памятником всем вдовам, старым и молодым, не дождавшимся прихода своих мужей с полей сражений. 7.6. Скульптура В скульптуре второй половины XX века все большее место по глубине идеи, по силе и оригинальности художественного выражения занимает архитектурно-скульптурный комплекс, мемориал.

Начало им было положено еще в 40-е годы мемориальным комплексом Вучетича в Трептов-парке в Берлине и памятником Микенаса, воздвигнутым в память гвардейских полков, погибших при взятии Кенигсбергской крепости. Современные скульпторы также используют приемы ведущих стилей прошлого в историческом портрете.

Так, несомненно, под впечатлением барокко и даже несколько нарочито исполнен В. Думаняном бюст Петра I гипс. В лучших традициях русской пластики Коненкова, Голубкиной сделан В. Клыковым остропсихологический портрет И. Стравинского бронза, 1981. 7.6.1. Памятник героическим защитникам Ленинграда Монументальная мемориальная скульптура наших дней, как и все монументальное искусство, имеет разные стилевые концепции. Пример жанрового решения в скульптурной композиции 70-х годов, представляющей собой как бы развернутый рассказ о героических днях блокады, дает памятник героическим защитникам Ленинграда 1975, скульптор М. Аникушин, архитекторы С. Сперанский, В. Каменский.

В центре композиции обелиск, справа и слева от него располагаются скульптурные группы, олицетворяющие будни тыла и фронта. Внизу в замкнутом круговом пространстве группа Блокада. Памятный зал украшает фриз с 900 по числу блокадных дней негасимыми факелами в форме снарядных гильз. В торцах зала помещены мозаики, исполненные под руководством А. Мыльникова Блокада, 1941 год и Победа, изображающая встречу войск Ленинградского фронта у Нарвских ворот.

О возможностях камерного, лирического образа в монументальной скульптуре свидетельствует памятный ансамбль Доблестным сынам Куртатинского ущелья, павшим за родину в годы Великой Отечественной войны 1970, скульптор Д. Цораев с одинокой лошадью без всадника в горах. С другой стороны, примером символического решения с конструктивными элементами может служить посвященное блокаде же и Дороге жизни Разорванное кольцо К. Симуна. 7.7. Музыка Новые черты русской музыки начала XX в. нашли наибольшее выражение в творчестве С. В. Рахманинова и А. Н. Скрябина.

В 30-е годы сформировалась так называемая песенная опера, опиравшаяся на интонации и формы, типичные для советской массовой песни Тихий Дон, Поднятая целина И.И. Дзержинского 1935, 1937, В бурю Т.Н. Хренникова 1939. В области ораториально-контатного творчества появились монументальные произведения, посвященные актуальной в предвоенные годы теме борьбы русского народа против иноземных захватчиков кантата Александр Невский С.С. Прокофьева 1939, симфония-кантата На поле Куликовом Ю.А. Шапорина 1939. Высокий пафос отличал симфонии военного времени Седьмую Ленинградскую, написанную в первые месяцы блокады в Ленинграде, и Восьмую 1943 Д.Д. Шостаковича, Двадцать вторую и Двадцать четвертую Н.Я. Мясковского 1941, 1943, Вторую Т.Н. Хренникова 1942, Пятую С.С. Прокофьева 1944. Патриотическая направленность творчества вызвала интерес к отечественной истории, литературе опера Война и мир С.С. Прокофьева 1943, оратория Сказание о битве за русскую землю Ю.А. Шапорина 1944. Начиная с 80-х годов для музыкального искусства стало характерным углубленное осмысление действительности, обращение к актуальным проблемам современности, что проявилось прежде всего в симфонической музыке.

Сохранился и стал более глубоким интерес композиторов к глубинным слоям фольклора, к музыкальному наследию, выражающийся в новом осмыслении различных исторических стилей. 8. РУБЕЖ XX XXI ВЕКОВ Рубеж XX XXI веков один из наиболее противоречивых периодов в развитии отечественной культуры.

Социально-экономические кризисы, политические реформы оказали существенное влияние на культурный процесс.

Вместе с тем, уделяется все большее внимание памятникам истории и культуры восстановлен храм Христа Спасителя, отреставрирован храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Наиболее массовым видом искусства является кино, большой популярностью пользуются исторические ленты, критически осмысливающие уроки прошлого.

Наиболее заметным явлением в архитектуре стал новый московский стиль, представляющий собой эклектичное соединение постмодернистских архитектурных тенденций, хай-тека и элементов российского исторического зодчества. Развитие искусства конца XX начала XXI веков отразило всю сложность, противоречивость переживаемого страной переходного периода. 9.