Война и мир Л.Н. Толстого

Война и мир Л.Н. Толстого. К созданию Войны и мира Толстой пришел от замысла начатой в 1860 году повести Декабристы.

Декабристская тема определяла на раннем этапе работы композицию задуманного монументального произведения о почти полувековой истории русского общества от 1812 до 1856 годов. Пафос Войны и мира в утверждении мысли народной. Глубокий, хотя и своеобразный, демократизм автора обусловил необходимый для эпопеи угол зрения в оценке всех лиц и событий на основе мнения народного. Уже в процессе поисков начала, составления конспектов и работы над первыми частями будущего большого произведения определились его главные черты как романа-эпопеи, в котором рассказ об отдельных семьях и лицах, вымышленных и действительных, сочетается с раскрытием характера русского народа и войска.

Отечественная война 1812 года, когда усилия всей русской нации, всего, что было живого и здорового в ней, были напряжены для отпора наполеоновскому нашествию, представила благодарный материал для такого произведения.

Война и мир одно из немногих в мировой литературе XIX века произведений. К которому по праву прилагается наименование романа-эпопеи. События большого исторического масштаба, жизнь общая, а не частная, составляют основу ее содержания в ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий период русской жизни во всех ее слоях и вследствие этого так велико число действующих лиц, в частности, персонажей из народной среды в ней показан русский национальный быт, и, главное, история народа и путь лучших представителей дворянского класса к народу являются идейно-художественным стержнем произведения.

Мировые события и крупные явления общественной жизни наблюдает в Войне и мире случайный свидетель, обыкновенный смертный, и эта простая, естественная, непредвзятая точка зрения обеспечивает нужный автору человеческий взгляд. Представляя события с человеческой, нравственной стороны, писатель проникал и в их подлинную историческую сущность.

Философия войны у Толстого, при всей отвлеченности некоторых его сентенций на эту тему, сильна оттого, что острием своим направлена против либерально-буржуазных военных писателей, для которых весь интерес сводился к рассказу о прекрасных чувствах и словах разных генералов, а вопрос о тех 50 000, которые остались по госпиталям и могилам, вовсе не подлежал изучению. Его философия истории, при всей противоречивости, сильна тем, что большие исторические события он рассматривает как результат движения масс, а не деяний царей, полководцев и министров, то есть правящих верхов.

И в таком подходе к вопросам исторического бытия видна все та же мысль народная. 6.2.